Фэндом

Владимир Сосюра
Володимир Сосюра
220px
Владимир Николаевич Сосюра
Дата рождения:

6 января 1898(1898-01-06)

Место рождения:

село Дебальцево, Донецкая область

Дата смерти:

8 января 1965(1965-01-08) (67 лет)

Место смерти:

Киев

Род деятельности:

поэт, прозаик

Годы творчества:

19171965

Жанр:

стихотворения, поэмы, роман

Премии:

Сталинская премия, Национальная премия им. Тараса Шевченко

Влади́мир Никола́евич Сосю́ра (укр. Володи́мир Микола́йович Сосю́ра; 25 декабря 1897 (6 января 1898), станица Дебальцево, ныне Донецкой области — 8 января 1965, Киев) — украинский советский поэт и писатель, участник Гражданской Войны.

Биография Править

Владимир Сосюра родился на станции Дебальцево (Донбасс). Его отец, Николай Владимирович, чертёжник по специальности, имел французские корни. Будучи человеком непоседливым и разносторонне одарённым, сменил много профессий, учительствовал, работал сельским адвокатом, шахтёром. Мать поэта — Мария Даниловна Локотош — маляр, родом из Луганска, занималась домашним хозяйством.

Владимир Сосюра окончил сельскую школу и поступил в агрономическую. С малых лет работал в шахтах Донбасса, принимал участие в Гражданской войне: сначала на стороне УНР, затем — на стороне Красной Армии. По окончании войны учился в Коммунистическом Университете в Харькове и на рабфаке при Харьковском институте народного образования. В это время был участником литературных организаций «Плуг», «Гарт», ВАПЛИТЕ, ВУСПП.

В 1942—1944 годах Сосюра военный корреспондент.

В 1948 году Сосюра был награждён Сталинской премией, но в 1951 он стал объектом травли после статья в газете «Правда», которая обвиняла Сосюру в «буржуазном национализме» за стихотворение «Любіть Україну», написанное в 1944 году.

Умер Владимир Сосюра 8 января 1965 года. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Литературная деятельность Править

Файл:Сосюра.JPG
Файл:Sosyura coins.jpg

Первое его стихотворение (на русском языке) было опубликовано в 1917 году. В архивах сохранились непечатные стихи Сосюры (на украинском языке), написанные по его пребывания в Армии УНР, но первый сборник «Стихотворения» вышел в 1921 году, а внезапную славу принесла ему революционно-романтическая поэма «Червона зима» (1922), признанная выдающимся образцом поэтического эпоса гражданской войны на Украине. Этой теме Сосюра посвятил и многие другие произведения, в которых органично сочетается интимное с общественным и обще-человеческим: сборник «Город» (1924), «Снега» (1925), «Золотые ястребы» (1927) и ряд других. Уже в первых сборниках Сосюра проявил себя сильным лириком в украинской поэзии своего времени. Основные источники, которыми питалась лирика Сосюры (народное творчество, Тарас Шевченко и более поздние лирики), переплавились в его поэзии на оригинальный стиль, означенный классической простотой стиха, певучестью и романтическим воодушевлением.

Начиная уже с раннего периода творчества, в поэзии Сосюры нашли отражение и противоречия его эпохи: типичная для украинского интеллигента 1920-х годов невозможность сочетать преданность большевистской революции с чувством национального долга: поэма о внутреннем раздвоении («коммунар и националист») «Два Володьки» (1930), сразу по выходе запрещён сборник «Серце» (1931). Несмотря на запреты, в творчестве Сосюры того времени мощно пробивается мотив украинского патриотизма (неопубликованная поэма «Махно», известная лишь в отрывках «Мазепа», 1930).

В начале 30-х годов это привело Сосюру к конфликту с коммунистической партией, членом которой он был с 1920 года. Несмотря на эти неблагоприятные обстоятельства, в 1930-е годы Сосюра, рядом со строительной тематикой («Днепрогэс»), почти единственный на Украине культивировал интимную, любовную лирику: «Червоні троянди» (1932), «Нові поезії» (1937), «Люблю» (1939), «Журавлі прилетіли» (1940) и другие.

В военные годы вышли сборники: «Під гул кривавий» (1942), «В годину гніву» (1942), поэма «Олег Кошовий» (1943) и другие. С послевоенных сборников выдающихся: «Зелений світ» (1949), «Солов'їні далі» (1956), «Так ніхто не кохав» (1960). Заметное место в творчестве Сосюры занимают также более широкие эпические полотна: поэмы «1871» (1923), «Железная дорога». (1924), роман в стихах «Тарас Трясило» (1926).

Сборные издания произведений Сосюры: «Стихи в 3 томах» (1929 — 30), «Сочинения в 3 томах» (1957—1958), «Сочинения в 10 томах» (1970—1972).

Шаблон:Writer-stuben:Volodymyr Sosyura eo:Volodimir Sosjura pl:Wołodymyr Sosiura

uk:Сосюра Володимир Миколайович