ФЭНДОМ

Евгений Шварц
220px
Евгений Львович Шварц в 1930-е годы
Дата рождения:

9 (21) октября 1896(1896-10-21)

Место рождения:

Казань

Дата смерти:

15 января 1958(1958-01-15) (61 год)

Место смерти:

Ленинград

Род деятельности:

драматург,
писатель, киносценарист

Годы творчества:

19291957

Награды:
Шаблон:Медаль За оборону Ленинграда

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Шаблон:Орден Трудового Красного Знамени
Евгений Шварц: сайт о жизни и творчестве

Евге́ний Льво́вич Шва́рц (9 (21) октября 1896, Казань15 января 1958, Ленинград) — русский советский писатель, драматург, автор более двадцати пьес для драматического и кукольного театра[1], а также сценариев к одиннадцати игровым кинофильмам и одному мультфильму[2].

Биография Править

Происхождение, детство Править

Евгений Львович Шварц родился в Казани. Его отцом был Лев Борисович (Васильевич) Шварц (1874 — 1940), принявший православие еврей, матерью — Мария Фёдоровна Шелкова (1875 — 1942), из православной русской семьи. Причём, православным был не только отец Евгения Шварца, но и его дед, получившим при крещении имя Борис (по восприемнику — Лукич).

Лев Шварц родился 10 (22) декабря 1874 г. в портовом городе Керчь-Еникале Таврической губернии в семье мещанина местечка Пяски Люблинской губернии Берки (Бориса) Шварца и его жены Хаи-Бейлы (в тот же день — 14 тейвеса по еврейскому календарю — над ним был совершён обряд обрезания). Пять лет Лев обучался в Керченской Александровской, ещё два года — в Кубанской войсковой гимназиях. Закончил же он своё среднее образование в Екатеринодарской мужской гимназии, где пробыл год и восемь месяцев и откуда в 1892 г. был выпущен с отличным поведением и удовлетворительным прилежанием.

После окончания гимназии Лев Шварц был уволен из среды общества керченских «ремесленных мещан вечного цеха» (куда был причислен «к семейству отца своего» в 1883 г.) «на поступление в высшее учебное заведение для продолжения курса наук». Уехав из Екатеринодара, он подал документы в Императорский Харьковский Университет, но «в комплект принятых студентов-евреев» не вошел. Мечтая продолжить учебу, Лев Шварц обратился с прошением к министру народного просвещения, с разрешения которого в том же 1892 г. был принят «в число студентов Казанского Университета на Медицинский факультет».

Здесь судьба свела молодого студента-медика со слушательницей акушерских курсов Марией Фёдоровной Шелковой - дочерью рязанского цехового Фёдора Сергеевича Шелкова (бывшего, согласно воспоминаниям Евгения Шварца, незаконнорожденным ребенком некоего рязанского помещика Телепнева). В 1895 г. они решили связать себя узами брака. Незадолго до этого двадцатилетний Лев Шварц обратился с просьбой о просвещении его святым крещением к священнику Михаило-Архангельской церкви города Казани. 18 (30) мая 1895 г. он был крещён с наречением имени Льва (по восприемнику - Васильевич). В дальнейшем Лев Беркович (Борисович) стал писаться Львом Васильевичем Шварцем.[3]

9 (21) октября 1896 г. в семье Шварцев родился первенец — сын Евгений. Своей жизни в Казани Евгений Шварц не помнил, так как уже через несколько лет его родители покинули город и вскоре, волею судеб, оказались на юге.

В 1898 г. Лев Шварц успешно закончил Императорский Казанский Университет, прослушав «полный курс наук по медицинскому факультету». Причём, как отмечалось в «Свидетельстве» от 5 (17) июня 1898 г. за подписью университетского инспектора студентов, «за время своего образования в Университете поведения был отличного». И это при том, что за Львом Шварцем, по распоряжению ректора Императорского Казанского Университета К.В. Ворошилова, с самого начала был установлен «особо бдительный надзор». Но уже после переезда в 1898 г. в подмосковный Дмитров в жизни Шварцев произошёл крутой поворот: за подозрение в антиправительственной пропаганде среди рабочих Лев Шварц был подвергнут обыску, аресту и высылке подальше от крупных городов. В результате семья перебралась в Армавир, а затем в Ахтыри на Азовском море, позже — в Майкоп. Лев Шварц не раз обвинялся в революционной деятельности, в результате чего он неоднократно подвергался арестам и ссылкам.[4]

Однако на отношении в семье к религии политические увлечения Льва Шварца не отразились. В возрасте 7-8 лет Евгений, крещёный, как и его родители, в православие, считал себя русским, ничуть не удивляясь тому, что его двоюродный брат был евреем. И дело здесь было вовсе не в унаследованной от матери «русской крови», а в его принадлежности к церкви. «Я православный, следовательно, русский. Вот и всё», — написал однажды о своём детском мироощущении Евгений Шварц.[5]

Раннее детство Евгения Шварца прошло в переездах: в дневниках он вспоминает Екатеринодар, Дмитров, Ахтыри, Рязань… «Это были <…> разновременные наезды в родной город отца в промежутки между разными его службами до Майкопа»[6].

В Майкопе, о котором Евгений Шварц всю жизнь вспоминал с любовью, прошли дальнейшие детство и юность писателя.

Двоюродный брат Е. Л. Шварца — известный чтец-декламатор, заслуженный артист РСФСР Антон Исаакович Шварц (18961954).

Молодость Править

В 1914 году Евгений поступил на юридический факультет МГУ, но проучившись там два года, решительно отказался от профессии юриста, посвятив жизнь театральному искусству и литературе. Весной 1917 года был призван в армию. В апреле 1917 находился в запасном батальоне в Царицыне, откуда его должны были перевести в числе других новопризванных студентов в военное училище в Москву.[7][источник не указан 2799 дней] В августе 1917 Шварц служил в Москве юнкером, 5 октября он был произведён в прапорщики.[8][источник не указан 2799 дней] Участвовал в «Ледяном походе» Корнилова, где при взятии Екатеринодара получил контузию, последствиями которой, тремором рук, мучился всю оставшуюся жизнь.[источник не указан 2799 дней] Был демобилизован, поступил в университет в Ростове-на-Дону, где начал работать в «Театральной мастерской». Помимо театра, Шварц работал фельетонистом в провинциальной газете «Всесоюзная кочегарка», где судьба его свела с Николаем Олейниковым, ставшим впоследствии близким другом и соавтором.

В 1921 году он приехал в Петроград в составе ростовской театральной труппы. Некоторое время работал секретарём у Корнея Чуковского, а в 1923 году начал публиковать свои фельетоны.

С 1924 года Шварц жил в Ленинграде, работал в Госиздате под руководством Самуила Яковлевича Маршака, тогда же сблизился с представителями литературного объединения ОБЭРИУ.

Кончина Править

Драматург скончался 15 января 1958 г. в Ленинграде. Перед смертью он исповедовался и причастился Святых Христовых Таин. Соборовал Евгения Шварца известный ленинградский священник о. Е.В. Амбарцумов.[9] Похоронен на Богословском кладбище.

Адреса в Петербурге (Ленинграде) Править

1935—1955 — дом Придворного конюшенного ведомства — набережная канала Грибоедова, 9.

Сочинения Править

Пьесы Править

Сценарии Править

Нереализованные Править

Другие произведения Править

Театральные постановки Править

Ленинградский ТЮЗ Править

Театр Комедии Править

Центральный детский театр Править

Московский Театр киноактёра Править

«Современник» Править

Московский театр музыки и драмы Стаса Намина Править

Театр «МЕЛ» Править

Экранизации произведений Е. Л. Шварца Править

Мультфильмы

Произведения, посвященные Шварцу Править

Шварц — фигурант известного стихотворения Николая Олейникова «Генриетте Давыдовне» (1928).[15]

Примечания Править

  1. Библиография: Список пьес и киносценариев Е. Л. Шварца
  2. Евгений Шварц в кино // «Сеанс». 1996. № 14.
  3. Алексеев И. «Я православный, следовательно, русский...» (Православный след в еврейской родословной Е.Л. Шварца…)
  4. Постановлении Кубанского областного жандармского управления от 4 февраля 1913 г из Государственного Архива Краснодарского Края
  5. Цит. по: Румановская Е. Евгений Шварц о евреях и еврействе
  6. Е. Л. Шварц Евгений Шварц. Живу беспокойно... Из дневников. — Ленинград: Советский Писатель, 1990. — С. 6. — 752 с. — 100000 экз. — ISBN 5-265-00656-7
  7. (письмо Варе Соловьевой [1898-после 1990], близкой майкопской знакомой Шварца, ЖС. С.94)
  8. Письмо В. Соловьевой, от августа 1917 г., ЖС. С. 95-96.
  9. Наследники святости
  10. Биневич Е. О «Красной шапочке» Шварца и Олейникова // Сеанс. № 14.
  11. Die verzauberten Brüder (1978) (TV). — IMDb
  12. Сказка о потерянном времени
  13. Два клёна — Аниматор.ру
  14. «Animated Tales of the World» The Two Brothers: A Story from Russia (????) — IMDb
  15. Генриетте Давыдовне

Литература Править

  • Сабинина И. Старые сказки на новый лад // Шварц Е. Обыкновенное чудо. — М.: Олма-пресс, 2001.
  • «Мы знали Евгения Шварца» — под ред. Н. К. Войцеховской, Л.— М. «Искусство», 1966
  • Цимбал С. Добрая и беспощадная фантазия сказочника // Шварц Е. Пьесы. — М.-Л.: 1962.

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики