Фэндом

Вячеслав Яковлевич Шишков
Дата рождения:

3 октября 1873(1873-10-03)

Место рождения:

г. Бежецк

Дата смерти:

6 марта 1945(1945-03-06) (71 год)

Род деятельности:

прозаик

Годы творчества:

19081945

Жанр:

рассказ, роман

Дебют:

сказка «Кедр» (1908)

Премии:

Сталинская премия первой степени(1946)

Вячесла́в Я́ковлевич Шишко́в (21 сентября (3 октября) 1873, Бежецк Тверской губернии — 6 марта 1945, Москва) — русский писатель.

Биография Править

Вячеслав Шишков родился в г. Бежецке Тверской губернии в купеческой семье.

Учился в частном пансионе, потом в Бежецком городском 6-классном училище (1882—1888), в 1891 окончил Вышневолоцкое училище кондукторов путей сообщения.

После непродолжительной практики в Новгородской и Вологодской губерниях в 1894 прибыл на работу в Томск на службу по округу водных путей сообщения.

Участвовал в геодезических экспедициях, с 1903 был и руководителем многих из них. Обследовал Обь, Енисей, Чулым, Чарыш, Лену, Витим и другие сибирские реки. Особое значение как в инженерном, так и творческом плане имели работы по исследованию Бии и трассы будущего Чуйского тракта.

После Октябрьского переворота, который встретил с настороженностью, отправляется в «скитания» по России (Лужский уезд, Смоленск, Кострома, Крым). Посетил г. Осташков, где начал работу над «Угрюм-рекой» (1918—1932).

Творчество Править

Первая публикация — символическая сказка «Кедр» (1908 год) в газете «Сибирская жизнь» (Томск), в периодике 1908 — 1911 годов печатались путевые очерки и рассказы Шишкова.

С 1911 года Шишков является регулярным посетителем потанинских «четвергов», где бывала творческая и научная интеллигенция Томска.

Активную литературную деятельность Шишков начал в 1913 году (рассказы «Помолились», «Суд скорый», «Краля»), переехал в Петроград в 1915 году, сблизился с Максимом Горьким. В 1916 году при содействии Горького выходит первый сборник рассказов «Сибирский сказ».

После переезда в Петербург Сибирь и особенно Алтай остаются одной из основных тем его творчества. Вершиной сибирской прозы Шишкова стали романы «Ватага» (1923 год, о Гражданской войне) и «Угрюм-река» (2 тома, 1933 год о жизни в Сибири на рубеже XIX — XX веков).

С 1927 года Шишков жил в Детском (Царском Селе). Последние 7 лет жизни работал над исторической эпопеей «Емельян Пугачёв» (3 тома).

В 1941 году Шишков находится в блокадном Ленинграде (до 1 апреля 1942 года), пишет статьи для фронтовых газет, издает первый том «…Пугачева», оставшегося незаконченым.

Как художник Шишков воспринимается в русле демократического направления русского реализма и «натуральной школы». Его достижения в бытописании соседствуют с широким использованием аллегории, символики, особое восхищение читателей вызывает этнографическая языковая чуткость писателя.

Награды Править

Память Править

20 августа 1950 года в городском саду города Бежецка был открыт памятник Вячеславу Шишкову. 5 ноября 1973 года в г. Бежецке открылся музей В. Я. Шишкова.

В 1953 году в Томске установлен бюст Вячеслава Шишкова, его именем названа улица, на доме, в котором жил Шишков, размещена памятная доска.

Несколько теплоходов получили имя «Вячеслав Шишков». Один из них эксплуатируется на Енисее Енисейским речным пароходством.

Имя В. Я. Шишкова носит Алтайская краевая универсальная научная библиотека (г.Барнаул).

В городе Бийске (Алтайский край) именем Шишкова названа улица, по которой проходит Чуйский тракт.

Краеведческий музей в селе Ербогачён носит имя В. Я. Шишкова.

На Чуйском тракте, недалеко от села Манжерок, установлен памятник В. Я. Шишкову.

Адреса в Петрограде — Ленинграде Править

  • 1920—1929 — ДИСК — проспект 25-го Октября, 15;
  • 1929 — осень 1941 года — Детское Село, Московская улица, 9;
  • осень 1941 — 04.1942 года — дом Придворного конюшенного ведомства — набережная канала Грибоедова, 9.

Литература Править

  • Бахметьев В. Вячеслав Шишков. Жизнь и творчество. М. — 1947
  • Богданова А. Вячеслав Шишков. Новосибирск, 1953
  • Изотов И. Вячеслав Шишков. М. — 1956
  • Чалмаев В. Вячелав Шишков. М. — 1969
  • Еселев Н. Х. Шишков. М. — 1976
  • Яновский Н. Н. Вячеслав Шишков. Очерк творчества. М. — 1984
  • Творчество В. Я. Шишкова в контексте русской литературы XX века. Тверь. — 1999

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики