ФЭНДОМ

май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
2017 г.

13 мая — 133-й день года (134-й в високосные годы) в григорианском календаре. До конца года остаётся 232 дня.

Праздники Править

См. также: Категория:Праздники 13 мая

Именины Править

События Править

См. также: Категория:События 13 мая

  • 1497 — Папа римский Александр VI отлучил от церкви Джироламо Савонаролу (Girolamo Savonarola).
  • 1501 — Америго Веспуччи (Amérigo Vespucci) отправился в путешествие на Запад (в ходе путешествия он выяснил, что Колумб открыл новый континент).
  • 1564 — Князь Андрей Курбский бежал из Юрьева в литовские владения.
  • 1598 — Благословение Бориса Годунова на великое государство московское.
  • 1607 — Основан Джеймстаун, первая постоянная английская колония в Северной Америке.
  • 1637 — Кардинал Ришельё (фр. Armand-Jean du Plessis, cardinal, duc de Richelieu), памятуя о своих врагах, приказал закруглить все кинжалы, которые использовались за едой для нарезания мяса, создав таким образом столовый нож[источник не указан 3050 дней].
  • 1647 — В результате катастрофического землетрясения почти полностью разрушен город Сантьяго — будущая столица Чили.
  • 1667 — На заседании церковного собора в Москве были осуждены старообрядцы.
  • 1754 — Вышел указ об учреждении в России первого банка.
  • 1783 — де-факто создан Черноморский флот Российской империи.
  • 1777 — Открытие университетской библиотеки в Вене.
  • 1787 — Первый корабль с каторжниками отправился из Англии в Австралию.
  • 1829 — Пушкин отправился из Москвы на Кавказ в действующую армию.
  • 1829 — Пушкин просит руки Натальи Гончаровой.
  • 1830 — Эквадор вышел из состава Великой Колумбии и объявил себя республикой.
  • 1845 — В России учреждена Императорская служба мер и весов.
  • 1846 — США формально объявили войну Мексике. Победив в ней, американцы аннексировали северную часть Мексики — Калифорнию, Аризону, Нью-Мексико и Техас.
  • 1857 — Из-за нелепых слухов о том, что упадут высокие дома, парижане в панике покинули город.
  • 1865 — открыт Новороссийский университет в Одессе (сейчас Одесский национальный университет имени И. И. Мечникова).
  • 1871 — Ватикан включён в Итальянское королевство, а суверенитет папы ограничен дворцами Ватикана, римской лютеранской церковью и загородной папской резиденцией. К дворцам, которые довольно обширны, относились также и прекрасные ватиканские сады.
  • 1888 — отмена рабства в Бразилии.
  • 1895 — Образована федерация футбола Чили.
  • 1895 — Указом Николая II на вооружение русской армии принимаются солдатская и офицерская модификации револьвера системы Нагана.
  • 1895 — В США сгорела лаборатория Николы Теслы (англ. Nikola Tesla), американского изобретателя, серба по национальности. В огне погибли журналы с записями экспериментов и исследований в области радио, рентгеновского излучения, беспроволочной передачи звука, передачи энергии и самодвижущихся экипажей, на которые Тесла не успел оформить патент или запустить в производство. В частности, ещё в 1893 году Тесла построил волновой радиопередатчик и продемонстрировал его работу. В 1943 году Верховный суд США подтвердил права Теслы на изобретение радио.
  • 1913 — В Петербурге совершил первый полёт первый в мире 4-моторный самолёт «Русский витязь» (общая масса около 5 000 кг), построенный на Русско-Балтийском заводе по проекту авиаконструктора И. И. Сикорского. На его базе вскоре был создан более совершенный воздушный гигант «Илья Муромец», который использовался во время первой мировой войны.
  • 1918 — Декрет ВЦИК и Совнаркома «О предоставлении народному комиссару чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими».
  • 1918 — В США напечатаны почтовые марки с перевёрнутым изображением самолётов (ставшие коллекционной редкостью).
  • 1919 — Начало наступления белогвардейской Северо-Западной армии Н. Н. Юденича на Петроград
  • 1920 — В Манчестере на конференции врачей-дантистов сахар назван главной причиной болезни зубов, для избежания пагубных последствий рекомендовалось после сладостей пить сухое шампанское.
  • 1921 — Совнарком издал декрет об организации домов отдыха.
  • 1924 — СНК СССР принял постановление о реорганизации кинодела. Идеологические функции передавались республиканским наркоматам просвещения, монополию на прокат картин брало на себя государство.
  • 1925 — Открыт III съезд Советов СССР.
  • 1927 — В Германии произошёл крах финансового и экономического рынка («чёрная пятница»).
  • 1930 — Убит последний дикий сумчатый волк.
  • 1934 — На первом заседании комиссии по приёму в члены Союза советских писателей членский билет № 1 выдан А. М. Горькому. Принята первая группа писателей — А. Безыменский, Г. Никифоров, А. Караваева, К. Зелинский, Б. Ясенский, Б. Иллеш, А. Глебов, И. Ильф, Е. Петров, В. Киршон, М. Герасимов, А. Свирский.
  • 1934 — Арестован Осип Мандельштам.
  • 1935 — Письмо ЦК ВКП(б) о проверке партийных документов, усилившее начавшиеся репрессии против «врагов народа», последовавшие за убийством С. М. Кирова.
  • 1940 — нидерландская королева Вильгельмина покидает Нидерланды и уезжает в Великобританию.
  • 1940 — Свой первый официальный полёт совершил вертолёт Воут-Сикорский VS-300.
  • 1942 — Германские антифашисты подожгли антисоветскую выставку в Берлине[источник не указан 2690 дней].
  • 1942 — Таня Савичева делает в своём дневнике последние записи: «Мама в 13 мая в 7-30 утра», «Савичевы умерли», «Умерли все», «Осталась одна Таня».
  • 1950 — В английском Сильверстоуне прошла первая гонка первого чемпионата «Формулы-1». Победителем стал итальянский автогонщик Джузеппе Фарина (Giuseppe Farina) («Альфа-Ромео»), который по итогам сезона стал и первым чемпионом «Формулы-1».
  • 1954 — Свой первый полёт совершил американский экспериментальный вертолёт Келлет КН-15, оснащённый маленькими жидкостными реактивными двигателями, установленными на концах лопастей несущего винта. Первый, по мнению некоторых, практический реактивный винтокрылый летательный аппарат, совершивший полёт.
  • 1958 — Алжирская война: начало майского путча в Алжире, завершившегося падением Четвёртой республики во Франции и приходом к власти Шарля де Голля.
  • 1960 — Швейцарскими альпинистами под руководством Макса Эйзелина (Max Eiselin) покорён труднодоступный исполин Дхаулагири («Белая гора», 8221 метр), девятая по высоте вершина мира, расположенная в Непале.
  • 1965 — Израиль и ФРГ договорились об установлении дипломатических отношений.
  • 1965 — «Rolling Stones» выпускают синглом песню «Satisfaction».
  • 1966 — «Rolling Stones» выпускают альбом «Paint it Black».
  • 1981 — Покушение на папу римского Иоанна Павла II, которое совершил турецкий террорист Мехмет Али Агджа.
  • 1982 — С космодрома Байконур осуществлён запуск советского пилотируемого космического корабля Союз Т-5.
  • 1985 — В Филадельфии полицейский вертолёт сбросил бомбу на штаб-квартиру радикальной организации «MOVE». В возникшем пожаре погибли 11 человек.
  • 1986 — во Франции вышел фильм Клода Лелюша (фр. Claude Lelouch) «Мужчина и женщина. 20 лет спустя» о тех же героях и с теми же актёрами.
  • 1986 — Открылся V съезд Союза кинематографистов СССР, на котором первым секретарём был избран режиссёр Элем Климов. С «полки» были сняты ранее запрещённые цензурой фильмы.
  • 1991 — Начала регулярное вещание Всероссийская государственная телерадиокомпания (ВГТРК).
  • 1991 — Впервые выходит в эфир на II канале информационная программа «Вести».
  • 1991 — Корпорация «Apple» выпустила в продажу «Macintosh System 7.0».
  • 1992 — Верховная Рада Украины отменила декларацию о независимости Крыма.[источник не указан 2690 дней].
  • 2000 — На Кипре закончился конкурс «Мисс Вселенная-2000». Первое место заняла 21-летняя индианка Лара Датта, второе — венесуэлка Клаудиа Морено, третье — испанка Хелен Линдес.
  • 2003 — Шаолиньский монастырь впервые уплатил налоги. Монастырь получил деньги от одной кинематографической компании — за использование своей торговой марки. Это первый доход монастыря после того, как настоятель решил взяться за защиту интеллектуальной собственности.
  • 2003 — В посольстве США в Москве прошла презентация новой 20-долларовой купюры.
  • 2003 — В Израиле возобновилась всеобщая бессрочная забастовка госслужащих. Это произошло после провала переговоров между представителями профсоюзов и министерства финансов.
  • 2005 — В Андижане при подавлении Вооружённого мятежа было убито от нескольких сот до тысячи митингующих.

Родились Править

См. также: Категория:Родившиеся 13 мая

Скончались Править

См. также: Категория:Умершие 13 мая

Приметы Править

  • Апостол Иаков. В канун этого дня наблюдали за погодой: если ночь стояла тёплая и звёздная — жди хорошего урожая; ясный восход солнца предвещал жаркое лето[2].

Примечания Править

af:13 Mei

an:13 de mayo ang:13 Þrimilcemōnaþ ar:ملحق:13 مايو arz:13 مايو ast:13 de mayu az:13 may bat-smg:Gegožė 13 bcl:Mayo 13 be:13 мая be-x-old:13 траўня bg:13 май bn:মে ১৩ bpy:মে ১৩ br:13 Mae bs:13. maj ca:13 de maig ceb:Mayo 13 co:13 di maghju cs:13. květen csb:13 môja cv:Çу, 13 cy:13 Mai da:13. maj de:13. Mai el:13 Μαΐου en:May 13 eo:13-a de majo es:13 de mayo et:13. mai eu:Maiatzaren 13 fa:۱۳ مه fi:13. toukokuuta fiu-vro:13. lehekuu päiv fo:13. mai fr:13 mai frp:13 mê fur:13 di Mai fy:13 maaie ga:13 Bealtaine gan:5月13號 gd:13 an Cèitean gl:13 de maio gu:મે ૧૩ gv:13 Boaldyn he:13 במאי hif:13 May hr:13. svibnja ht:13 me hu:Május 13. ia:13 de maio id:13 Mei ie:13 may ig:May 13 ilo:Mayo 13 io:13 di mayo is:13. maí it:13 maggio ja:5月13日 jv:13 Mei ka:13 მაისი kk:Мамырдың 13 kl:Maaji 13 ko:5월 13일 ksh:13. Meij ku:13'ê gulanê la:13 Maii lb:13. Mee li:13 mei lmo:13 05 lt:Gegužės 13 lv:13. maijs mg:13 Mey mhr:13 Ага mk:13 мај ml:മേയ് 13 mr:मे १३ ms:13 Mei myv:Панжиковонь 13 чи nah:Tlamācuīlti 13 nap:13 'e maggio nds:13. Mai nds-nl:13 meie nl:13 mei nn:13. mai no:13. mai nov:13 de maye nrm:13 Mai oc:13 de mai os:13 майы pa:੧੩ ਮਈ pam:Mayu 13 pl:13 maja pt:13 de maio qu:13 ñiqin aymuray killapi ro:13 mai sah:Ыам ыйын 13 scn:13 di maiu sco:13 Mey se:Miessemánu 13. sh:13.5. simple:May 13 sk:13. máj sl:13. maj sq:13 Maj sr:13. мај su:13 Méi sv:13 maj sw:13 Mei ta:மே 13 te:మే 13 tg:13 май th:13 พฤษภาคม tk:13 maý tl:Mayo 13 tr:13 Mayıs tt:13. May uk:13 травня ur:13 مئی uz:13-may vec:13 de majo vi:13 tháng 5 vls:13 meie vo:Mayul 13 wa:13 di may war:Mayo 13 xal:Хөн сарин 13 yi:13טן מיי yo:13 May zh:5月13日 zh-min-nan:5 goe̍h 13 ji̍t zh-yue:5月13號