ФЭНДОМ

Эрих Мария Ремарк
Erich Maria Remarque
160px
Эрих Мария Ремарк (1929)
Имя при рождении:

Эрих Пауль Ремарк

Псевдонимы:

Эрих Мария Ремарк

Дата рождения:

22 июня 1898(1898-06-22)

Место рождения:

Оснабрюк, Германия

Дата смерти:

25 сентября 1970(1970-09-25) (72 года)

Место смерти:

Локарно, Швейцария

Род деятельности:

прозаик

Награды:
Шаблон:Кавалер Большого Креста ордена За заслуги перед ФРГ
Произведения на сайте Lib.ru

Э́рих Мари́я Рема́рк, урожденный Эрих Пауль Ремарк (нем. Erich Maria Remarque, Erich Paul Remark, 22 июня 1898, Оснабрюк — 25 сентября 1970, Локарно) — один из наиболее известных и читаемых немецких писателей двадцатого века.

Биография Править

Ремарк родился 22 июня 1898 года в Оснабрюке, Германия, в католической рабочей семье. Имел французские корни. Отец, Петер Франц Ремарк, был переплётчиком. Увлекался творчеством Цвейга, Томаса Манна, Достоевского, Пруста и Гёте.

В 1904 году поступил в церковную школу, а в 1915 — в католическую учительскую семинарию.

В 1916 году был призван в армию, 17 июня направлен на Западный фронт. 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку и шею и провел остаток войны в военном госпитале в Германии.

В период с 1919 сначала работает учителем, а в конце 1920 года сменяет множество профессий, в том числе продавцом надгробных памятников и воскресным органистом в часовне при госпитале для душевнобольных. События, впоследствии легшие в основу «Чёрного обелиска».

В 1921 году начинает работать редактором в журнале Echo Continental, в это же время, как свидетельствует одно из его писем, берет псевдоним Erich Maria Remarque.

В октябре 1925 года женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений Ремарка, в том числе и Пат из «Трёх товарищей». Брак продлился чуть более 4 лет, после чего они развелись. Впрочем, в 1938 году Ремарк снова заключил с Юттой брак — чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время жил он сам, а позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957 году. Писатель до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.

С ноября 1927 по февраль 1928 года публикуется его роман «Станция на горизонте» в журнале Sport im Bild, в котором он в то время работал.

Файл:Bundesarchiv Bild 183-R04034, Erich Maria Remarque.jpg

В 1929 году опубликовал наиболее известное из его произведений, «На западном фронте без перемен», описывающее жестокость войны с точки зрения 20-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений; простым, эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период. За этот роман его в 1931 году номинировали на «Нобелевскую премию», но при рассмотрении Нобелевский комитет это предложение отклонил.

В том же году нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка. Сожжение книг студенты-нацисты сопровождали речёвкой «Нет — писакам, предающим героев мировой войны. Да здравствует воспитание молодежи в духе подлинного историзма! Я предаю огню сочинения Эриха Мария Ремарка».[1] Существует легенда о том, что нацисты объявили, что Ремарк якобы является потомком французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово Ремарк, записанное наоборот). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Согласно данным, полученным из музея писателя в Оснабрюке, немецкое происхождение и католическое вероисповедание Ремарка не вызывали никогда сомнений. Пропагандистская кампания против Ремарка основывалась на изменении им правописания своей фамилии с Remark на Remarque. Этот факт использовался для утверждений, что человек меняющий немецкое правописание на французское не может являться настоящим немцем.

В 1937 году писатель познакомился с Марлен Дитрих[2], с которой у него завязался бурный и мучительный роман. Многие считают Марлен прообразом героини «Триумфальной арки».

В 1939 году Ремарк отправился в США, где в 1947 году получил американское гражданство.

Его старшая сестра Элфрида Шольц, оставшаяся в Германии, была арестована за антивоенные и антигитлеровские высказывания в 1943 году. На суде она была признана виновной и 16 декабря была казнена. Существуют свидетельства, что судья ей объявил: «Ваш брат, к несчастью, скрылся от нас, но вам не уйти». Ей Ремарк посвятил свой роман «Искра жизни», вышедший в 1952 году. 25 лет спустя её именем назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.

В 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годар, бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему прийти в себя после связи с Дитрих, излечила от депрессии и вообще, как говорил сам Ремарк, «действовала на него положительно». Благодаря улучшению душевного здоровья писатель смог закончить роман «Искра жизни» и продолжать творческую деятельность до конца жизни. В 1957 году Ремарк наконец развелся с Юттой, а в 1958 году он и Полетт поженились. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Они оставались вместе с Полетт вплоть до его смерти. Ремарк сыграл роль Польмана в кинопостановке «Время жить и время умирать» (A Time to Love and a Time to Die, США, 1958) собственного романа «Время жить и время умирать».

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули). В 1968 году, к семидесятилетнему юбилею писателя, город Аскона (в котором он жил) сделал его своим почётным гражданином.

Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72-х лет в городе Локарно, и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино. Полетт Годар, скончавшаяся двадцать лет спустя, похоронена рядом с ним.

Библиография Править

Шаблон:Col-begin Шаблон:Col-2

Романы Править

Шаблон:Col-2

Рассказы Править

Прочее Править

Шаблон:Col-2 Шаблон:Col-end

Публикации о Ремарке Править

  • Mariana Parvanova, «… das Symbol der Ewigkeit ist der Kreis.» Eine Untersuchung der Motive in den Romanen von Erich Maria Remarque. Tenea, Berlin 2003, ISBN 3-86504-028-4
  • Mariana Parvanova: E.M.Remarque in der kommunistischen Literaturkritik in der Sowjetunion und in Bulgarien. ReDiRoma Verlag, Remscheid 2009, ISBN 978-3-86870-056-5
  • Матвеев М. А. Некоторые приемы комического в романе Э. М. Ремарка «Черный обелиск» // Национальное и интернациональное в литературе и искусстве в свете сравнительного литературоведения. Материалы межвузовской конференции. — СПб: Лема, 2009.
  • Матвеев М. А. Образ войны в произведениях Ремарка и Хемингуэя // Компаративистика: история и современность. Единство и национальное своеобразие в мировом литературном процессе. Материалы межвузовской конференции. — СПб: Дума, 2008.

Интересные факты Править

В Викицитатнике есть страница по теме
Ремарк, Эрих Мария
  • Существует версия, что Эрих Ремарк и Адольф Гитлер неоднократно встречались во время войны (оба служили на одном направлении, хотя и в разных полках) и, возможно, были знакомы. В подтверждение этой версии часто приводится фотография, на которой изображены молодой Гитлер и еще двое мужчин в военной форме, один из которых имеет некоторое сходство с Ремарком.[3] Тем не менее у этой версии нет иных подтверждений. Таким образом, знакомство писателя с Гитлером не доказано.
  • Известная советская рок-группа «Чёрный обелиск» позаимствовала свое название из романа Ремарка, а позднее, покинувшие группу участники собрали коллектив «Триумфальная арка», тем самым стараясь переплюнуть непревзойденный «Черный обелиск».
  • На момент середины 2009 года произведения Ремарка были экранизированы 19 раз. Из них чаще всего «На западном фронте без перемен» — трижды. Также Ремарк консультировал авторов сценария военного эпика «Самый длинный день», повествующего о высадке войск союзников в Нормандии.

Примечания Править

Ссылки Править

bat-smg:Erėchs Marėjė Remarks be:Эрых Марыя Рэмарк bg:Ерих Мария Ремарк bn:এরিক মারিয়া রেমার্ক br:Erich Maria Remarque bs:Erich Maria Remarque ca:Eric Maria Remarque cs:Erich Maria Remarque cv:Эрих Мария Ремарк da:Erich Maria Remarque de:Erich Maria Remarque en:Erich Maria Remarque eo:Erich Maria Remarque es:Erich Maria Remarque et:Erich Maria Remarque fi:Erich Maria Remarque fr:Erich Maria Remarque ga:Erich Maria Remarque he:אריך מריה רמרק hr:Erich Maria Remarque hu:Erich Maria Remarque ia:Erich Maria Remarque io:Erich Maria Remarque it:Erich Maria Remarque ja:エーリッヒ・マリア・レマルク ka:ერიხ მარია რემარკი ko:에리히 레마르크 ku:Erich Maria Remarque lb:Erich Maria Remarque lt:Erich Maria Remarque lv:Ērihs Marija Remarks mk:Ерих Марија Ремарк nl:Erich Maria Remarque nn:Erich Maria Remarque no:Erich Maria Remarque os:Ремарк, Эрих Мария pl:Erich Maria Remarque pms:Erich Maria Remarque pt:Erich Maria Remarque ro:Erich Maria Remarque sh:Erich Maria Remarque simple:Erich Maria Remarque sk:Erich Maria Remarque sl:Erich Maria Remarque sr:Ерих Марија Ремарк sv:Erich Maria Remarque tr:Erich Maria Remarque uk:Еріх Марія Ремарк zh:埃里希·瑪利亞·雷馬克

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики