Фэндом

Харлан Эллисон
Harlan Ellison
Дата рождения:

27 мая 1934(1934-05-27) (83 года)

Место рождения:

Кливленд, Огайо

Род деятельности:

писатель-фантаст

Годы творчества:

с 1956

Дебют:

рассказ «Светляк»

Премии:

Хьюго и Небьюла

www.harlanellison.com (англ.)
Произведения на сайте Lib.ru

Харлан Эллисон (англ. Harlan Jay Ellison, родился 27 мая 1934 года) — известный американский писатель-фантаст. Пользуется славой наиболее продуктивного автора короткой прозы и наиболее титулованного за свое обширное литературное творчество. Им написано более тысячи рассказов.

Биография Править

В юности был выгнан из университета за оскорбление профессора по литературе, который заявил, что у Эллисона нет таланта и ему не стоит писать. Эллисон воспринял это как самое жестокое оскорбление, как убийство мечты всей его жизни и ответил в присущей ему грубой манере без цензуры, за что был сразу же отчислен. Впоследствии он посылал каждую свою публикацию этому профессору, но не получил ни одного ответа от того. Воспитываясь в небогатой американо-еврейской семье и будучи невысокого роста (1.64м), с детства Харлан страдал от комплекса неполноценности и всю жизнь пытался доказать, что он чего-то стоит.

После отчисления из университета, в 50-х годах начинающий писатель абсолютно без средств переезжает в Нью-Йорк. Из-за отсутствия жилья он часто ночует у друзей, порой вообще где придется. Первый рассказ он написал за две ночи на кухне у знакомых, где ночевал. Предлагает его во все ведущие журналы и получает отказ. Но потом один из редакторов соглашается и выдает чек на гонорар в 40 долларов. Это придает Эллисону уверенность, что он сможет стать профессиональным писателем.

За 50 лет творчества им написано более 2000 рассказов, статей, очерков и эссе. Писатель нигде никогда не работал, кроме литературной деятельности, осуществив свою мечту - стать профессиональным писателем.

Из-за своей несдержанности, отсутствия тормозов и желания быть свободным - говорить и делать все, что заблагорассудится, писатель нажил множество врагов.

Однажды, когда его пригласили сотрудничать со студией Уолта Диснея, он спросил своего агента: "Они сошли с ума? Вы уверены, что они хотят именно меня, именно Харлана Эллисона, а не Боба Эллисона, например? Я - сумасшедший, радикальный, бросающий бомбы мужлан, который пишет истории о вещах, выходящих из туалетов, чтобы откусывать зады младенцев". На презентации после его шутки о предложении сделать сексуального Мики-Мауса, его контракт со студией тут же аннулировали.

Писатель специализируется на рассказах и небольших повестях «шокирующего» характера. Начало литературной деятельности — 1956 год, рассказ «Светляк». Рассказ повествует о светящемся человеке-мутанте, последнем из выживших из колонии людей на другой планете. Оставшись в одиночестве, он решает вернуться на Землю, но беспокоится, как его, мутанта, примут нормальные люди. Прилетев на Землю, он обнаруживает, что и тут все погибли после войны.

Эллисон - самый многократный лауреат премий по научной фантастике, в том числе самых престижных Хьюго (11 раз) и Небьюла (5 раза). И большинства остальных всевозможных литературных премий. Этому способствовали непостижимая плодовитость автора (2000 рассказов), его участие во всех конкурсах, эпатажный стиль и борьба с развившимся комплексом неполноценности.

Сюжет рассказа «У меня нет рта, а я хочу кричать» лёг в основу компьютерной игры I Have No Mouth, and I Must Scream.

Писатель работает в уникальной психологической шокирующей манере. Часто использует грубый слог, порой ненормативную лексику, абсурд и чрезмерную жестокость. Ненавидит литературных пиратов и заработал себе репутацию невылезающего из постоянных судебных исков, которые возбуждает по любому поводу. Когда в 90-х годах в питерском издательстве "Азбука" вышел первый русский перевод трехтомника его рассказов "Все звуки страха", а писатель не получил за это ни цента, он официально издал свой трехтомник в другом русском издательстве (1997г., "Северо-запад"), в предисловии которого пообещал свалить на офис "Азбуки" дохлого мамонта.

Характерным примером его стиля может служить его известный антиутопичный рассказ "Парень и его пес". После войны мир превратился в разруху, мутантов и хулиганствующих банд. Главный герой чтобы выжить должен убивать всех вокруг, пользуясь помощью своего пса-телепата. Спасая девушку от банды, они начинают жить вместе. Но когда у них заканчивается еда, герою приходится выбирать - кого пустить на пропитание - собаку или девушку. Понимая, что девушка не поможет ему выжить, он отдает её на растерзание своей собаке-телепату.

Самый известный рассказ "У меня нет рта, а я хочу кричать" повествует об уничтожении супер-компьютером всего человечества, оставившем в живых всего пятерых людей, подарив им бессмертие, чтобы из своих садистских наклонностей продолжить издеваться и вечно мстить людям. Компьютер морит пятерку голодом, холодом, мучает их страхом и искушениями. В итоге главный герой находит способ убить своих друзей по несчастью, чтобы избавить их от мучений, но компьютер в отместку лишает его рта и начинает активно пытать. Рассказ приобрел такую известность, что его название стали использовать ради рекламы к вещам, не имеющим к рассказу никакого отношения. Так, один малоизвестный автор, чей спектакль шёл в то время на подмостках, решил изменить название своего спектакля на название рассказа. После нескольких подобных случаев Харлан Эллисон затеял судебный процесс. Заключение судьи было в пользу Эллисона со следующей формулировкой: "Хотя название рассказа полностью не может являться авторской собственностью и его полностью защитить нельзя, все же оно является брендом и должно быть защищено".

Харлан Элиссон был другом и сотрудничал с известными авторами: Генри Слизаром (юмористический рассказ "Зеленый гость"), Робертом Шекли (рассказ "Я вижу: человек сидит на стуле, и стул кусает его за ногу").

На своей странице автор написал о трех самых важных вещах в жизни. На его взгляд это - ваш пол (имея в виду войну полов и сумасшедшее противостояние и различие мужчины и женщины), это - насилие (что этот мир строится на нём и это ужасно), и - отношения на работе (99 человек из 100 готовы пойти на любые унижения ради сохранения работы и карьеры).

По мнению критиков и читателей - лучшие рассказы автора - это все же немногочисленные в его творчестве реальные рассказы, очерки о себе, а не его многочисленные фантасмагоричные истории.

Автор известен своим холеричным темпераментом, грубыми выходками, отсутствием "тормозов", стремлением говорить любую правду в лицо везде и всюду, склонностью к чёрному пиару, словесному хулиганству.

Сочинения Править

и др.

Экранизации Править

Примечания Править

  1. Харлан Эллисон «Эротофобия» (рус.). www.fantlab.ru. — аннотация к повести Харлана Эллисона «Эротофобия». Проверено 25 июня 2009.

Ссылки Править

de:Harlan Ellison el:Χάρλαν Έλλισον en:Harlan Ellison eo:Harlan Ellison es:Harlan Ellison fi:Harlan Ellison fr:Harlan Ellison he:הארלן אליסון it:Harlan Ellison ja:ハーラン・エリスン nl:Harlan Ellison pl:Harlan Ellison pt:Harlan Ellison simple:Harlan Ellison sv:Harlan Ellison zh:哈兰·艾里森

Также на Фэндоме

Случайная вики