ФЭНДОМ

11 (24) декабря 1901(1901-12-24) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Flag of Russia Кимры </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 13 мая 1956(1956-05-13) (54 года) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> 25px Переделкино </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> прозаик </td></tr><tr><th style="">Годы творчества:</th><td class="" style=""> 19231956 </td></tr><tr><th style="">Жанр:</th><td class="" style=""> романы, повести, рассказы, очерки </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table>

Алекса́ндр Алекса́ндрович Фаде́ев (11 (24 декабря) 1901, Кимры — 13 мая 1956, п. Переделкино, партизанский псевдоним — Булыга) — русский советский писатель, один из сооснователей Союза писателей СССР и его председатель с 1946 по 1954.

Биография Править

Молодость Править

Фадеев родился в селе Кимры Корчевского уезда Тверской губернии. С самого детства рос одарённым ребенком. Ему было около четырёх лет, когда он самостоятельно овладел грамотой — наблюдал со стороны, как учили сестру Таню, и выучил всю азбуку. С четырёх лет он начал читать книжки, поражая взрослых неуёмной фантазией, сочиняя самые необычайные истории и сказки. Его любимыми писателями с детства были Джек Лондон, Майн Рид, Фенимор Купер. В 1908 году его семья переехала в Южно-Уссурийский край (ныне Приморский), где прошли детство и юность Фадеева. С 1912 по 1918 годы Фадеев учился в коммерческом училище Владивостока, однако обучения не закончил, решив посвятить себя революционной деятельности.

Революционная деятельность Править

В 1918 году вступил в РКП(б), в 19191921 годах участвовал в боевых действиях на Дальнем Востоке, получил ранение. В 1921 году в качестве делегата на Х съезд РКП(б) уехал в Петроград. Принимал участие в подавлении Кронштадтского восстания, при этом получил второе ранение. После лечения и демобилизации Фадеев остался в Москве.

Творчество Править

Начало литературной деятельности Править

Своё первое серьёзное произведение — повесть «Разлив» Александр Фадеев написал в 1922-23 гг. В 1925-26 гг. в ходе работы над романом «Разгром» принял решение стать профессиональным писателем. «Разгром» принёс молодому писателю славу и признание,[1] но после этой работы он уже не мог уделять внимание одной литературе, став видным литературным руководителем и общественным деятелем.

Дальнейшая литературная работа Править

Действие ранних произведений: романа «Разгром» и «Последний из Удэге» происходит в Уссурийском крае. Проблематика произведений писателя довоенного периода относится к вопросам руководства партией революции и советского общества, классовая борьба, становление советской власти.[1]. Главные герои это красные партизаны, коммунисты (например, Левинсон, главный герой романа «Разгром»). Гражданской войне посвящён и следующий роман Фадеева «Последний из Удэге» (ч. 1-4, 1929-40, не закончен).

Также Фадеев известен по ряду очерков и статей, посвящённых вопросам развития литературы в условиях социалистического реализма.

«Писательский министр», как называли Фадеева,[2] в течение почти двух десятилетий фактически руководил литературой в СССР. Для творчества у него почти не оставалось времени и сил. Последний роман «Черная металлургия» остался незавершенным. Писатель планировал создать фундаментальное произведение на 50-60 авторских листов. В итоге к посмертной публикации в «Огоньке» удалось из черновиков собрать 8 глав на 3 печатных листа[2].

Роман «Молодая гвардия». Правда и вымысел Править

Основная статья: Молодая гвардия (роман)

Сразу после окончания Великой Отечественной войны (1941—1945) Фадеев садится за написание романа о Краснодонской подпольной организации «Молодая гвардия», действовавшей на оккупированной фашистами территории, многие члены которой геройски погибли в фашистских застенках.

Файл:Молод.jpg

В середине февраля 1943 года, после освобождения донецкого Краснодона советскими войсками, из шурфа находившейся неподалёку от города шахты № 5 было извлечено несколько десятков трупов замученных фашистами подростков, состоявших в период оккупации в подпольной организации «Молодая гвардия». А через несколько месяцев в «Правде» была опубликована статья Александра Фадеева «Бессмертие», на основе которой чуть позже был написан роман «Молодая гвардия»[3]

Впервые книга вышла в свет в 1946 году. Фадеев был подвергнут резкой критике за то, что в романе недостаточно ярко выражена «руководящая и направляющая» роль Коммунистической партии и получил суровые критические замечания в газете «Правда», органе ЦК КПСС, фактически от самого Сталина.[2]

Фадеев объяснял:

Я писал не подлинную историю молодогвардейцев, а роман, который не только допускает, а даже предполагает художественный вымысел.

Тем не менее писатель пожелания учёл, и в 1951 году свет увидела вторая редакция романа «Молодая гвардия». В ней Фадеев, серьёзно переработав книгу, уделил в сюжете больше внимания руководству подпольной организацией со стороны ВКП(б)[4].

Фадеев горько шутил в то время, когда говорил своим друзьям: «переделываю „Молодую гвардию“ на старую…». Фильм «Молодая гвардия» был снят по первой редакции, однако полностью переснять фильм (тоже подвергнувшийся определённым правкам) было намного сложнее, чем переписать книгу.[5]

До конца 1980-х годов роман «Молодая гвардия» воспринимался как идеологически одобренная партией история организации, и иная трактовка событий была невозможна. Роман входил в учебную программу СССР и был хорошо знаком любому школьнику 1950—1980 гг.[6][4]

Общественная и политическая деятельность Править

Много лет Фадеев руководил писательскими организациями разного уровня. в 1926-32 гг. был одним из организаторов и идеологов РАПП,

В Союзе писателей СССР

  • 1932 входил в Оргкомитет по созданию Союза писателей СССР после ликвидации РАПП.
  • 1934—1939 — заместитель председателя оргкомитета
  • 1939—1944 — секретарь
  • 1946—1954 — генеральный секретарь и председатель правления
  • 1954—1956 — секретарь правления.

Вице-президент Всемирного Совета Мира (с 1950). Член ЦК КПСС (1939-56); на 20-м съезде КПСС (1956) избран кандидатом в члены ЦК КПСС. Депутат Верховного Совета СССР 2-4-го созывов и Верховного Совета РСФСР 3-го созыва.

Файл:Soviet Union stamp 1971 CPA 4067.jpg

В 1942—1944 работал Фадеев главным редактором «Литературной газеты», был организатором [7] журнала «Октябрь» и входил в его редколлегию.

В годы Великой Отечественной войны Фадеев был военным корреспондентом газеты «Правда» и Совинформбюро. В январе 1942 года писатель побывал на Калининском фронте, на самом опасном участке собирая материалы для репортажа. 14 января 1942 года Фадеев опубликовал в газете «Правда» статью «Изверги-разрушители и люди-созидатели», где описал свои впечатления от увиденного на войне. В очерке «Боец» он описал подвиг красноармейца Якова Падерина, получившего звание Героя Советского Союза посмертно:

В 1941 году, в боях за Калинин, у вражеского дзота, не дававшего продвинуться вперед и много унесшего жизней наших людей, Падерин был тяжело ранен и в порыве великого нравственного подъема закрыл амбразуру дзота своим телом.

Гражданская позиция. Последние годы Править

Стоя у руля писательской организации, Александр Фадеев проводил в жизнь репрессивные решения партии и правительства по отношению к своим коллегам : Зощенко, Ахматовой, Платонову. В 1946 году после исторического постановления Жданова, фактически уничтожавшего Зощенко и Ахматову как литераторов, Фадеев был среди тех, кто приводил в исполнение этот приговор.[8] В 1949 году Александр Фадеев стал одним из авторов программной редакционной статьи в органе ЦК КПСС газете «Правда» под названием «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Эта статья послужила началом кампании, получившей известность как «Борьба с космополитизмом».

Но он же в 1948 году хлопотал о том, чтобы выделить значительную сумму из фондов Союза Писателей СССР для оставшегося без копейки Михаила Зощенко. Фадеев проявлял искреннее участие и поддержку в судьбе многих нелюбимых властями литераторов: Пастернака, Заболоцкого, Гумилёва[2], несколько раз потихоньку передавал деньги на лечение Андрея Платонова его жене.

Тяжело переживая такое раздвоение, он страдал бессонницей, впал в депрессию. В последние годы Фадеев пристрастился к спиртному и впадал в долгие запои[8]. Проходил курс лечения в санатории «Барвиха».

Илья Эренбург писал о нём:

Фадеев был смелым, но дисциплинированным солдатом, он никогда не забывал о прерогативах главнокомандующего.[9]

Хрущевской оттепели Фадеев не принял.[10] В 1956 году с трибуны XX съезда деятельность лидера советских литераторов была подвергнута жестокой критике Михаилом Шолоховым. Фадеев не был избран членом, а только кандидатом в члены ЦК КПСС.[11] Фадеева прямо называли одним из виновников репрессий в среде советских писателей.

После XX съезда конфликт Фадеева со своей совестью обострился до предела. Он признавался своему старому другу Юрию Либединскому — Совесть мучает. Трудно жить, Юра, с окровавленными руками[12]

Смерть Править

13 мая 1956 г. Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино. В некрологе официальной причиной самоубийства был указан алкоголизм.[13] В действительности за две недели до своего самоубийства А. А. Фадеев бросил пить, «Примерно за неделю до самоубийства стал готовиться к нему, писал письма разным людям» (Вячеслав Всеволодович Иванов)[14].

Вопреки последней воле — быть похороненным рядом с матерью, Фадеев был похоронен на Новодевичьем кладбище.[2]

Предсмертное письмо Фадеева, адресованное ЦК КПСС, было изъято КГБ и опубликовано впервые лишь в 1990 году:

…Жизнь моя, как писателя, теряет всякий смысл, и я с превеликой радостью, как избавление от этого гнусного существования, где на тебя обрушивается подлость, ложь и клевета, ухожу из жизни. Последняя надежда была хоть сказать это людям, которые правят государством, но в течение уже 3-х лет, несмотря на мои просьбы, меня даже не могут принять. Прошу похоронить меня рядом с матерью моей.

— Известия ЦК КПСС. № 10, 1990. С. 147—151. Предсмертное письмо А. А. Фадеева в ЦК КПСС. 13 мая 1956

Личная жизнь Править

Родители Фадеева, фельдшеры по профессии, по образу жизни были профессиональными революционерами[15][16]. Отец — Александр Иванович Фадеев (1862—1916), мать — Антонина Владимировна Кунц.

Первой женой Фадеева была Валерия Анатольевна Герасимова, второй (с 1936 года) — Ангелина Степанова, народная артистка СССР, воспитавшая с Фадеевым двоих детей: Александра и Михаила[17]. Кроме того, в 1943 году родилась общая дочь Фадеева и Маргариты Алигер, Мария Александровна Фадеева-Макарова-Энцесбергер (покончила с собой в 1991 году).

Награды Править

Память Править

Именем Фадеева названы:

Библиография Править

См. также Править

Ссылки Править

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 «Литературная энциклопедия» Т. 11 / М.: Худож. лит., 1939. статья «Фадеев Александр Александрович» ссылка от 28 сентября 2008
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Наталья Иванова «Личное дело Александра Фадеева» «Знамя» 1998, № 10 ссылка от 28 сентября 2008
  3. Легенды Великой Отечественной
  4. 4,0 4,1 Легенды Великой Отечественной. «Молодая гвардия» сми.ру 26 апреля 2005 ссылка от 28 сентября 2008
  5. История журнала «Знамя». Сборник воспоминаний. ссылка проверена 11 февраля 2009
  6. Устарела ли «Молодая гвардия» Учительская газета № 40/2006-10-03 ссылка проверена 11 февраля 2009
  7. «Немного истории с картинками» журнал «Октябрь» ссылка от 28 сентября 2008
  8. 8,0 8,1 «Зеркало Недели» № 20 (599) 27 мая — 2 июня 2006 «Ангелы и демоны Александра Фадеева» ссылка от 28 сентября 2008
  9. Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Т. 3. М., 1990. С.127
  10. Не принявший «оттепели» Александр Фадеев ссылка от 28 сентября 2008
  11. Торчинов В. А., Леонтюк А. М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000 ссылка от 28 сентября 2008
  12. Авдеенко А. «Наказание без преступления». М., 1991. С. 241
  13. Официальный некролог: «А. А. Фадеев в течение многих лет страдал прогрессирующим недугом — алкоголизмом. За последние три года приступы болезни участились и осложнились дистрофией сердечной мышцы и печени. Он неоднократно лечился в больнице и санатории (в 1954 г. — четыре месяца, в 1955 г. — пять с половиной месяцев и в 1956 г. — два с половиной месяца). 13 мая в состоянии депрессии, вызванной очередным приступом недуга, А. А. Фадеев покончил жизнь самоубийством». ссылка от 28 сентября 2008
  14. ПЕРЕДЕЛКИНСКИЕ ПРОГУЛКИ — Академик Вяч. Вс. Иванов о знаменитом писательском поселке в беседе с Аллой Латыниной
  15. Овсянкин Е. И. Родители писателя Александра Фадеева венчались в Шенкурске
  16. Елькин М. Ю. Уральские корни писателя А. А. Фадеева. // Уральский родовед. Вып.1. Екатеринбург,1996 г.
  17. «Комсомольская правда» от 14.08.2003
  18. Фадеев Александр Александрович. БСЭ ссылка от 28 сентября 2008
cs:Alexandr Fadějev

de:Alexander Alexandrowitsch Fadejew en:Alexander Alexandrovich Fadeyev eo:Aleksandr Fadejev es:Aleksandr Fadéyev et:Aleksandr Fadejev fi:Aleksandr Fadejev fr:Alexandre Fadeïev hu:Alekszandr Alekszandrovics Fagyejev it:Aleksandr Aleksandrovič Fadeev nl:Aleksandr Fadejev pl:Aleksander Fadiejew ro:Alexandr Alexandrovici Fadeev sv:Alexander Fadejev tg:Александр Александрович Фадеев

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики
Александр Фадеев
220px </span>