ФЭНДОМ

4 сентября 1809 </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Кременец </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 3 апреля 1849 </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Париж </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> поэт, драматург </td></tr><tr><th style="">Направление:</th><td class="" style=""> романтизм </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table> Ю́лиуш Слова́цкий (Юлий Словацкий; польск. Juliusz Słowacki; 4 сентября 1809 Кременец Подольской губернии, ныне Тернопольской области, Украина — 3 апреля 1849, Париж) — польский поэт и драматург; причисляется к величайшим польским поэтам эпохи Романтизма наряду с Адамом Мицкевичем, Зыгмунтом Красиньским и Циприаном Норвидом.

Биография Править

Файл:Juliusz Slowacki Wilno1.JPG

Сын Эузебиуша Словацкого (17721814), профессора Кременецкого лицея и Виленского университета. После его смерти мать армянка[1][2] по происхождению Саломея (до замужества Янушевская) вышла вторым браком замуж за доктора медицины и философии Августа Бекю. Благодаря ему, юноша с юности общался с видными польскими литераторами и интеллектуалами (был знаком, в частности, с Адамом Мицкевичем, Иоахимом Лелевелем, Яном Снядецким, Анджеем Снядецким) и получил хорошее образование.

В 1828 году Юлиуш Словацкий окончил Виленский университет. В 1829 году переехал в Варшаву и поступил на должность в государственную комиссию по доходам и скарбу.

Во время Ноябрьского восстания 1830 года некоторое время был обозревателем событий, написал несколько патриотических стихов. В декабре 1830 года вместе с посольством Сейма выехал в Лондон.

После подавления Ноябрьского восстания вынужден был остаться в эмиграции и поселиться в Париже, где и издал свои первые стихотворные произведения.

В 18331835 годах жил в Швейцарии, позднее до 1838 годах путешествовал по Италии, Греции, Египту, Палестине, Сирии. Последние годы жизни провёл преимущественно в Париже. В 1842 году познакомился с Анджеем Товяньским и на недолгое время примкнул к его Кругу Божьего дела (Koło Sprawy Bożej).

Умер в Париже в 1849 году от туберкулёза. Был похоронен на кладбище Монмартра. В июне 1927 года его прах по распоряжению Юзефа Пилсудского был перевезён в Краков и помещён в Вавельском кафедральном соборе рядом с могилой Адама Мицкевича. В день захоронения праха Словацкого в Вавеле в Вильне была открыта мемориальная таблица с бюстом поэта на доме, в котором он жил в квартире Бекю [3]. На Монмартре сохранилось первоначальное надгробие.

Творчество Править

Несчастливая юношеская влюблённость в Людвику Снядецкую, дочь профессора Анджея Снядецкого, и самоубийство ближайшего друга, поэта и ориенталиста Людвика Шпицнагеля (1827), стали биографической канвой первых подражательных стихотворных произведений на темы одиночества.

Дебютировал в печати в 1830 году поэмами «Гуго» („Hugo“), «Ян Белецкий» („Jan Bielecki“) (1830). В ранних романтических поэмах ориентальной и исторической тематики отчётливо влияние Байрона и Мицкевича. Написанная в 1829 году драма «Миндове» в жанровом отношении близка шекспировским драматическим хроникам и обнаруживает интерес автора к механизму феодальной борьбы за власть.

Первый сборник („Poezji“, 2 т., 1832). В лирике доминируют мотивы патриотической скорби, революционной стойкости («Гимн» („Hymn“), 1836, опубликован 1839; «Моё завещание», 18391840, и другие). Многие произведения Юлиуша Словацкого посвящены разгрому Ноябрьского восстания в 1831 году, судьбам эмиграции и польских ссыльных. В них он выступал с позиции польской шляхты. Ему принадлежит несколько сочинений в жанре исторической прозы.

Файл:Autograph-JuliuszSlowacki.png
Файл:Grob Slowackiego Montmartre.jpg
Файл:Grobowiec Słowackiego Wawel.jpg
Файл:Slowacki.jpg

Другие произведения:

Драмы

  • «Мария Стюарт» („Maria Stuart“, 1830)
  • «Миндовг, король литовский» („Mindowe“, 1831)
  • «Кордиан» („Kordian“, 1834)
  • «Балладина» („Balladyna“, 1834; опубликован 1839)
  • «Горштыньский» („Horsztyński“, 1835; опубликована 1881)
  • «Лилла Венеда» („Lilla Weneda“, 1839)
  • «Мазепа» („Mazepa“, 1839)
  • «Серебряный сон Соломеи» („Sen srebrny Salomei“, 1843)
  • «Фантазии» („Fantazy“, 1841; 18451846)
  • «Ксёндз Марек» („Ksiądz Marek“, 1843)

Поэма в прозе

Поэмы

  • «В Швейцарии» („W Szwajcarii“, 18351836; опубликована 1839)
  • «Ламбро» (1833)
  • «Отец зачумленных» („Ojciec zadżumionych“) (1839)
  • «Вацлав» („Wacław“) (1839)
  • «Бенёвский» („Beniowski“, 18401841; неокончена, опубликована 1841, русский перевод 1973)

Эпопея «Король-Дух» („Król-Duch“, незакончена)

Переводы Править

В России произведения Словацкого, как и других польских поэтов-эмигрантов, долгое время были запрещены и поэтому мало известны. Среди первых переводов — трагедия «Мазепа» в переводе Н. Л. Пушкарева («Отечественные записки», 1874, № 7), «Ренегат» в переводе П. А. Козлова («Русская мысль», 1880, № 3), а также в его же переводе отрывки из поэм «Ян Белецкий» и «Монах»; «Отец зачумленных» в переводе А. Селиванова («Вестник Европы», 1888, № 10).

В конце XIX века и начале XX века появились переводы К. Д. Бальмонта (драмы «Балладина», «Лилля Венеда», «Геллион-Эолион» и другие произведения), Д. Д. Бохана и других русских поэтов. После Второй мировой войны публиковались переводы А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, Л. Н. Мартынова, Владимира Луговского. Переводил его произведения также литературовед Б. Ф. Стахеев.

Издания Править

  • Dzieła, t. 1—14, 3 wyd., Wr., 1959
  • Dzieła wszystkie, t. 1—15, 2 wyd., Wr., 1952—1963
  • Избр. соч. Т. 1-2, Москва, 1960
  • Лирика. Москва, 1966
  • Стихи. Мария Стюарт. Москва, 1975.

Примечания Править

  1. KRZYSZTOF A. WOŹNIAK ORMIANIE POLSCY
  2. Izaak Mikołaj Isakowicz „Złotousty”
  3. Wilno. Przewodnik krajoznawczy Julijusza Kłosa Prof. Uniwersytetu St. Batorego. Wydanie trzecie poprawione po zgonie autora. Wilno, 1937. S. 146—147

Литература Править

  • Ю. Словацкий. Биобиблиографический указатель. Москва, 1959.
  • Juliusz Kleiner. Słowacki. Dzieje twórczości, t. 1—4, Lw. — Warsz. — Kr., 1924—1928
  • Kalendarz życia i twórczości J. Słowackiego. Wr., 1960
  • Słowacki Juliusz // Mały słownik pisarzy polskich. — Warszawa: Wiedza powszechna, 1966. — Т. I. — С. 156—158. — 208 с.(польск.)

Ссылки Править

bg:Юлиуш Словацки ca:Juliusz Słowacki cs:Juliusz Słowacki de:Juliusz Słowacki en:Juliusz Słowacki eo:Juliusz Słowacki es:Juliusz Słowacki fi:Juliusz Słowacki fr:Juliusz Słowacki hu:Juliusz Słowacki it:Juliusz Słowacki ko:율리우시 스워바츠키 la:Iulius Słowacki nl:Juliusz Słowacki no:Juliusz Słowacki pl:Juliusz Słowacki pt:Juliusz Słowacki ro:Juliusz Słowacki simple:Juliusz Slowacki sk:Juliusz Słowacki sv:Juliusz Słowacki uk:Юліуш Словацький

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики
Юлиуш Словацкий
Juliusz Słowacki
220px </span>