Фэндом

21 июня 1910(1910-06-21) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Хутор Загорье, Смоленская губерния, Российская империя </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 18 декабря 1971(1971-12-18) (61 год) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Пахра, Московская область, СССР </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> советский поэт </td></tr><tr><th style="">Язык произведений:</th><td class="" style=""> русский </td></tr><tr><th style="">Премии:</th><td class="" style="">

Александр Твардовский
220px </span>
Шаблон:Ленинская премия Шаблон:Сталинская премия Шаблон:Сталинская премия Шаблон:Сталинская премия Шаблон:Государственная премия СССР

</td></tr><tr><th style="">Награды:</th><td class="" style=""> Шаблон:Орден ЛенинаШаблон:Орден Красной Звезды </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения в Викитеке.</th></tr> </table> Алекса́ндр Три́фонович Твардо́вский (21 июня 1910(19100621), хутор Загорье, Смоленская губерния, Российская империя — 18 декабря 1971, Пахра, Московская область, СССР) — советский писатель, поэт, главный редактор журнала «Новый мир» (1950—1954; 1958—1970). Лауреат трёх Сталинских (1941, 1946, 1947), Ленинской (1961) и Государственной премии СССР (1971). Член ВКП(б) с 1940 года.

Детство Править

Родился в Смоленской губернии, на хуторе Загорье в семье деревенского кузнеца Трифона Гордеевича Твардовского. В годы войны этот хутор был сожжен немецкими войсками.

Земля эта — десять с небольшим десятин — вся в мелких болотцах и вся заросшая лозняком, ельником, берёзкой, была во всех смыслах незавидна. Но для отца, который был единственным сыном безземельного солдата и многолетним тяжким трудом кузнеца заработал сумму, необходимую для первого взноса в банк, земля эта была дорога до святости. Нам, детям, он с самого малого возраста внушал любовь и уважение к этой кислой, скупой, но нашей земле — нашему «имению», как в шутку и не в шутку называл он свой хутор.

Дед поэта, Гордей Твардовский, был бомбардиром (солдатом-артиллеристом), служившим в Польше, откуда привёз прозвище «пан Твардовский», перешедшее к его сыну. Это прозвище (в реальности не связанное с дворянским происхождением) заставляло Трифона Гордеевича воспринимать себя скорее как однодворца, нежели крестьянина.

Между прочим, он ходил в шляпе, что в нашей местности было странностью и даже некоторым вызовом, и нам, детям, не позволял носить лаптей, хотя из-за этого случалось бегать босиком до глубокой осени. Вообще многое в нашем быту было «не как у людей».

Мать же Твардовского, Мария Митрофановна, действительно происходила из однодворцев. Трифон Гордеевич был человеком начитанным — и по вечерам в их доме часто читали вслух Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина, Ершова. Стихи Александр начал сочинять рано, ещё будучи неграмотным, и не будучи в состоянии их записать. Первое стихотворение было гневным обличением мальчишек, разорителей птичьих гнёзд.

В 14 лет Твардовский стал писать маленькие заметки в смоленские газеты, а затем, собрав несколько стихотворений, принёс их Михаилу Исаковскому, работавшему в редакции газеты «Рабочий путь». Исаковский встретил поэта приветливо, став другом и наставником молодого Твардовского.

Коллективизация, репрессии семьи Править

В поэмах «Путь к социализму» (1931) и «Страна Муравия» (19341936), изобразил коллективизацию и утопические мечты о «новой» деревне, а также скачущего на коне Сталина как предвестника светлого будущего.

Несмотря на то, что родители Твардовского были раскулачены и сосланы, сам он поддержал коллективизацию крестьянских хозяйств. Однако впоследствии поэт радикально изменил свое отношение к коллективизации.

В 1931 году были арестованы по политическим мотивам его отец и братья, молодой Твардовский дал им знать, чтобы они не пытались налаживать с ним контакты. Многообещающий поэт, он не хотел ставить под удар свою литературную карьеру. Через два месяца отец бежал из ссылки, чтобы повидать сына и понять, что с ним происходит. И сын сообщил о его приезде в милицию.

Финская война Править

Член ВКП(б) с 1938 года.[1] Комиссаром участвовал в присоединении к СССР Западной Белоруссии и в Советско-финской войне.

«Василий Тёркин» Править

В 1941—1942 годах работал в Воронеже в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». Поэма «Василий Тёркин» (1941—1945), «книга про бойца без начала и конца» — самое известное произведение Твардовского; это цепь эпизодов из Великой Отечественной войны. Поэма отличается простым и точным слогом, энергичным развитием действия. Эпизоды связаны друг с другом только главным героем — автор исходил из того, что и он сам, и его читатель могут в любой момент погибнуть. По мере написания главы печатались в газете Западного фронта «Красноармейская правда» — и были невероятно популярны на передовой. Поэма стала одним из атрибутов фронтовой жизни — в результате чего Твардовский сделался культовым автором военного поколения.

Помимо прочего, «Василий Теркин» выделяется среди других произведений того времени полным отсутствием идеологической пропаганды, упоминаний о Сталине и партии.

Послевоенные поэмы Править

В 1946 году написана поэма «Дом у дороги», где упоминаются первые трагические месяцы Великой Отечественной войны.

В дни прощания советского народа с вождём А. Т. Твардовский написал следующие строки:

В этот час величайшей печали
Я тех слов не найду,
Чтоб они до конца выражали
Всенародную нашу беду…

В поэме «За далью — даль», написанной на пике хрущёвской «оттепели» писатель осуждает Сталина за перегибы того времени, а также, как и в лирике Книга «Из лирики этих лет. 1959—1967» (1967), размышляет о движении времени, долге советского художника, о жизни и смерти. Другими словами, окончательный уход с позиций советского писателя.

«Новый мир» Править

Во второй период редакторства Твардовского в «Новом мире», особенно после XXII съезда КПСС журнал становится прибежищем антисталинских сил в литературе, символом «шестидесятничества», духовным оазисом тех лет.

В 1960-е годы Твардовский в поэмах «По праву памяти» (опубликована в 1987 году) и «Тёркин на том свете» пересматривает свое отношение к Сталину и сталинизму. В это же время (начало 1960-х) Твардовский получает разрешение Хрущёва на публикацию рассказа «Один день Ивана Денисовича» Солженицына.

Новая направленность журнала вызвала недовольство так называемых «неосталинистов» в советской литературе. В течение нескольких лет велась литературная полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» (главный редактор В. А. Кочетов).

После снятия Хрущёва в прессе (журнал «Огонёк», газета «Социалистическая индустрия») была проведена кампания против «Нового мира». Ожесточённую борьбу с журналом вёл Главлит, систематически не допускавший к печати самые важные материалы. Поскольку формально уволить Твардовского руководство Союза писателей не решалось, последней мерой давления на журнал было снятие заместителей Твардовского и назначение на эти должности враждебных ему людей. В феврале 1970 года Твардовский был вынужден сложить редакторские полномочия, коллектив журнала ушёл вместе с ним.

В «Новом мире» идеологический либерализм сочетался с эстетическим консерватизмом. Твардовский холодно относился к модернистской прозе и поэзии, отдавая предпочтение литературе, развивающейся в классических формах реализма.

Вскоре после разгрома его журнала Твардовский заболел и умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В Смоленске, Воронеже, Новосибирске и Москве его именем названы улицы.

Награды и премии Править

См. также Править

Примечания Править

Литература Править

Шаблон:Викифицировать литературу

  • Любарева, Елена Петровна. Александр Твардовский : Критико-биографический очерк / Е. П. Любарева. — М. : Сов. писатель, 1957. — 186 с.
  • Выходцев, Петр Созонтович. Александр Твардовский / П. С. Выходцев .— М. : Сов. писатель, 1958 .— 411 с.
  • Рощин, Петр Фролович. Александр Твардовский / П. Ф. Рощин. — М. : Просвещение, 1966. — 176 с.
  • Турков, Андрей Михайлович. Александр Твардовский / А. Турков. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М. : Художественная литература, 1970. — 173, [2] с.
  • Дементьев, Валерий Васильевич. Александр Твардовский / Валерий Дементьев. — М. : Сов. Россия, 1976. — 172, [1] с.
  • Акаткин, Виктор Михайлович. Александр Твардовский. Стих и проза / В. М. Акаткин; Науч. ред. А. М. Абрамов. — Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. — 214 с.
  • Кондратович, Алексей Иванович. Александр Твардовский. Поэзия и личность / А. Кондратович. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Худож. лит., 1985. — 347, [3] с.
  • Акаткин, Виктор Михайлович. Ранний Твардовский. Проблемы становления / В. М. Акаткин. — Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1986. — 209, [2] с.
  • Кулинич, Андрей Васильевич. Александр Твардовский : Очерк жизни и творчества / А. В. Кулинич. — Киев : Выша шк : Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1988. — 174,[2] с.
  • Лакшин, Владимир Яковлекич. Твардовский в «Новом мире» / Владимир Лакшин. — М. : Правда, 1989. — 45,[2]с.
  • А. Т. Твардовский и русская литература : [Сб. науч. работ, посвящ. 90-летию со дня рожд. А. Т. Твардовского] / Воронеж. гос. ун-т. Филол. фак.; Науч. ред. В. М. Акаткин. — Воронеж : Полиграф, 2000. — 246 с.
  • Ильин, Виктор Васильевич. Не пряча глаз : Александр Твардовский. Лит. окружение. Твор. связи / В. В. Ильин. — Смоленск : Смядынь, 2000. — 388, [2] с.
  • Ильин, Виктор Васильевич. Словник к энциклопедии «Александр Трифонович Твардовский» : Рабочие материалы. — Смоленск: СГПУ, 2000. — 91 с.
  • Лазоркина, Нина Федоровна. Словарь рифм поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин». — Смоленск: Универсум, 2001 — 43 с.
  • Акаткин, Виктор Михайлович. Александр Твардовский и время. Служение и противостояние. : статьи / В. Акаткин; вступ. ст. О. Алейникова. — Воронеж, 2006. — 258 с.
  • Акаткин, Виктор Михайлович. А. Т. Твардовский. Страницы творчества. Работы разных лет : статьи / В. Акаткин. — Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2008. — 342 с.
  • А. Т. Твардовский и русская поэма XX века : материалы международной научной конференции / Воронеж. гос. ун-т. — Воронеж : ВГУ, 2008. — 341 с.

Ссылки Править

Шаблон:Главные редакторы журнала «Новый мир»be:Аляксандр Трыфанавіч Твардоўскі be-x-old:Аляксандар Твардоўскі de:Alexander Trifonowitsch Twardowski en:Aleksandr Tvardovsky fi:Aleksandr Tvardovski fr:Aleksandr Tvardovski it:Aleksandr Tvardovskij nl:Aleksandr Tvardovski ro:Aleksandr Tvardovski uk:Твардовський Олександр Трифонович vi:Aleksandr Trifonovich Tvardovsky

Также на Фэндоме

Случайная вики