ФЭНДОМ

Ева Симонайтите
Ieva Simonaitytė
220px
Надгробный памятник
Дата рождения:

23 января 1897

Место рождения:

д. Ванагай, ныне Клайпедского района

Дата смерти:

27 августа 1978

Место смерти:

Вильнюс

Род деятельности:

прозаик

Направление:

реализм

Жанр:

роман, повесть

Премии:

Государственная премия (1936)

Е́ва Симонайти́те (лит. Ieva Simonaitytė, 23 января 1897, д. Ванагай, ныне Клайпедского района27 августа 1978, Вильнюс) — литовская писательница, народная писательница Литовской ССР.

Биография Править

С детства жила в нужде и болезнях, из-за которых не могла учиться в школе и поэтому занималась самообразованием. В 19121914 лечилась в санатории в Аугенбурге (Германия). По возвращении работала в литовском обществе „Eglė“, сотрудничала с газетой „Tilžės keleivis“ и другими литовскими изданиями Восточной Пруссии (Малой Литвы). С 1921 жила в Клайпеде. Закончила курсы машинисток и стенографисток. Работала в консульстве Литвы, корректором в издательстве „Rytas“, в редакции „Prūsų lietuvių balsas“ («Голос литовцев Пруссии»), позднее — машинисткой и переводчицей в сеймике (лит. Seimelis) Клайпедского края. После успеха романа «Судьба Шимонисов» и с назначением ей государственной пенсии с 1936 предалась литературному труду. После возвращения Клайпеды Германии (1939) выехала в Каунас. В годы немецкой оккупации подвергалась преследованиям. С 1963 жила в Вильнюсе. Награждена тремя орденами. Удостоена звания народной писательницы Литовской ССР (1967).

Похоронена на Антакальнисском кладбище в Вильнюсе. На могиле установлен памятник скульптора Дануте Даните-Варнаускене. В городке Прекуле (в 21 км к югу от Клайпеды), где писательница проводила летние месяцы в 19611978, с 1984 действует мемориальный музей.

Литературная деятельность Править

Печаталась в периодике с 1914; до 1935 её имя как писательницы не было известно. Основная тема её рассказов, повестей и романов — повседневная жизнь «летувнинков», то есть литовцев Восточной Пруссии и Клайпедского края. Этой теме посвящён роман «Судьба Шимонисов» (1935, Государственная премия Литвы, 1936; рус. пер. 1966), который принёс ей широкую известность. В повести «Пикчюрнене» (1953, в рус. пер. «Буше и её сестры», 1954) разоблачается сущность кулачества. Роман «Вилюс Каралюс» (ч. 1—2, 19391956, Государственная премия Литовской ССР, 1958; рус. пер. 1961) даёт широкую картину жизни литовцев в начале XX века и до сих пор считается образцом литовского реалистического романа. Автобиографическая трилогия «… А было так» (1960, рус. пер. 1963), «В чужом доме» (1962, рус. пер. 1965), «Неоконченная книга» (1965, рус. пер. 1968) охватывает время с начала XX века до конца Второй мировой войны. К трилогии примыкают «Ближние истории» (1968). Роман «Последнее путешествие Кунялиса» изображает Литву военных и послевоенных лет (1971, рус. пер. 1974). В целом творчество Евы Симонайтите традиционно по темам и художественным средствам. Произведения переведены на многие языки.

Сочинения Править

  • Raštai, t. 1—-6. Vilnius, 1956—1958.
  • …А было так. В чужом доме. Неоконченная книга. Москва, 1973.

Литература Править

  • М. Слуцкис. Тропа, которая вывела на столбовую дорогу // М. Слуцкис. Начало всех начал. Москва, 1975.
  • R. Dambiauskaite. Ieva Simonaitytė. Vilnius, 1968.

Ссылки Править

en:Ieva Simonaitytė lt:Ieva Simonaitytė

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики