ФЭНДОМ

Цесаре́вич, полностью Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич и Великий Князь — титул престолонаследника в Российской империи с 1797.

Введён согласно Закону о престолонаследии Павла I, где значилось, что этот титул принадлежит непосредственному наследнику престола. Первым цесаревичем стал старший сын Павла, Александр Павлович. Однако уже в 1799 Павел нарушил свой же закон, присвоив титул цесаревича (правда, без слов государь наследник) за «вящие заслуги» ещё и второму своему сыну, Константину Павловичу. Этот титул Константин носил и при Александре I, когда стал действительно следующим лицом в порядке наследования престола, и продолжал его носить и после 1823 года, когда отрёкся от права престолонаследия. После 1825 титул присваивался в соответствии с павловским законом.

На западноевропейских языках нередко передаётся тем же словом, что царевич (tsarevich и т. д.), что неудачно; титул «царевич» в эту эпоху официально не применялся, а в допетровское время царевичами назывались все сыновья царей (не только престолонаследники). Тем не менее этимологически слова царевич и цесаревич тождественны: оба восходят к латинскому Caesar, (цезарь, император) — первое через посредство старославянского и древнерусского цьсарь, откуда царь, а второе через вторичное западноевропейское заимствование цесарь (применявшееся в России обычно к императорам Священной Римской империи).

ЦесаревичиПравить

В эмиграции титулы цесаревичей носили также Владимир Кириллович с 1924 по 1938 и его внук Георгий Михайлович с 1981, хотя далеко не все монархисты признают законность этих титулов.