ФЭНДОМ

Роберт Шекли
Robert Sheckley
220px
Роберт Шекли во время болезни в 2005 году
Дата рождения:

16 июля 1928(1928-07-16)

Место рождения:

Нью-Йорк, США

Дата смерти:

9 декабря 2005(2005-12-09) (77 лет)

Место смерти:

Покипси, штат Нью-Йорк

Род деятельности:

писатель-фантаст

Годы творчества:

1951-2005

Жанр:

научная фантастика, фэнтези

Произведения на сайте Lib.ru

Роберт Шекли (англ. Robert Sheckley; 16 июля 1928 — 9 декабря 2005) — известный американский писатель-фантаст, автор множества фантастических рассказов и нескольких научно-фантастических романов и повестей. Мастер иронического юмористического рассказа. Один из самых оригинальных юмористов научной фантастики. По мнению многих критиков он был лучшим фантастом США 50-х годов[источник не указан 2707 дней].

Биография Править

Роберт Шекли родился в 1928 г. в Нью-Йорке, вырос в Мэйплвуде (штат Нью-Джерси), потом опять переехал в Нью-Йорк.

В детстве был очарован такими авторами, как Роберт Хайнлайн, А. Ван Вогт, Джон Кольер. После окончания школы учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах.

С детства Шекли мечтал стать писателем. Он очень любил читать, начал читать очень рано. Знакомясь с известными авторами, он видел, что они — простые люди, такие же, как и он. Это придавало ему уверенности. Он закончил Нью-Йоркский университет по гуманитарным дисциплинам. Служил в армии в Корее. А с начала 50-х годов Шекли начинает писать первые рассказы и, когда предлагает их в научно-фантастические журналы, встречает очень теплый прием редакторов и читателей. На фоне своего успеха он пишет за последующие десять лет несколько сотен своих лучших — коротких, остроумных фантастических рассказов.

Как Шекли признался в одном из своих последних видеоинтервью (2004), то были самые счастливые годы его жизни. Он снимал однокомнатную квартиру в тихом центре Нью-Йорка, сочинял по несколько рассказов в неделю, печатая их на печатной машинке, и на своем скутере «Ламбретта» развозил их по редакциям. Телефон его разрывался от звонков с заказами.

Однажды один известный редактор научно-фантастического журнала, ознакомившись с несколькими рассказами начинающего автора, сказал молодому Шекли: "Я куплю каждое ваше слово, все, что вы ни напишете, потому что я продам все, что вы ни напишете". Шекли говорил, что это были одни из самых приятных слов для него. Но из скромности редко вспоминал этот инцидент.(Из автобиографических воспоминаний, перевод, с оф. сайта Р. Шекли)

«Почему именно фантастика?» — часто спрашивали его впоследствии. Ответ маэстро был неизменным: «Только она дарит творцу полную свободу».(Видео-интервью с Р. Шекли, перевод, с оф. сайта)

Молодой талантливый автор не остается незамеченным редакцией самого известного в те годы в США ежемесячного н-ф журнала «Galaxy», и начинает постоянно печататься в нём, получая уже не по 1, а по 4 цента за одно слово и с каждым новым выпуском — все большую популярность. Таким образом, гонорары за один рассказ в 5000 слов составляли около 200$, что в пересчете цен на сегодня примерно 2000$.

В 1954 г. Шекли получает награду «Лучший дебют» — самое высокое звание наиболее перспективному молодому автору в фантастике. Критики[уточнить] признали Роберта Шекли лучшим фантастом 50-х. В 60-е годы он активно печатает свои фантастические рассказы в самых известных журналах.

Шекли быстро завоевывает признание и известность именно как мастер короткого рассказа. Впоследствии он пробует себя и в больших литературных формах, идя на это из-за требований литературного рынка — не столь успешно в не столь любимом для себя жанре. Его перу принадлежат также несколько детективных рассказов, написанные в основном под псевдонимами.

Однако продолжению звездного времени журнальной прозы в США помешало массовое распространение телевидения. С появлением телевизоров в каждом доме тиражи журналов упали, многие журналы вообще закрылись, и писатели короткой формы в большинстве остались не у дел. Наступает трудный период для авторов короткой прозы.

Позже Шекли пишет сценарии 15-ти эпизодов для телесериала «Капитан Видео» (Captain Video) и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зеленой двери» («Behind the Green Door»), которые были прочитаны по радио известным актёром Бэзилом Рэтбоном (Basil Rathbone), сыгравшем в сериале «Шерлок Холмс».

Рассказы Шекли составили авторские сборники «Где не ступала нога человека» («Untouched by Human Hands», 1954), «Гражданин в космосе» («Citizen in Space», 1955), «Паломничество на Землю» («Piligrimage to Earth», 1957), «Идеи: Без ограничений» («Notions: Unlimited», 1960), «Лавка бесконечности» («Store of Infinity», 1960), «Осколки космоса» («Shards of Space», 1963), «Ловушка на человека» («The People Trap», 1967), «Вы что-нибудь чувствуете, когда я делаю это?» («Can You Feel Anything When I Do This?», 1971), «Робот, который был похож на меня» («The Robot Who Looked Like Me», 1978), «Удивительные миры Роберта Шекли» («The Wonderful Worlds of Robert Sheckley», 1979) и другие.

Рассказы Шекли отличает парадоксальный взгляд, позволяющий представить, казалось бы, самые обычные обстоятельства с необычной стороны. В видеоинтервью Р. Квальи Роберт Шекли на вопрос того "Какой вопрос вы ненавидите больше всего?", ответил: "Откуда вы берете свои идеи? Этот вопрос мне задают чаще всего. Если бы я знал, откуда, я бы пошел туда и взял бы их больше!"

По его произведениям снято 4 кинофильма. Самые известные — «Десятая жертва» (1965, в гл. роли Марчелло Мастроянни) и «Беглец» (1992, др. название «Корпорация „Бессмертие“», в гл. ролях Эмилио Эстевез и Мик Джаггер). Также: фильмы «Побег с Адского Острова» («Escape from Hell Island», 1963), «Цена риска» («Le prix du danger», 1983).

В среде любительского кинематографа также нашлись поклонники творчества Шекли. Так, на Украине был снят любительский короткометражный фильм «Премия за риск» (2009) по одноименному рассказу.

Наибольшей популярностью пользовался его юмористический цикл 7 рассказов о незадачливых бизнесменах Грегоре и Арнольде, основавших фирму ААА-ПОПС и пытающихся заработать на оказании услуг По Оздоровлению Природной Среды в иных мирах.

Хотя произведения Шекли и публиковались постоянно, его известность на родине не была особенно широка. Короткая форма, cюрреалистические сюжеты и несвязанность обычными приемами научной фантастики затрудняли восприятие зарубежным читателем. Вдобавок к этому — свободный рынок, большое количество авторов, работающих в этом жанре, достаточное число изданий и их дороговизна в США.

Однако удивительным образом его произведения, переведенные на русский язык, мгновенно сделали Шекли одним из самых читаемых и любимых в СССР. В немалой степени на это повлиял советский «железный занавес», всего три программы телевидения в СССР вплоть до 80-х годов, отсутствие развлекательных программ и книжный дефицит, когда любая книга зарубежных авторов моментально раскупалась и расценивалась, как глоток свободы пьянящего Запада. К тому же из всех жанров в то время строгая советская цензура разрешала вольности только в зарубежной фантастике.

В первый приезд мастера в СССР к нему после выступления подошел один из его поклонников и попросил поставить автограф на сборнике рассказов Шекли, перепечатанных на печатной машинке. Шекли был поражен: «Неужели у вас такой дефицит книг, что вам приходится самим перепечатывать эти книги?». Он был прав лишь отчасти. Он все еще не мог поверить, насколько популярен и любим в СССР.[источник не указан 2681 день]

Как блестящий автор короткой прозы, Шекли разрабатывает и совершенствует свой собственный литературный легкоузнаваемый стиль — искрометный и в то же время теплый и очень человеколюбивый юмор, неожиданную ударную концовку и интригующий с первых слов сюжет. Принимаясь читать новый рассказ мастера, читатель знал, что автор его не разочарует.

Из его творчества, помимо рассказов, наиболее известны романы «Корпорация „Бессмертие“» («Immortality Inc.», 1958), «Цивилизация Статуса» («The Status Civilization», 1960) и «Путешествие в послезавтра» («Journey Beyond Tomorrow», другой перевод названия — «Хождение Джоэниса», 1962), повести «Обмен разумов» («Mindswap»), «Координаты чудес» («Dimension Of Miracles») и «Билет на планету Транай» («A Ticket to Tranai»). Совместно с Роджером Желязны им была написана серия из трех книг Рыжий Демон — «Принеси мне голову прекрасного принца» («Bring Me The Head Of Prince Charming»), «Если с Фаустом вам не повезло» («If At Faust You Don’t Succeed») и «Пьеса должна продолжаться» («A Farce To Be Reckoned With»).

Одно из самых известных, любимых читателями и наиболее высоко отмеченных критиками произведений большой формы — повесть «Координаты чудес» (1968) — о Томе Кармоди, который первый и единственный из землян вследствие ошибки интергалактического компьтера выиграл в галактической лотерее приз. Пытаясь вернуться из Галактического центра на Землю вместе с призом, по дороге домой Кармоди встречает уникальных личностей — всевозможных богов, которые помогают ему в меру сил, прося у того — обычного человека — за это помощи в решении собственных неразрешимых проблем. В этой повести проявились лучшие черты Шекли как блестящего новеллиста — его неисчерпаемая фантазия, уникальная философия, оригинальность авторских версий создания мира и науки, переосмысление понятий добра и зла и поиск смысла жизни.

Впоследствии, приехав по приглашению в Россию и узнав об особой популярности повести «Координаты чудес», Роберт Шекли заключает контракт на написание продолжения, пообещав вставить среди героев новой повести своих российских поклонников — Диму и Сашу — очень просивших его об этом. Свое обещание он выполнил. Однако продолжение получилось натянутым и значительно менее интересным, чем первая часть.

На вопрос — какие его произведения и герои ему наиболее близки, Роберт Шекли назвал Тома Кармоди из повести «Координаты чудес» и Марвина Флинна из романа «Обмен разумов». И пояснил: «Они постоянно путешествуют по иным мирам, всегда попадая в неприятности. Все это и нужно нам, романтикам».

Его рассказы были настолько непредсказуемы, настолько остроумно вывернуты наизнанку, а идеи столь многочисленны и оригинальны, что ему часто задавали вопрос о приеме наркотиков и пользе наркотического опьянения для творчества. Шекли признал: было время, когда он принимал подобные средства, однако это никак не было связано с его творчеством. Он принимал их в тяжелый период жизни, только чтобы чувствовать себя лучше. Для творчества же всегда требуется ясное сознание и чистый мозг.

Им написаны также три юмористических детективных романа о частном сыщике Бобе Дракониане: «Детективное агентство „Альтернатива“» («The Alternative Detective»), «Между Сциллой и Харибдой» («Draconian New York») и «Сома-блюз» («Soma Blues»).

Шекли сотрудничал с известными н-ф авторами: Роджером Желязны, Гарри Гаррисоном, Харланом Эллисоном и мн. др. Был близким другом фантаста-сатирика Уильяма Тенна. В 90-е годы Роберт Шекли работал над сценарием компьютерной игры «Netrunner».

Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал 15 романов и более 400 рассказов и повестей, составивших 9 авторских сборников, которые были переведены на многие языки, что составило более 65 книг.

В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галана (Daniel F. Gallun) за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики.

Шекли был женат пять раз. У него есть сестра Джоан Клейн; сын Джейсон от первого брака; дочь Алиса Квитней от второго; дочь Анна и сын Джед от третьего; а также три внука. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Дане Гэйл (англ. Gail Dana) и жил в Портленде, штат Орегон. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его почитатели. Гонорары из России, где Роберта всегда помнили, обожали и переиздавали, составляли в конце жизни основную часть его скромных доходов.[источник не указан 3004 дня].

В последние годы писатель жил на Ибице вместе со своей пятой женой. Впоследствии — в одиночестве. Шекли пишет немного, почти не издается, живет скромно, болеет, часто нуждаясь в средствах.

Помня о своей популярности в России и, в частности, на Украине (где фантастика всегда была развита и куда он неоднократно приезжал по приглашению в качестве почетного гостя), в последние годы жизни Роберт Шекли рассматривал возможность поселиться на черноморском побережье — недорогом, теплом и романтическом месте, располагающем к творчеству. Однако этим планам не суждено было сбыться.

С 1999 года Шекли подружился со своим поклонником, итальянским писателем Roberto Quaglia (с 2002 г. вице-председатель Европейского Общества Научной фантастики), у которого часто и долго гостил в теплой Генуе (Италия) и вместе с которым много путешествовал по миру, давал интервью, участвовал в ток-шоу и выступал на ТВ, и с которым планировал написать две совместные книги. Книги были начаты, но не закончены из-за смерти писателя.

Шекли всегда был страстным курильщиком, а в последние годы жизни — еще и гурманом. На выступлениях ему в качестве исключения разрешали курить везде и всюду, в том числе даже в пожароопасных местах — библиотеках, типографиях и проч.: писатель не мог провести без сигареты и десяти минут.

Весной 2005 г. во время визита на Украину на литературный конвент «Портал» состояние здоровья Шекли вследствие простуды, перенапряжения и преклонного возраста резко ухудшилось, и он был госпитализирован. Шекли не смог найти свою обязательную медицинскую страховку, не имел возможности оплатить лечение самостоятельно, и его долг в дорогой частной клинике (10 тысяч долларов[1]) был оплачен известным украинским политиком. Также был организован сбор средств, что помогло ему в тяжелом состоянии вернуться в США под присмотром украинских врачей. На Украину за ним приезжала его дочь Анна.

Роберт Шекли не смог поправиться и ушел из жизни 9 декабря 2005 года в Покипси, штат Нью-Йорк, в возрасте 77 лет от осложнения аневризмы мозга через две недели после не слишком удачно проведенной операции.

Библиография Править

Романы и повести Править

Сборники рассказов Править

  • The Collected Short Fiction of Robert Sheckley (5 volumes, 1991)
  • Uncanny Tales (2003)
  • The Masque Of Manana (2005)

Серия о Стивене Дейне Править

Серия о Хобе Дракониане Править

  • «Детективное агентство „Альтернатива“» The Alternative Detective (1993)
  • «Между Сциллой и Харибдой» Draconian New York (1996)
  • «Сома-блюз» Soma Blues (1997)

Серия «Справочник настоящего бизнесмена» (о Грегоре и Арнольде) Править

Другие книги Править

  • The Man in the Water (1962)
  • The Game of X (1965)
  • «Планета по смете» Budget planet (1968)

Примечания Править

  1. uk:Шеклі Роберт

Ссылки Править

be-x-old:Робэрт Шэклі bg:Робърт Шекли cv:Шекли Роберт de:Robert Sheckley en:Robert Sheckley es:Robert Sheckley fa:رابرت شکلی fi:Robert Sheckley fr:Robert Sheckley hu:Robert Sheckley it:Robert Sheckley ja:ロバート・シェクリイ lv:Roberts Šeklijs pl:Robert Sheckley sv:Robert Sheckley uk:Роберт Шеклі zh:罗伯特·谢克里

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики