ФЭНДОМ

Джоан Роулинг
Joanne Rowling
220px
Джоан Роулинг после получения почётной учёной степени Абердинского университета
Псевдонимы:

Дж. К. Роулинг,
Ньют Саламандер,
Кеннилворт Висп

Дата рождения:

31 июля 1965(1965-07-31) (52 года)

Место рождения:

Глостершир, Англия

Род деятельности:

прозаик

Направление:

фэнтези

Жанр:

роман

Дебют:

Гарри Поттер и философский камень

Премии:

Премия Хьюго (2001)

Награды:
Шаблон:Орден Британской империиШаблон:Кавалер ордена Почётного легиона
Шаблон:Орден Улыбки
jkrowling.com

Джоан «Джо» Маррей OBE (англ. Joanne "Jo" Murray, до замужества — Роулинг (англ. Rowling), 31 июля 1965(19650731), Йейт, графство Глостершир, Англия) — английская писательница, наиболее известная под своим литературным псевдонимом Дж. К. Роулинг (Джоан Кэтлин Роулинг, англ. J. K. Rowling, Joanne Katheline Rowling), автор серии романов о Гарри Поттере, переведённых на 64 языка, в том числе и на русский. В 2001 году Джоан Роулинг за книгу «Гарри Поттер и Кубок огня» получила премию Хьюго. Кавалер Ордена Почётного легиона (2009)[1].

Имя Править

Настоящее имя писательницы — Джоан (Джоанна) Ролинг (англ. Joanne Rowling), а не Джоан Кэтлин Ролинг, как многие думают. Перед первой публикацией издательство опасалось, что мальчики будут неохотно покупать книгу, написанную женщиной. Поэтому Роулинг попросили воспользоваться инициалами вместо полного имени. При этом требовалось, чтобы инициалы состояли из двух букв. У Роулинг не было второго имени и она выбрала для второго инициала имя своей бабушки, Кэтлин — J. K. Rowling. Также она выбрала это имя ещё из-за алфавитного созвучия — в английском алфавите буква K идёт сразу после буквы J. В декабре 2001 года писательница вышла замуж и взяла фамилию мужа — Маррей (англ. Murray), но писать продолжила под именем Дж. К. Ролинг.

Биография Править

Родилась 31 июля 1965 года в небольшом городке Йейт в графстве Глостершир (в 16 км к северо-востоку от Бристоля). Родители — Питер Джеймс Роулинг (англ.  Peter James Rowling) и Энн Роулинг (англ. Anne Rowling), до замужества — Волант (англ. Volant). Сестра Дайанна (Ди) (англ. Dianne (Di)) родилась 2 годами позже Джоанны — 28 июня 1967 года.

Когда Джоан было 4 года семья переехала в деревню Винтербурн (англ. Winterbourne). В Винтербурне они с сестрой играли с девочкой и мальчиком по фамилии Поттеры. Джоан посещала начальную школу Сент-Майклс, основанную более 200 лет назад Уильямом Уилберфорсом.

Мать отдала все свое время дочерям. Энн любила читать детям книги. К пяти годам Джоанна едва ли не наизусть знала все детские книжки. В шесть лет она показала матери свой первый рассказ про приключения кролика по имени Кролик.

Семья переехала снова, когда ей было девять лет — в Татшилл (англ. Tutshill) рядом с Чепстоу (англ. Chepstow in Forest of Dean). Когда Джоан было 15 лет, заболела ее мать. Диагноз — рассеянный склероз.

В выпускном классе Джоан решила, что будет поступать в Оксфорд. Она успешно сдала вступительные экзамены, ее фамилия попала в список кандидатов, однако студенткой престижного университета она так и не стала. Джоан решила больше не повторять попытку и не терять год, поэтому подала документы в университет Эксетера (Exeter) в Девоне, куда и была зачислена в 1983 году. Она хотела изучать родной английский язык, но по настоянию родителей выбрала французское отделение.

По окончании университета, получив степень бакалавра искусств, Роулинг переехала в Форкс, где сменила несколько мест работы. Она работала секретарем‑переводчиком в лондонском отделении организации «Международная амнистия» и недолго в Манчестерской торговой палате.

В 1990 году Джоан Роулинг переселилась в Манчестер.

30 декабря 1990 года, в возрасте 45-ти лет, умерла мать Джоанны, которая несколько лет перед смертью была фактически парализована. После этого Джоан решила уехать из Англии в Португалию.

В 1991 году, в возрасте 26 лет, Джоанна отправилась в Португалию, преподавать английский. Она давала уроки после обеда и вечером, а утром сочиняла. В это время она начала работать над своим третьим романом (первые два брошены как «очень плохие»). Новая книга была о мальчике, который обнаружил, что он волшебник, и попал в волшебную школу.

В Португалии в августе 1992 года Джоан вышла замуж за студента‑журналиста Хорхе Арантеса. Их дочь, Джессика, родилась в 1993. В том же году супруги развелись. После развода Роулинг с дочерью переехали в Эдинбург, в Шотландию, поближе к младшей сестре Ди.

В Эдинбурге Джоанна ходила писать «Гарри Поттера» в кафе «Николсонс», владельцем которого был муж ее сестры.

Шотландский Совет Искусства дал ей грант для завершения книги и, после ряда отказов, она в конечном счете продала книгу «Гарри Поттер и Философский Камень» издательству «Блумсбери» (Великобритания) за 4000$ США. В это время Роулинг работает учителем французского.

Несколько месяцев спустя издательство «Артур А Левин/Учебная Литература» покупает американские права на книгу за достаточную сумму, чтобы она смогла бросить учить.

«Гарри Поттер и философский камень» вышел в июне 1997 года и стал сенсацией — роман начинающей и никому неизвестной писательницы был признан в Великобритании лучшей детской книгой года. Права на издание романа были приобретены американским издательством Артура Ливайна, и в октябре 1998 года книга была переиздана в Соединенных Штатах с немного измененным названием «Гарри Поттер и камень волшебника».

Впоследствии Джоан Роулинг уже никогда не приспосабливала названия романов для американской аудитории.

Вслед за первым романом последовали «Гарри Поттер и тайная комната» (1998), «Гарри Поттер и узник Азкабана» (1999), «Гарри Поттер и Кубок Огня» (2000), «Гарри Поттер и Орден Феникса» (2003), «Гарри Поттер и принц‑полукровка» (2005). Седьмой, заключительный роман серии «Гарри Поттер и дары смерти» появился в продаже в Великобритании и США, а также в нескольких других странах в 2007 году. Роулинг многократно уверяла, что седьмой роман станет последним в серии, но накануне его выхода она не исключила, что напишет продолжение приключений своих героев в будущем.

В 1998 году киностудия Warner Bros. купила права на экранизацию двух романов Роулинг.

В 2001 году на экраны вышел фильм «Гарри Поттер и философский камень», поставленный американским режиссером Крисом Коламбусом, известным по фильмам «Один дома» и «Миссис Даутфайр». Он же стал режиссером и очередного фильма по произведениям Роулинг «Гарри Поттер и тайная комната». Экранизации третьего, четвертого и пятого романов Роулинг появились в 2004, 2006 и 2007 годах, шестой фильм («Принц‑полукровка») вышел на экраны в 2009 году. Седьмая книга будет разделена на 2 фильма, которые выйдут в 2010 и в 2011 годах соответственно.

Серия романов о Гарри Поттере переведена более чем на 60 языков, в том числе и на русский. Во всем мире продано более 250 млн экземпляров книг.

Успех серии у читателей, а также кинофильмы, снятые по романам, принесли Роулинг всемирную известность и состояние. С 2004 года Джоан Роулинг является самой богатой женщиной в Великобритании. Журнал Forbes в 2008 году оценил ее состояние в 1 млрд долларов США.

Джоан Роулинг является обладательницей множества престижных литературных премий, в том числе Nestle Smarties Gold Award (трижды), British Book Awards, Children's Book Award (дважды), The Booksellers Association/The Bookseller Author of the Year Award (дважды), Scottish Arts Council Children's Book Award (дважды), испанской премии принца Астурийского.

В 2000 году Роулинг была награждена орденом Британской Империи.

4 декабря 2008 года в 25 странах, включая Россию, в книжных магазинах появилась новая книга Джоан Роулинг "Сказки барда Бидля". Все деньги от продажи книги поступят на счет благотворительной организации The Children's High Level Group, защищающей права детей в Восточной Европе. Однако "Сказки барда Бидля" не поставят точку в поттериане. По словам Роулинг, она планирует также написать энциклопедию по всем частям романа.

Роулинг активно занимается благотворительностью. В частности, она поддерживает фонд родителей‑одиночек и фонд по исследованию рассеянного склероза – болезни, от которой умерла ее мать.

26 декабря 2001 года Джоан Роулинг повторно вышла замуж за эдинбургского врача‑анестезиолога Нила Скотта Маррея (англ. Neil Scott Murray). В марте 2003 года у пары появился сын Дэвид Гордон Роулинг Маррей (англ. David Gordon Rowling Murray), а в январе 2005 — дочь Маккензи Джин Роулинг Маррей (англ. Mackenzie Jean Rowling Murray).

Книги Править

Файл:J. K. Rowling at the White House 2010-04-05 10.jpg

Экранизации Править

Игры Править

Коммерческий успех Править

Книги были переведены более чем на 60 языков. Продано более 250 млн экземпляров.

По данным британской газеты Sunday Times, состояние писательницы оценивается в 545 млн фунтов стерлингов. С 2004 года она является самой богатой женщиной в Великобритании.

Интересные факты Править

  • Джоан Роулинг работала секретарём в благотворительной организации Amnesty International.
  • Первая книга о Гарри Поттере была написана на старой пишущей машинке.
  • Астероид № 43844 по предложению открывшего его астронома из Чикаго Марка Хаммергрена будет носить имя Роулинг в честь знаменитой писательницы.[2]
  • В июне 2006 британская публика[3] назвала Джоан Роулинг «величайшей из живущих ныне британских авторов». Джоан Роулинг заняла в опросе первое место, собрав почти в три раза больше голосов, чем Терри Пратчетт, автор произведений в жанре фэнтези.
  • В эпилоге «Девятнадцать лет спустя» книги «Гарри Поттер и дары Смерти» есть мальчик по имени Хьюго, названный в честь полученной Роулинг награды.

Примечания Править

Ссылки Править

Шаблон:Гарри Поттер

<span id="interwiki-en-fa" /> <span id="interwiki-es-fa" /> <span id="interwiki-ms-fa" /> <span id="interwiki-pt-fa" /> <span id="interwiki-de-ga" /> <span id="interwiki-sv-ga" />ar:ج. ك. رولينج ast:Joanne Kathleen Rowling bat-smg:J. K. Rowling be:Джаан Роўлінг bg:Джоан Роулинг bn:জে কে রাউলিং br:J. K. Rowling bs:Joanne Kathleen Rowling ca:Joanne Rowling cs:Joanne Rowlingová cy:J. K. Rowling da:J.K. Rowling de:Joanne K. Rowling el:Τζ. Κ. Ρόουλινγκ en:J. K. Rowling eo:J. K. Rowling es:J. K. Rowling et:J. K. Rowling eu:J. K. Rowling fa:جی.کی. رولینگ fi:J. K. Rowling fo:J.K. Rowling fr:J. K. Rowling ga:J. K. Rowling gl:J. K. Rowling he:ג'יי קיי רולינג hi:जे. के. रोलिंग hr:Joanne Kathleen Rowling hu:Joanne Kathleen Rowling ia:J. K. Rowling id:J.K. Rowling io:J. K. Rowling is:J. K. Rowling it:J. K. Rowling ja:J・K・ローリング ka:ჯოან როულინგი ko:J. K. 롤링 la:Ioanna Rowling lb:Joanne K. Rowling lt:J. K. Rowling lv:Dž. K. Roulinga mk:Џ. К. Роулинг ml:ജെ.കെ. റൗളിംഗ് mn:Жоанна Роулинг mr:जे.के. रोलिंग ms:Joanne Kathleen Rowling mt:J.K. Rowling nah:J. K. Rowling nl:Joanne Rowling nn:J.K. Rowling no:J.K. Rowling pl:J. K. Rowling pt:J. K. Rowling qu:Joanne K. Rowling ro:J. K. Rowling scn:J. K. Rowling sco:J. K. Rowling se:J.K. Rowling sh:J. K. Rowling si:ඡේ.කේ. රෝලින් simple:J. K. Rowling sk:Joanne Rowlingová sl:J. K. Rowling sq:Joanne K. Rowling sr:Џ. К. Роулинг sv:J.K. Rowling ta:ஜே. கே. ரௌலிங் tg:Ҷоан Роулинг th:เจ. เค. โรว์ลิง tl:J.K. Rowling tr:J. K. Rowling ug:روۋلىڭ uk:Джоан Роулінг vec:Joanne Kathleen Rowling vi:J. K. Rowling yi:י. ק. ראלינג zh:J·K·罗琳 zh-min-nan:J. K. Rowling