ФЭНДОМ

НИНА КРАСНОВА-РЕЦЕНЗИЯ

«ОТЛИЧНЫЙ ОТ ВСЕХ ИНДИВИДУУМ»

(О стихах Галины Богапеко)

1.

Люди редко открывают себя

Окружающему миру. –

Говорит Галина Богапеко. И уточняет:

И только дети,

И далеко не все…

Да, и только дети, и еще, добавлю я от себя, поэты, да и то далеко не все, могут позволить себе такое. Галина Богапеко в своих стихах открывает окружающему миру себя, не прячет себя в ракушке, как «улитка», или в футляре, как чеховский «человек в футляре», и показывает, чем она живет, что ее волнует больше всего:

В песчаной пустыне под солнцем,

В пространстве огромном одна,

Стояла смешная девчонка,

Барханы считала она...

...Она миражи любила...

2.

У каждого поэта есть какие–то свои художественные находки. Есть они и у Галины Богапеко. И их у нее очень много. Это и внутренние анафорные рифмы:

ЗАБЫТЫЕ окна,

ЗАБИТЫЕ окна.

Здесь эти рифмы – вариации грустных эпитетов – рождают грустный мотив всеми покинутого дома.

Есть у нее и аллитерации, которые Вознесенский называл магнитными рифмами: фиоЛЕТОвое ЛЕТО… – Здесь они помогают создать яркую картинку лета с фиолетовыми цветочками…

А здесь аллитерации выявляют диалектное ОКАнье в самых неожиданных словах:

и заОКАЛА река ОКА берегами ОКОЛО…

одинОКАя, одинОКАя…

А кроме того они позволяют читателям услышать звон кОЛОКОльчиков ОКОЛО берегов, где летают сОКОЛЫ:

«сОКОЛЫ, сОКОЛЫ!»

«КОЛОКОльчики звенят сОКОЛАм».

А другие аллитерации – звуки дальней СИРЕНЫ (поющей русалки) и светотень СИРЕНИ – помогают автору создать картину с цветом и звуком, с гармонией цвета и звука. Или живописную картину зерцала озера (старинного, таинственного, в котором видится земля и небо и «вечность как на ладони»): я соЗЕРЦАЛА ОЗЕРА ЗЕРЦАЛО…

Некоторые художественные находки возникают у Галины Богапеко из расщепления слов на составные элементы:

Ты и убогая – Ты и у Бога я.

Война – Вой на (война - это и вой бомб, и вой и плач вдов и детей и раненых жертв войны)…

А некоторые находки у нее содержатся в глаголах, которые есть не что иное, как производные от существительных, но таких, которые до Галины Богапеко никто не догадался употребить в форме глаголов: и ЧАРОДЕЙСТВОВАЛИ руки… - Галина Богапеко умеет чародействовать в своих стихах, не руками, а словами, в том числе и неологизмами. И когда она говорит, что она обладает «магической силой», это не пустые слова.

А некоторые находки прячутся у нее в непривычной форме какого-нибудь глагола разового действия, например, в таком вот авторском неологизме: «И ЖУЖЖНУЛ над веткой шмель лениво…» То есть шмель уже набрал нектара с других веток, и ему уже даже жужжать не хочется… Он «жужжнул» и все, и притих.

Я уж не говорю о том, что художественные находки заключаются у нее, казалось бы, и в самых, простых строчках, например, вот в этих:

А с неба серебристой манной

На землю падал белый снег.

3.

Стихи Галины Богапеко полны динамики, движения. Иногда это легкое, плавное движение, например, снега, как в вышеприведенных строчках.

Но характернее всего для ее стихов – быстрое, порывистое движение и самой героини, и предметов окружающего ее мира, и движение ее чувств и мыслей, и потоков чувств и мыслей, и потоков сознания, и движение Жизни, движение Времени, движение Эпох, которые меняются, как кадры фильма… от 60-х годов XX века до 10-х годов XXI века.:

Я бежала, а мне навстречу неслись

Скверы, здания, дороги, рельсы,

Я бежала к себе и от себя…

Как себя в этом мире не потерять?

Богапеко – «белая птица», которая умеет летать.

В прозрачной облатке лечу я на Марс,

От всех беспорядков и даже от Вас –

Таких рафинированных и галантных

Лечу я в галактике…

Она ценит прекрасные мгновенья, и ей хочется остановить их и запечатлеть в своих стихах:

Мгновенье – кадр!

Как задержать его?

И тогда она говорит мгновенью: остановись! замри! И включает стоп-кадр и останавливает мгновенье. И запечатлевает его. И тогда мы видим «иллюзорный рай».

Где рай, там и яблоки, символические и несимволические:

У ограды яблочного сада.

На земле рассыпался ранет…

Один латиноамериканский поэт сказал когда-то: поэт – это человек, который отнимает аромат у живого цветка (и переносит все это в стихи). Галина Богапеко как раз такой человек. У нее в стихах – запахи живых цветов, «и запах незабудки свежей», и «запах клумбы небольшого сада», и запах ранета.

4.

Если говорить о сквозных образах, то, например, у Мандельштама сквозными образами были плетеные корзины, которые ассоциировались у него с прекрасной порой детства. У Галины Богапеко таким сквозным образом служат «сандалии», в которых она ходила в детстве:

В сандалиях лёгких, в шелковистом платье...

Или в ситцевом платьице… Правда, «Сандалии с ситцевым платьицем / Давно в музее у вечности…».

Я купила б сандалии,

Но таких уже нет –

Лёгких, кожаных, на застёжке...

5.

Как все люди, и как все поэты, Галины Богапеко думает о том, куда уходят люди, когда они уходят в мир иной? И что ждет их там?

Куда уходят люди,

В какие параллели?

Что ждёт их в зазеркалье?

Она не видит границы между тем миром и этим, между этим и тем светом, и когда стоит с подругой у могилы поэта в Переделкине, то думает о том, что «все едины в этом мире»:

Мы постояли у могилы,

И каждый думал о своём…

Мы все едины в этом мире,

На этом свете и на том…

Ахматова смотрит из своего иного мира из своего зазеркалья, в этот мир, с фотографии, которая висит на стене в редакции журнала «Юность», и слушает, как поэты, «культурный… слой двадцать первого века», читают ее или свои стихи. А Галина Богапеко смотрит на нее и пытается представить себе, как живет и что делает Ахматова в своем мире ином, в своей «другой параллели», откуда она смотрит сюда, и как живут и что делают там другие поэты, которые переселились туда?

Я вижу тебя

Сквозь прозрачный струящийся дождь –

В другой параллели

Счастливой царицей живёшь,

И пишешь стихи,

Космический разум вплетая.

Ты там не одна, с тобой там поэтов стая.

В «Бродячей собаке» у вас там свои вечера,

И там попугаи читают стихи до утра,

Читают стихи космической новой природы…

И всюду фонтаны!

На том свете все, то же самое, что и на этом свете, тот свет похож на этот, и там поэты тоже пишут стихи и организовывают свои вечера, как и тут…

А вообще, в философии Галины Богапеко даже «рай и ад похожи».

6.

Бывают такие стихотворцы, как и прозаики, которые пишут по плану, ходят с линейкой и с аптекарскими весами и считают, сколько стоп должно быть в той или другой строчке, сколько процентов лирики, сколько процентов эпики… А бывают такие, которые делают все по наитию, по чутью, как древнерусские зодчие, которые все делали на глазок, и избы, и церквушки, те же Кижи, и стол, и табуретку, даже без единого гвоздя, а у них получались оригинальные вещи…

Вороны иногда плачут по ночам,

Не все, только белые,

Когда вне стаи,

Сидят одиноко

на верхушках деревьев,

Каждая в своём городе.

Тогда они ближе к небу,

И Бог напевает им

утешительные молитвы.

Галина Богапеко – явление уникальное в нашей сегодняшней поэзии, она пишет по правилам и законам, которые сама себе создает, и свободно переходит в одном и том же стихотворении от одного размера к другому, и от одного ритма к другому, от регулярного стиха к фразовику и дольнику, от тоники к силлабике, со спондеями, а от силлабики к тонике и плавной музыке стиха, и поэтому все ее стихотворения не похожи одно на другое и все – неповторимы…

Блестели тротуары, витрины, рекламы,

Дома и стёкла, и лужи.

Что это? Ямбоамфибрахий? Не поймешь – что, но что-то очень неожиданное и привлекательное, потому что не стандартное… с интонацией без убаюкивающей монотонности…

А это?

В Лефортовской нашей квартире

Мы жили дружной семьёй...

Первая строка – классический амфибрахий, а вторая со сбивом амфибрахия… но всё это совпадает с внутренним настроем героини и с музыкой ее души, музыка получается авангардная… и она в стихах Богапеко так же естественна, как и другая музыка в других стихах, близкая к классической и песенной, в том числе и русской народной…

…Если говорить о жанрах, в которых работает Галина Богапеко, то надо сказать, что она работает в самых разных жанрах, и в каждом из них достигает особого успеха! Она пишет и сонеты, и акростихи, причем даже триптихами, и белые стихи, и верлибры, и танки, и стихи-шутки («В позе лотоса сижу…»), и циклы стихов, и поэмы и поэмки на самые разные темы, и на тему дружбы народов, о Туркмении и туркменском базаре, и на такую наболевшую тему, как война на Украине, причем – не скатываясь в риторику и пафос:

СМИ, смотри и слушай! Ужас там!

Там в Луганске! Там в Славянске –

Там, там, там!

7.

Любовь – вот тот «вечный двигатель», который движет Галиной Богапеко в жизни и в поэзии – «самозабвенная любовь» к поэзии, к жизни, ко всему миру, к дорогим ей людям, которым она открывает всю свою душу, и «неуемная тоска» по любви.

«Я отличный от всех – индивидуум», то есть отличающийся от всех, не похожий ни на кого, – говорит она, и об этом же говорят сами за себя и ее романтически-трепетные и философски-вдумчивые и не похожие ни на чьи из поэтов стихи, которые она собрала в своем «Избранном». И я поздравляю Галину Богапеко со значительным итогом «этапа большого пути» в литературе.

Нина Краснова, поэтесса, эссеистка, член Союза писателей Москвы, XXI века, Русского Пен-клуба.

18 февраля 2015 г., Москва