ФЭНДОМ

7 марта — 66-й день года (67-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 299 дней.

Содержание Править

  • 1Праздники
  • 2Именины
  • 3События
    • 3.1До XVIII века
    • 3.2XVIII век
    • 3.3XIX век
    • 3.4XX век
    • 3.5XXI век
  • 4Родились
    • 4.1До XIX века
    • 4.2XIX век
    • 4.3XX век
  • 5Скончались
    • 5.1До XIX века
    • 5.2XIX век
    • 5.3XX век
    • 5.4XXI век
  • 6Народный календарь, приметы и фольклор Руси
  • 7См. также
  • 8Примечания

Праздники Править

См. также: Категория:Праздники 7 марта

Религиозные
Католицизм
 — память святых Фелицитаты и Перпетуи;
 — память Терезы Маргариты.
Православие[1]
 — обретение мощей мучеников, иже во Евгении (395—423);
 — память священномучеников Иосифа и Владимира пресвитеров, Иоанна диакона и мученика Иоанна (1918);
 — память священномучеников Михаила, Иоанна, Виктора, Иоанна, Сергия, Андрея пресвитеров, преподобномучеников Сергия и Антипы, преподобномученицы Параскевы, мучеников Стефана и Николая, мучениц Елисаветы, Ирины и Варвары(1938);
 — память мученика Андрея (1941);
 — память преподобномученика Филарета (1942);
 — память мучеников Апамейских: Маврикия и 70-ти воинов: Фотина, Феодора, Филиппа и иных (ок. 305);
 — память преподобных Фалассия, Лимния и Варадата, пустынников Сирийских (V);
 — память преподобного Афанасия Павлопетрийского, исповедника (821);
 — память мученицы Анфусы;
 — память мученика Бакара;
 — память мученика Бардзима;
 — память мученика Дача;
 — память мученика Джуаншера;
 — память мученика Гурама;
 — память Вавилы, скомороха;
 — память мученика Ваче;
 — память мученика Агарнасе;
 — память мученика Парсмана;
 — память мученика Разумника (Синета) Нового;
 — память мученика Рамаза;
 — память Телесофа, Папы Римского;
 — память Тита, епископа Бострского;
 — память великомученика Феодора Тирона («молодого воина»).

Именины Править

  • Католические: Маргарита, Перпетуя, Тереза, Фелицитата[2]
  • Православные: Агарнасе, Андрей, Антипа, Анфуса, Афанасий, Бакар, Бардзим, Вавила, Варадат, Варвара, Ваче, Виктор, Владимир, Гурам, Дача, Джуаншер, Елизавета, Иван, Иосиф, Ирина, Лимний, Маврикий, Михаил, Николай, Параскева, Парсман, Разумник, Рамаз, Сергей, Синет, Степан, Телесоф, Тит, Фалассий, Фёдор, Филарет, Филипп, Фотин[1]

События Править

См. также: Категория:События 7 марта

До XVIII века Править

  • 321 — по указу римского императора Константина I Великого воскресенье объявлено выходным днём.
  • 1530 — папа римский отказал английскому королю Генриху VIII в праве на развод, что подтолкнуло короля к созданию англиканской церкви.
  • 1573 — Иван Фёдоров основал во Львове типографию.
  • 1573 — Константинопольским договором Венеция признала суверенитет Турции над Кипром.
  • 1609 — подавлен заговор русских бояр с целью свергнуть с престола Василия Шуйского.
  • 1657 — французский король Людовик XIV запретил продажу спиртного индейцам Америки.

XVIII век Править

  • 1714 — подписан Раштаттский мирный договор.
  • 1757 — в Петербурге учреждена первая в Российской империи акционерная компания — «Российская в Константинополе…».
  • 1768 — по договору России и Речи Посполитой на её территории уравнены в правах православные и католики.

XIX век Править

  • 1824 — 12-летний Ференц Лист впервые выступил с концертом в Париже. Успех был потрясающим.
  • 1876 — Александр Белл запатентовал телефон.
  • 1891 — установлены дипломатические отношения между Россией и Великим Герцогством Люксембург.

XX век Править

  • 1912 — первый беспосадочный перелёт из Парижа в Лондон совершил Анри Сейме.
  • 1920 — сирийский национальный конгресс провозгласил независимость Сирии.
  • 1924 — обращение ЦК РКП(б) о проведении денежной реформы в СССР (переход к твёрдой валюте).
  • 1926 — установлена радиотелефонная связь между Лондоном и Нью-Йорком.
  • 1933 — в Атлантик-Сити Чарльзом Дарроу изобретена игра «Монополия».
  • 1939 — в ходе гражданской войны, береговой артиллерией было потоплено испанское судно «Castillo de Olite» (исп. Castillo de Olite); 1476 человек погибли, 342 получили ранения.
  • 1946 — в Восточной Германии основан Союз свободной немецкой молодёжи, первым председателем которого стал Эрих Хонеккер.
  • 1957 — первый полёт пассажирского турбовинтового самолёта Ан-10.
  • 1960 — в Тихом океане американцами подобраны четыре советских солдата, дрейфовавших в Тихом океане на неуправляемой барже без запасов воды и продовольствия 49 дней[3].
  • 1960 — в СССР сформирована первая группа космонавтов из двадцати военных лётчиков.
  • 1963 — на встрече с советской интеллигенцией глава СССР Никита Хрущёв предложил поэту Андрею Вознесенскому эмигрировать из страны.
  • 1965
    • Катастрофа Ли-2 на Араданском хребте (Красноярский край). Погиб 31 человек.
    • Впервые в Канаде в римских католических церквях совершены богослужения на английском языке.
  • 1966 — президент Франции Шарль Де Голль объявил о намерении Франции выйти из военной организации НАТО.
  • 1967 — постановление ЦК КПСС, СМ СССР и ВЦСПС о переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями.
  • 1981 — первый концерт группы «Зоопарк» на открытии Ленинградского рок-клуба.
  • 1982 — Андрей Тарковский выехал на Запад.
  • 1984 — польские студенты устроили сидячую забастовку в колледже Станислава Сташека в Метне, требуя вновь установить распятия в аудиториях.
  • 1986 — правительство Южной Африки отменило чрезвычайное положение, введённое в июле 1985 года.
  • 1987 — впервые на ЦТ появилась передача «До и после полуночи» Владимира Молчанова. Гостем передачи был Андрей Миронов.
  • 1989 — в связи со скандалом вокруг новой книги Салмана Рушди Иран разорвал дипломатические отношения с Великобританией.
  • 1992 — состоялся премьерный показ аниме-сериала «Сейлор Мун».
  • 1995 — в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора в Санкт-Петербурге были торжественно перезахоронены останки великого князя Кирилла Владимировича и его жены Виктории Фёдоровны, умерших во Франции в конце 30-х годов.
  • 1997 — журнал «Nature» сообщил, что учёные из Рослинского института в Эдинбурге (Шотландия) воспроизвели ягнёнка без участия половых клеток барана. На свет появилась клонированная овца Долли.

XXI век Править

  • 2004 — папа Иоанн Павел II подписал декрет о канонизации 12 новых святых Католической Церкви. Среди новых католических святых — четверо итальянцев, в том числе Даниэле Комбони (1831—1881), основатель ордена миссионеров. Церемония его канонизации назначена на 5 октября текущего года. Ещё одна новая святая — монахиня Вирджиния Чентурионе Брачелли (1587—1651), дочь венецианского дожа. Ей было посвящено богослужение в соборе святого Петра 18 мая. За почти четверть века своего пребывания на папском престоле Иоанн Павел II провозгласил 1311 новых блаженных и 476 святых Католической Церкви.

Родились Править

См. также: Категория:Родившиеся 7 марта

До XIX века Править

  • 1671 — Роб Рой (Роберт Рой Макгрегор), национальный герой Шотландии, разбойник, которого часто называют шотландским Робин Гудом (ум. 1734).
  • 1693 — Климент XIII (в миру Карло делла Торе Реццонико), папа римский (ум. 1769).
  • 1765 — Жозеф Нисефор Ньепс, французский изобретатель, один из создателей фотографии.
  • 1782 — Хенрика Бейер, немецкая художница, мастер цветочных натюрмортов (ум. 1855).
  • 1785 — Алессандро Мандзони, итальянский писатель и поэт (ум. в 1873).

XIX век Править

  • 1806 — Анна Михайловна Дараган, русский педагог и детская писательница (ум. 1877).
  • 1850 — Томаш Масарик, чехословацкий государственный деятель, первый президент Чехословакии (ум. 1937).
  • 1855 — Робер де Монтескью, французский писатель, денди, коллекционер, библиофил и покровитель искусств (ум. 1921).
  • 1860 — Рене Думик, французский театрал, литературовед, критик (ум. 1937).
  • 1861 — Йонас Шлюпас, литовский общественный деятель, публицист, историк, литературный критик (ум. 1944).
  • 1872 — Василий Андреевич Золотарёв, белорусский композитор, народный артист Белорусской ССР (ум. в 1964).
  • 1875 — Морис Равель, французский композитор (ум. 1937).
  • 1878 — Борис Михайлович Кустодиев, российский художник (ум. 1927).
  • 1885 — Мильтон Кларк Эвери, американский художник-модернист (ум. 1965).
  • 1895 — Поликарп Малхазович Какабадзе, грузинский драматург (умер 1972).

XX век Править

  • 1903 — Михаил Александрович Леонтович, советский физик (ум. 1981).
  • 1904 — Рейнхард Гейдрих, государственный и политический деятель нацистской Германии (ум. 1942).
  • 1908 — Анна Маньяни, итальянская актриса, лауреат премии «Оскар» за лучшую женскую роль 1955 года (ум. 1973).
  • 1910 — Дмитрий Александрович Алексидзе, грузинский режиссёр, народный артист СССР (ум. 1984 год).
  • 1911 — Павел Гаврилович Гуденко, капитан Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945), (ум. 1994).
  • 1922 — Ольга Александровна Ладыженская, советский и российский математик (ум. 2004).
  • 1924 — Кобо Абэ (настоящее имя Абэ Кимифуса), японский писатель (ум. 1993).
  • 1928 — Владимир Чивилихин, русский писатель, лауреат государственных премий. (ум. 1984).
  • 1932 — Владимир Авксентьевич Дахно, советский и украинский художник-мультипликатор, режиссёр, сценарист (ум. 2006).
  • 1940 — Виктор Петрович Савиных, советский космонавт.
  • 1941 — Андрей Александрович Миронов, выдающийся советский актёр театра и кино, театральный режиссёр-постановщик, сценарист, эстрадный певец, народный артист РСФСР (ум. 1987).
  • 1942 — Тэмми Фэй Месснер, американская христианская певица, евангелист, предприниматель, автор и ведущая телешоу (ум. 2007).
  • 1945 — Элизабет Мун, американская писательница-фантаст.
  • 1948 — Шамиль Тарпищев, российский теннисист и тренер.
  • 1958 — Александр Скляр, российский рок-музыкант.
  • 1960 — Иван Лендл, чешский теннисист, первая ракетка мира, 8-кратный победитель турниров «Большого шлема» в одиночном разряде.
  • 1961 — Виктор Третьяков, российский бард, автор-исполнитель.
  • 1966 — Владимир Драчёв, белорусский биатлонист. Неоднократный чемпион мира.
  • 1970 — Рэйчел Вайс, британская актриса, лауреат премии «Оскар».

Скончались Править

См. также: Категория:Умершие 7 марта

До XIX века Править

Антонин Пий

  • 161 — Тит Элий Цезарь Антонин, древнеримский император (р. 86).
  • 1274 — Святой Фома Аквинский, философ и богослов, учитель западной церкви, (р. ок. 1225).
  • 1625 — Иоганн Байер, немецкий астроном (р. 1572).
  • 1724 — Иннокентий XIII, в миру Микеланджело деи Конти, Папа римский; будучи избранным папой в весьма почтенном возрасте (76 лет), был уже болен и умер после 3-летнего понтификата в 1724 году (р. 1655).

XIX век Править

  • 1803 — Прасковья Ивановна Жемчугова (настоящая фамилия Ковалёва) (р. 1768), российская актриса, певица (сопрано). До 1798 года крепостная графа Н. П. Шереметева.
  • 1809 — Жан-Пьер Франсуа Бланшар (р. 1753), французский аэронавт, который первым пересёк Ла-Манш на воздушном шаре 7 января 1785 года вместе с американцем Джоном Джеффрисом (John Jeffries).
  • 1810 — Катберт Коллингвуд, британский адмирал (р. 1750).
  • 1856 — Каэтан Козьмян, польский поэт, критик, публицист, прозаик (р. 1771).
  • 1900 — Август Зильберштейн (р. 1827), австрийский писатель.

XX век Править

  • 1919 — Мария Александровна Пушкина (род. 1832), старшая дочь поэта Александра Сергеевича Пушкина.
  • 1925 — Александр Иванович Введенский, русский философ, психолог, логик (р. 1856).
  • 1925 — Георгий Евгеньевич Львов, русский общественный и политический деятель (р. 1861).
  • 1931 — Тео ван Дуйсбург (настоящее имя Кристиан Кюппер), (р. 1883), нидерландский художник и теоретик искусства, один из мастеров группы «Де Стейл».
  • 1940 — Михаил Александрович Бонч-Бруевич, советский радиотехник (р. 1888).
  • 1958 — Фёдор Георгиевич Янковский, советский военный деятель, Генерал-майор артиллерии (род. 1897).
  • 1975 — Михаил Михайлович Бахтин, литературовед, теоретик искусства (род. 1895).
  • 1985 — Фидлер, Аркадий, (род 1894) польский писатель
  • 1987 — Чулюкин Юрий Степанович, советский кинорежиссёр, сценарист, киноактёр, автор текстов песен, народный артист РСФСР.
  • 1992 — Асаф Михайлович Мессерер, артист балета, балетмейстер и педагог, народный артист СССР.
  • 1997 — Эдвард Миллс Парселл (р. 1912), американский физик, лауреат Нобелевской премии 1952 года «за создание новых точных методов ядерных магнитных измерений и связанные с ним открытия» (открыл в 1946 году ядерный магнитный резонанс).
  • 1995 — Казимеж Вилкомирский, польский композитор, дирижёр, виолончелист (р. 1900).
  • 1999 — Стенли Кубрик, американский кинорежиссёр (р. 1928).

XXI век Править

  • 2009 — Арлазоров, Ян Майорович (род. 1947), российский театральный и эстрадный актёр.
  • 2009 — Козлов, Дмитрий Ильич (род. 1919), конструктор ракетно-космической техники, дважды Герой Социалистического Труда.
  • 2014 — Анатолий Борисович Кузнецов (р. 1930), советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР (1979).

Народный календарь, приметы и фольклор Руси Править

  • Афанасий, Маврикий.
  • На Маврикия прилетают грачи.
  • В старину на Руси в этот день ели «чёрную уху» (суп, где мясо варилось в огуречном рассоле с примесью разных пряностей и кореньев)[4].
  • Ранний прилет грачей и ласточек сулит раннюю весну[5].

См. также Править

► 7 марта

Примечания Править

  1. ↑ Перейти к:1 2 Православный Церковный календарь
  2.  Этот же день в англовики
  3.  Одиссея четырёх. Победители океана.
  4.  Времена: 7 марта
  5.  Народные приметы 7 марта