ФЭНДОМ

Юхма Мишши
Дата рождения:

10 апреля 1936(1936-04-10) (81 год)

Место рождения:

Чувашия, Сугуты

Род деятельности:

чувашский писатель, поэт, драматург, историк

Мишши Юхма (Юхма Михаил Николаевич) — народный писатель Чувашии, ученый-академик[1], виднейший чувашский писатель, историк, поэт, драматург, автор более 200 книг.

Родился 10 апреля 1936 года в деревне Сугуты (Шаблон:Lang-cv) Батыревского района Чувашии.

Творческая жизнь, общественная деятельность Править

Юхма Мишши известен как автор многих талантливых исторических романов и повестей, сборников легенд и рассказов, очерков, драматических и поэтических книг; глубоких исследований по древней и средневековой истории, также по фольклору и мифологии чувашского народа.

Произведения М. Юхмы широко известны и за рубежом, они переведены на более ста языков мира. Мишши Юхма успешно работает и в жанре драматургии. На сценах театров многих стран мира (Азербайджана, Литвы, Украины, Казахстана, Австрии, Кореи и др.) поставлены около тридцати его пьес, в том числе такие как «В ночь полнолуния», «Фундамент», «Перья белого лебедя», «Соломенный мальчик», «Тесто-богатырь», «Муж и жена — одна сатана», «Как попасть в рай», «Слезы богов»… По его произведениям созданы оперы и балеты, которые поставлены на сценах многих театров. На слова Мишши Юхмы сложены сотни песен, которые любимы народом.

Мишши Юхма ведет огромную общественную работу. За очерки и публицистические выступления Мишши Юхма в 1990 году удостоен премии Союза писателей СССР им. М. С. Шагинян.

За талантливые историко-патриотические романы «Дорога на Москву» и «Голубая стрела» М.Юхма удостоен Международной литературной премии им. Александра Фадеева. М.Юхма также лауреат Международных литературных премий им. К.Симонова, им. В.Пикуля.

М. Юхма за особые заслуги в воспитании молодого поколения и общественную деятельность награжден знаком «Герб Чувашского Государственного университета». За заслуги в развитии демократического диалога в области культуры и литературы между народами России и Германии он удостоен немецкой премии «Новостройка».

М.Юхма — лауреат высшей награды Турции «За заслуги перед тюркским миром». За успехи в развитии детской литературы М.Юхма удостоен Международной премии-диплома им. Андерсона. А за выдающиеся успехи в творческой и научной деятельности удостоен Международной премии и Золотой медали ООН.

20 мая 2006 года за большой вклад в развитие культуры и науки, многолетнюю творческую и общественную деятельность награждён медалью ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой» [2]

Произведения Править

Юхма Мишши написал более 100 книг. Наиболее известные:

  • «Звезды зовут» («Çăлтăрсем чĕнеççĕ» (1965),
  • «Московская дорога» («Мускав çулĕ» (1966),
  • «Цветы Эльби» («Эльпи чечекĕсем» (1969),
  • «Голубая стрела» («Кăвак çĕмрен» (1971),
  • «Потомок» («Еткер» (1986),
  • «Термен» (1990),
  • «Хлеб матери» («Анне çăкăрĕ» (1991),
  • «Отцовский огород» («Атте пахчи» (1992),
  • «Древние чуваши» («Авалхи чăвашсем» (1996),
  • «Древние чувашские боги и герои» («Авалхи чăваш туррисемпе паттăрĕсем» (1996).

В последние годы мастер работает над циклом исторических романов «Млечный путь». На сегодня вышли в свет:

  • «Ворота Солнца» («Хĕвел хапхи» (иккĕмĕш ячĕ «Тамарислу — амаçынсен патши»);
  • «Поэт и царь» («Юрăçăпа патша» (иккĕмĕш ячĕ «Сăкăт пики — сар пике», 2002);
  • «Алтай — родной дом» «Ылттăнту — тăван кил» (иккĕмĕш ячĕ «Метте — хунсен çарпуçĕ», 2001);
  • «Аттил-царь» «Аттил-патша» (иккĕмĕш ячĕ «Çын куççулĕ çĕре ӳкмест», 2003);
  • «Царь Кубрат» «Купрат патша» (иккĕмĕш ячĕ «Пурнăç çулĕ — вăрăм çул», 2003);
  • «Течет Волга» «Атăл шывĕ юха тăрать» (иккĕмĕш ячĕ «Пуласлăха курас тесе», 2004);

Переводческое мастерство Править

  • "Тигăр тирĕпе витĕннĕ витязь" ("Витязь в тигровой шкуре" перевод с грузинского), 2008, Чебоксары.

Литература Править

  • Арустамян Э. С. Михаил Юхма (Миши Юхма) – Все отдаю людям : Размышления и философские обобщения о жизни и творчестве. – М. : ООО «РиоМакс», 2006. – 319 с.
  • «Чăваш литературин антологийĕ», составители: Д. В. Гордеев, Ю. А. Силэм. Чебоксары, 2003. ISBN 5-7670-1279-2 .

Примечания Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики