ФЭНДОМ

Татарский язык
Самоназвание:

Татар теле, Tatar tele, Шаблон:Lang-tt3

Страны:

Россия, республики бывшего СССР, Турция, Финляндия, Румыния, КНР, Австралия

Регионы:

Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Самарская область, Ульяновская область, Саратовская область, Нижегородская область, Пермский край

Официальный статус:

Flag of Russia Субъект Российской Федерации:

Регулирующая организация:

Институт языка, литературы и искусства (ИЯЛИ) имени Галимджана Ибрагимова Академии Наук Республики Татарстан

Общее число носителей:

6,496,600. [1]

Рейтинг:

95

Классификация
Категория:

Языки Евразии

Алтайская семья

Тюркская ветвь
Кыпчакская группа
Поволжско-кыпчакская подгруппа
Письменность:

кириллица (татарский алфавит), латиница

Языковые коды
ISO 639-1:

tt

ISO 639-2:

tat

ISO 639-3:

tat

См. также: Проект:Лингвистика

Тата́рский язы́к (тат. татар теле, татарча, tatar tele) — национальный язык татар, второй по распространённости (после русского) язык Российской Федерации, государственный язык Республики Татарстан. Относится к поволжско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков.

В лексическом отношении он проявляет наибольшую близость башкирскому, затем ногайскому, каракалпакскому, казахскому, балкарскому, узбекскому и кумыкскому языкам.

Распространённость Править

Распространён в Татарстане, в центре и северо-западе Башкортостана, Марий Эл, Удмуртии, Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Тюменской, Ульяновской, и во многих других областях России, а также в отдельных районах Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении.

Число говорящих в России около 5,3 млн человек по состоянию на 2002 год (5,1 млн согласно переписи 1989 года). Татарский язык распространен также среди башкир, марийцев и чувашей, а также русских Татарстана и Башкортостана.

Диалекты Править

Народно-разговорный татарский язык делится на 3 основных диалекта: западный (мишарский), имеющий большую связь с огузо-кыпчакским языком, средний (центральный, казанско-татарский — опорный), в большей степени, чем остальные, унаследовавший элементы булгарского языка, — на нём говорит большинство населения Татарстана — и восточный (сибирско-татарский), формировавшийся как самостоятельный язык, но по причине политических связей и переселения казанских татар в Сибирь сблизившийся со средним диалектом. До середины XIX века функционировал старотатарский литературный язык (поволжский вариант языка тюрки).

История формирования Править

Татарский язык формировался вместе с народом-носителем этого языка в районах Поволжья и Приуралья в тесном общении с другими, как родственными, так и неродственными языками. Испытал определённое воздействие финно-угорских (древневенгерского, марийского, мордовских, удмуртского), арабского, персидского, русского языков. Так, языковеды полагают, что те особенности в области фонетики (изменение шкалы гласных и др.), которые, с одной стороны, объединяют поволжско-тюркские языки между собой, а, с другой — противопоставляют их другим тюркским языкам, являются результатом их сложных взаимоотношений с финно-угорскими языками.

Самый ранний из сохранившихся литературных памятников — поэма «Кысса-и Йосыф» — написан в XIII веке. (Автор поэмы Кул Гали погиб во время монгольского завоевания Волжской Булгарии в 1236). Язык поэмы сочетает элементы булгаро-кыпчакского и огузского языков. В эпоху Золотой Орды языком её подданных становится поволжский тюрки́ — язык, близкий к османскому и чагатайскому (староузбекскому) литературным языкам. В период Казанского ханства складывается старотатарский язык, для которого характерно большое число заимствований из арабского и персидского. Как и другие литературные языки донационального периода, старотатарский литературный язык оставался малопонятным для народных масс и использовался лишь грамотной частью общества. После завоевания Казани Иваном Грозным началось активное проникновение в татарский язык русизмов, а затем и западных терминов. С конца XIX — начала XX вв. татарская интеллигенция стала активно использовать османскую общественно-политическую лексику.

Со второй половины XIX века на основе среднего (казанского) диалекта начинается формирование современного татарского национального языка, завершившееся в начале XX века. В реформировании татарского языка можно выделить два этапа — вторую половину XIX — начало XX века (до 1905) и 19051917 годы. На первом этапе основная роль в создании национального языка принадлежала Каюму Насыри (1825—1902). После революции 1905—1907 гг. ситуация в области реформирования татарского языка резко изменилась: наблюдается сближение литературного языка с народно-разговорным. В 1920-е гг. начинается языковое строительство: разрабатывается терминологический аппарат сначала с опорой на собственно татарскую и арабо-персидскую лексику, а с 1930-х — на русскую и интернациональную с использованием кириллической графики. При переходе на кириллическую графику опирались на западную фонетику (мишар), поэтому были игнорированы горловые звуки среднего диалекта Ғғ и Ққ, вместо Щщ в написании слов использован Чч.

Современный литературный татарский язык по фонетике, лексике и морфологии близок к среднему диалекту.

Краткая характеристика Править

Отличительные черты татарского языка в фонетике: наличие 10 гласных фонем, одна из которых имеет дифтонгоидный характер; наличие гласных неполного образования; наличие лабиализованного [а°]; гласные о, ө, е в первом слоге вместо общетюркских у, ү, и, гласные у, ү, и вместо общетюркских о, ө, е (это свойственно и башкирскому языку); отсутствие губно-зубной фонемы в; неаффрикативный характер ч и җ. В морфологии широко представлены аналитические временны́е формы, а также сочетания основного глагола со вспомогательными, выражающие характер протекания действия, его интенсивность, степень завершённости и т. п. В синтаксисе крайне редко оформление именных сказуемых аффиксами сказуемости, многообразны синтетические придаточные предложения. Лексика насыщена арабскими, персидскими и русскими заимствованиями.

Фонетика Править

Произносительная норма современного литературного языка закреплена за говором казанских татар.

Гласные

В современном татарском языке насчитывается 9 гласных букв для записи 13 гласных фонем, из которых 9 (10) — исконно татарские:

Переднего ряда:

  • ә [æ],
  • э, e [e],
  • и [i],
  • ө [ø],
  • ү [y]

Заднего ряда:

  • а [a~ɑ],
  • о [o],
  • у [u],
  • ы [ɯ] и дифтонгоидный ый [ɯɪ] как заднеязычная пара [i] (иногда рассматривается как самостоятельная десятая исконная фонема).

Ещё 4 фонемы, долгие о [oː], ы [ɨ:], э [ɛ:] и е [(j)e], используются в литературном языке для русских заимствований.

В односложных словах полностью и частично в начальных слогах многосложных слов гласный а огубляется до /ɑ/ (напр.: бар /bɑr/ «иди!»), а на конце слов, как правило, остаётся неогубленным (напр.: балаларга /bɑlɑlɑr'ʁa/ «детям»). Однако, в двусложных словах предпоследний слог, содержащий /ɑ/ может изменять и последнюю а в слове, напр.: ата «отец» - /ɑtɑ/.

В разговорной речи безударные краткие гласные могут выпадать, напр.: кеше «человек» реализуется как /kʃe/.

Как в большинстве тюркских языков, в татарском распространено явление сингармонизма – закона уподобления гласных друг другу по признаку нёбности/ненёбности и губности/негубности, т.е. качество гласного последнего слога основы (корня) определяет качество гласных всех последующих наращиваемых слогов. В татарском наблюдается нёбный и частично губной сингармонизм. При нёбной гармонии гласных в словах употребляются либо исключительно гласные переднего ряда, либо исключительно гласные заднего ряда. Такая гармония охватывает все исконные татарские гласные и отображается в орфографии.

Губной сингармонизм встречается только с татарскими гласными о и е. На письме данный вид гармонии не отображается, напр. орфоэпические бөтөнлөк «целостность», болотло «облачный» – орфографически реализуются как бөтенлек, болытлы. Такое написание оказывает определённое воздействие на современное фактическое произношение.

Согласные

В татарском 27 согласных фонем:

Согласные татарского языка
Губно-губный Губно-зубной Лабио-велярный Зубной Альвеолярный Постальвеолярный Палатальный Заднеязычный Поствелярный Фарингальный
Взрывной п /p/ б /b/ т /t/ д /d/ к /k/ г /ɡ/ к /q/
Носовой м /m/ н /n/ ң /ŋ, ɴ*/
Фрикативный ф /f/ в /v/ с /s/ з /z/ ш /ʃ/
ч /tɕ~ɕ/
ж /ʒ/
җ /dʑ~ʑ/
х /χ/ г /ʁ~ɢ/ h /h/
Дрожащий р /r/
Аппроксимант в /w/ й /j/ ([j~ɪ])
Боковой аппроксимант л /l/

У каждого согласного имеется палатализованный и непалатализованный фонетический вариант (кроме җ).

С гласными переднего ряда буква г читается как звонкий смычный заднеязычный /g/, напр.: әгәр «если» - /æ'gær/, а в слогах с гласными заднего ряда как тюркский звонкий увулярный фрикативный /ʁ/, напр.: гасыр «век» - /ʁɑ'sɯr/.

С гласными переднего ряда буква к читается как глухой смычный заднеязычный /k/, напр.: көз «осень» - /køz/, а в слогах с гласными заднего ряда как тюркский глухой увулярный смычный /q/, напр.: кызыл «красный» - /q(ɯ)'zɯl/.

Наблюдается прогрессивная ассимиляция согласных по:

  • звонкости и глухости: таш + данташтан «с камня»; тал + даталда «на иве».
  • по носовому тембру: тун + лартуннар «шубы»; тун + дантуннан «с шубы».

Регрессивная ассимиляция согласных по:

  • глухости: күз + сезкүссез (орф. күзсез) «безглазый»; тоз + сызтоссыз (орф. тозсыз) «несолёный».
  • увулярности: борын + гыборыңгы /borɯŋ'ʁɯ/ (орф. борынгы) «древний»; салын + кысалыңкы /salɯŋ'qɯ/ (орф. салынкы) «отвислый».
  • заднеязычности: киерен + кекиереңке /kiereŋ'ke/ (орф. киеренке) «напряжённый».
  • участию губ: ун + берумбер (орф. унбер) «одиннадцать»; ун + бишумбиш (орф. унбиш) «пятнадцать».

В современной орфографии ассимиляция отражена частично.

Татарский язык в Татарстане Править

Татарский язык, наряду с русским, является государственным языком Республики Татарстан (Закон Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», 1992). В Татарстане и в местах проживания диаспоры существует развитая сеть учебных и воспитательных учреждений, в которых используется татарский язык: дошкольные учреждения с татарским языком в качестве воспитания, начальные и средние школы с татарским языком в качестве средства обучения всем предметам, а также начальные и средние школы, в которых язык изучается как предмет.

Кроме традиционного использования татарского языка в качестве предмета изучения и средства обучения на филологических факультетах Казанского государственного университета, пединститутов и педучилищ, татарский язык как язык обучения в настоящее время применяется на юридическом факультете и факультете журналистики Казанского университета, в Казанской консерватории и Казанском государственном институте искусства и культуры.

На татарском языке издаётся учебная, художественная, публицистическая и научная литература, выходят десятки газет и журналов, ведутся радио- и телепередачи, работают театры. Центрами научного изучения татарского языка являются факультет татарской филологии и истории Казанского государственного университета, кафедра татарской филологии филологического факультета Башкирского государственного университета, факультет татарской филологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета и Институт языка, литературы и искусства Академии наук Республики Татарстан.

Значительный вклад в изучение татарского языка и его диалектов внесли ученые И. Хальфин, Г. Ибрагимов, Дж. Валиди, Г. Алпаров, В. Богородицкий, В. Хангильдин, Л. Заляй, Г. Ахатов, Ф. Ганиев, М. Закиев, В. Хаков, Р.Сабиров и др.

Антропонимика Править

Основная статья: Татарское имя

Письменность Править

Основная статья: Татарская письменность

Литература Править

  • Г. Х. Ахатов. Татарская диалектология (учебник для студентов высших учебных заведений). Казань, 1984
  • Г. Х. Ахунзянов. Русско-татарский словарь. Казань, 1991
  • Диалектологический словарь татарского языка. Казань, 1993
  • А. Нуриева. Орфографический словарь татарского языка. Казань, 1983—84
  • Русско-татарский словарь. Под ред. Ф. А. Ганиева. М., 1991
  • Сабиров Р. А. Самоучитель татарского языка
  • Сабиров Р. А. Татарский язык: изучить легко!
  • Ф. С. Сафиуллина, М. З. Закиев. Современный татарский литературный язык. Казань, 1994
  • Татарская грамматика. В 3-х т. Казань, 1993
  • Татарско-русский словарь. Сост. К. С. Абдразаков и др. М., 1966
  • Татарско-русский словарь. Под ред. Сабиров Р. А.
  • Э. Р. Тенишев (ред.). Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков. Региональные реконструкции. М., 2002
  • Г. К. Якупова. Библиография по татарскому языкознанию (1778—1980). Казань, 1988.

Примечания Править

Ссылки Править

Шаблон:Государственные языки России Шаблон:Тюркские языки

af:Tataars ar:لغة تترية arz:تتارى ast:Tártaru (llingua) az:Tatar dili ba:Татар теле be-x-old:Татарская мова bg:Татарски език br:Tatareg bxr:Татаар хэлэн ca:Tàtar crh:Tatar tili cs:Tatarština cu:Тата́рьскъ ѩꙁꙑ́къ cv:Тутар чĕлхи de:Tatarische Sprache en:Tatar language eo:Tatara lingvo es:Idioma tártaro fa:زبان تاتاری fi:Tataarin kieli fr:Tatar gl:Lingua tártara he:טטרית hr:Tatarski jezik hu:Tatár nyelv id:Bahasa Tatar it:Lingua tatara ja:タタール語 ka:თათრული ენა kk:Татар тілі ko:타타르어 la:Lingua Tatarica lt:Totorių kalba mdf:Татаронь кяль mk:Татарски јазик ms:Bahasa Tatar myv:Татаронь кель mzn:تاتارکی nl:Tataars nn:Tatarisk språk no:Tatarisk os:Тæтæйраг æвзаг pl:Język tatarski pt:Língua tártara ro:Limba tătară sah:Татаар тыла scn:Tataru simple:Tatar language sk:Tatárčina sr:Татарски језик stq:Tatariske Sproake sv:Tatariska th:ภาษาตาตาร์ tr:Tatarca tt:Tatar tele ug:تاتار تىلى uk:Татарська мова wa:Tatår (lingaedje) zh:鞑靼语