ФЭНДОМ

Варлаам Тихонович Шаламов[1] </td></tr><tr><th style="">Дата рождения:</th><td class="" style=""> 5 июня (18 июня) 1907(19070618) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Вологда, Российская империя </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 17 января 1982(1982-01-17) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Москва, СССР </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> прозаик, поэт </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">www.shalamov.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table>

Варла́м Ти́хонович Шала́мов (5 июня (18 июня) 1907(19070618) — 17 января 1982) — русский прозаик и поэт советского времени. Создатель одного из литературных циклов о советских лагерях.

Биография Править

Семья, детство, юность Править

Варлам Шаламов родился 5 июня (18 июня) 1907(19070618) в Вологде в семье священника Тихона Николаевича Шаламова. Мать Варлама Шаламова, Надежда Александровна, была домохозяйкой. В 1914 году поступил в гимназию, но завершал среднее образование уже после революции. В 1923 году, после окончания вологодской школы 2-й ступени, приехал в Москву[источник не указан 2791 день], работал два года дубильщиком на кожевенном заводе в Кунцеве . С 1926 по 1929 г. учился на факультете советского права МГУ.

В своей автобиографической повести о детстве и юности «Четвёртая Вологда» Шаламов рассказал, как формировались его убеждения, как укреплялась его жажда справедливости и решимость бороться за неё. Юношеским его идеалом становятся народовольцы — жертвенность их подвига, героизм сопротивления всей мощи самодержавного государства. Уже в детстве сказывается художественная одарённость мальчика — он страстно читает и «проигрывает» для себя все книги — от Дюма до Канта.

Репрессии Править

19 февраля 1929 года Шаламов был арестован за участие в подпольной троцкистской группе и распространение дополнения к «Завещанию Ленина». Во внесудебном порядке[2] как «социально-опасный элемент» был осуждён на три года лагерей. Отбывал наказание в Вишерском лагере (Северный Урал). В 1932 году Шаламов возвращается в Москву, работает в ведомственных журналах, печатает статьи, очерки, фельетоны.

В январе 1937 года Шаламова вновь арестовали за «контрреволюционную троцкистскую деятельность». Он был осуждён на пять лет лагерей и провёл этот срок на Колыме (СВИТЛ). Шаламов прошёл золотые прииски, таёжные командировки, работал на приисках «Партизан», Чёрное озеро, Аркагала, Джелгала, несколько раз оказывался на больничной койке из-за тяжёлых условий Колымы. 22 июня 1943 года его повторно осудили на десять лет за антисоветскую агитацию, состоявшую — по словам самого писателя — в том, что он назвал Бунина русским классиком.

«…я был осуждён в войну за заявление, что Бунин — русский классик».[3]

В 1951 году Шаламов был освобождён из лагеря, но поначалу не мог вернуться в Москву. С 1946 года, окончив восьмимесячные фельдшерские курсы, стал работать в Центральной больнице для заключённых на левом берегу Колымы в посёлке Дебин и на лесной «командировке» лесорубов до 1953 года. Своей карьерой фельдшера Шаламов обязан врачу А. М. Пантюхову, который, рискуя[источник не указан 2791 день] карьерой врача-заключённого, лично рекомендовал Шаламова на курсы фельдшеров. Затем жил в Калининской области, работал в Решетниково. Результатами репрессий стали распад семьи и подорванное здоровье. В 1956 году после реабилитации вернулся в Москву.

Творчество, участие в культурной жизни Править

В 1932 году Шаламов вернулся в Москву после первого срока и начал печататься в московских изданиях как журналист. Также он опубликовал несколько рассказов. Одна из первых крупных публикаций — рассказ «Три смерти доктора Аустино» — в журнале «Октябрь» (1936).

В 1949 году на ключе Дусканья он впервые на Колыме, будучи заключённым, стал записывать свои стихи.

После освобождения в 1951 году Шаламов вернулся к литературной деятельности. Однако с Колымы он уехать не мог. Лишь в ноябре 1953 года было получено разрешение на выезд. Шаламов приезжает в Москву на два дня, встречается с Пастернаком, с женой и дочерью. Однако жить в крупных городах ему нельзя и он уехал в Калининскую область, где работал мастером на торфоразработках, агентом по снабжению. И всё это время он одержимо писал один из главных своих трудов - Колымские рассказы. Писатель создавал «Колымские рассказы» с 1954 по 1973 год. Отдельным изданием они вышли в Лондоне в 1978 году. В СССР в основном опубликованы в 19881990 годах. Сам писатель делил свои рассказы на шесть циклов: «Колымские рассказы», «Левый берег», «Артист лопаты», а также «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы» и «Перчатка, или КР-2». Полностью они собраны в двухтомнике «Колымские рассказы» в 1992 году в серии «Крестный путь России» издательства «Советская Россия».

В 1962 году он писал А. И. Солженицыну:

«Помните, самое главное: лагерь — отрицательная школа с первого до последнего дня для кого угодно. Человеку — ни начальнику, ни арестанту не надо его видеть. Но уж если ты его видел — надо сказать правду, как бы она ни была страшна. […] Со своей стороны я давно решил, что всю оставшуюся жизнь я посвящу именно этой правде»[4].

Он встречался с Б. Л. Пастернаком, который высоко отзывался о стихах Шаламова. Позже, после того, как правительство заставило Пастернака отказаться принять Нобелевскую премию, их пути разошлись.

Завершил сборник стихов «Колымские тетради» (19371956).

Господин Солженицын, я охотно принимаю Вашу похоронную шутку насчёт моей смерти. С важным чувством и с гордостью считаю себя первой жертвой холодной войны, павшей от Вашей руки…

Из неотправленного письма В. Т. Шаламова
А. И. Солженицыну[5]

С 1956 года Шаламов жил в Москве, сначала на Гоголевском бульваре, с конца 1950-х — в одном из писательских деревянных домов-коттеджей на Хорошёвском шоссе (д. 10), с 1972 года — на Васильевской улице (д. 2, корпус 6). Печатался в журналах «Юность», «Знамя», «Москва», много общался с Н. Я. Мандельштам, О. В. Ивинской, А. И. Солженицыным (отношения с которым в дальнейшем перешли в форму полемики); частым гостем был в доме известного филолога В. Н. Клюевой (улица Арбат, 35). И в прозе, и в стихах Шаламова (сборник «Огниво», 1961, «Шелест листьев», 1964, «Дорога и судьба», 1967, и др.), выразивших тяжкий опыт сталинских лагерей, звучит и тема Москвы (стихотворный сборник «Московские облака», 1972). В 1960-х познакомился с А. А. Галичем.

С 1973 и до 1979, когда Шаламов переехал жить в Дом инвалидов и престарелых, он вёл рабочие тетради, разбор и публикацию которых продолжает до сих пор И. П. Сиротинская, которой В. Т. Шаламов передал права на все свои рукописи и сочинения[6].

Русского поэта и писателя, узника сталинских лагерей Варлама Тихоновича Шаламова критики называют "Достоевским ХХ века". Он полжизни провел за колючей проволокой колымских лагерей - и лишь чудом избежал смерти. Позже пришли и реабилитация, и слава, и недолгая международная известность, и Премия свободы французского Пен-клуба... и одинокая смерть всеми забытого человека... Осталось главное - труд всей жизни Шаламова, сделанный на документальной основе и воплощающий в себе страшное свидетельство советской истории. В "Колымских рассказах" с ошеломляющей ясностью и правдивостью автор описывает лагерный опыт, опыт существования в условиях, не совместимых с человеческой жизнью. Сила таланта Шаламова в том, что он заставляет верить в рассказ "не как в информацию, а как в открытую сердечную рану".

Последние годы Править

Последние три года жизни тяжелобольной Шаламов провёл в Доме инвалидов и престарелых Литфонда (в Тушине). Тем не менее, и там он продолжал писать стихи. Наверное последняя публикация Шаламова состоялась в парижском журнале «Вестник РХД» № 133, 1981 [7]. В 1981 году французское отделение Пен-клуба наградило Шаламова премией Свободы.

15 января 1982 года Шаламова после поверхностного обследования медицинской комиссией перевели в интернат для психохроников. Во время транспортировки Шаламов простудился, заболел пневмонией и скончался 17 января 1982 года.

«Определённую роль в этом переводе сыграл и тот шум, который подняла вокруг него со второй половины 1981 года группа его доброжелателей. Были среди них, конечно, и люди действительно добрые, были и хлопотавшие из корысти, из страсти к сенсации. Ведь именно из них у Варлама Тихоновича обнаружились две посмертные „жены“, с толпой свидетелей осаждавшие официальные инстанции. Бедная, беззащитная его старость стала предметом шоу»[8].

Несмотря на тот факт, что Шаламов всю жизнь был неверующим, Е.Захарова — одна из находившихся рядом с Шаламовым последний год его жизни настояла на его отпевании. Отпевал Варлама Шаламова прот. Александр Куликов, ныне настоятель храма Свт. Николая в Кленниках (Маросейка).

Шаламов похоронен на Кунцевском кладбище в Москве. На похоронах присутствовало около 150 человек. А. Морозов и Ф. Сучков прочитали стихи Шаламова.

Семья Править

Варлам Шаламов был дважды женат. В первый раз — на Галине Игнатьевне Гудзь (19091986), которая в 1935 родила ему дочь Елену (Шаламова Елена Варламовна, в замужестве — Янушевская, ум. в 1990). Вторым браком (19561965) был женат на Неклюдовой Ольге Сергеевне (19091989), также писательнице, сын которой (Неклюдов Сергей Юрьевич ) был филологом.

Память Править

Файл:Shalamov grave.jpg

Астероид 3408 Шаламов, открытый 17 августа 1977 года Н. С. Черных, был назван в честь В. Т. Шаламова[9].

На могиле Шаламова был установлен памятник работы его друга Федота Сучкова, также прошедшего через сталинские лагеря. В июне 2000 года памятник Варламу Шаламову был разрушен. Неизвестные оторвали и унесли бронзовую голову, оставив одинокий гранитный постамент. Это преступление не вызвало широкого резонанса и не было раскрыто. Благодаря помощи металлургов АО «Северсталь» (земляков писателя) в 2001 году памятник был восстановлен.

Файл:Varlam Shalamov barelef.jpg

С 1991 года действует экспозиция в Вологде в Шаламовском доме — в здании, где родился и вырос Шаламов и где сейчас располагается Вологодская областная картинная галерея. В Шаламовском доме каждый год в дни рождения и смерти писателя проводятся вечера памяти, а также прошло уже 5 (1991, 1994, 1997, 2002 и 2007 годы) Международных Шаламовских чтений (конференций).

В 1992 году был открыт Литературно-краеведческий музей в селе Томтор (Республика Саха (Якутия)), где Шаламов пробыл последние два года (19521953) на Колыме.

Шаламову посвящена часть экспозиции Музея политических репрессий в посёлке Ягодное Магаданской области, созданного в 1994 году местным краеведом Иваном Паникаровым.

В 2005 году была создана комната-музей В. Шаламова в посёлке Дебин[10], где действовала Центральная больница заключённых ГУЛАГа (Севвостоклага) и где Шаламов работал в 1946—1951 гг.

21 июля 2007 года мемориал Варлама Шаламова был открыт в Красновишерске — городе, выросшем на месте Вишлага, где он отбывал свой первый срок[11].

Художественные фильмы по произведениям В.Т. Шаламова Править

Литература о В.Т. Шаламове Править

Ссылки Править

Примечания Править

bg:Варлам Шаламов

bn:ভার্লাম শালামভ br:Varlam Chalamov cs:Varlam Tichonovič Šalamov cv:Шаламов Варлам Тихонович de:Warlam Tichonowitsch Schalamow en:Varlam Shalamov es:Varlam Shalámov fi:Varlam Šalamov fr:Varlam Chalamov he:וארלאם שאלאמוב hu:Varlam Tyihonovics Salamov it:Varlam Tichonovič Šalamov ja:ヴァルラーム・シャラーモフ ko:바를람 샬라모프 la:Barlaam Šalamov lt:Varlamas Šalamovas nl:Varlam Sjalamov pl:Warłam Szałamow pt:Varlam Shalamov ro:Varlam Şalamov sv:Varlam Sjalamov tg:Варлам Тихонович Шаламов

Варлам Шаламов
256 </span>