ФЭНДОМ

Valentin Louis Georges Eugène Marcel Proust </td></tr><tr><th style="">Дата рождения:</th><td class="" style=""> 10 июля 1871(1871-07-10) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Париж
Франция </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 18 ноября 1922(1922-11-18) (51 год) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Париж
Франция </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> романист, поэт, эссеист </td></tr><tr><th style="">Направление:</th><td class="" style=""> модернизм </td></tr><tr><th style="">Жанр:</th><td class="" style=""> роман, эссе </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения в Викитеке.</th></tr> </table>

Валентин Луи Жорж Эжен Марсель Пруст (фр. Valentin Louis Georges Eugène Marcel Proust; 10 июля 1871 — 18 ноября 1922) — французский писатель. Один из самых значительных писателей и философов XX века.

Основное произведение Пруста — цикл «В поисках утраченного времени» (т. 1-16, 1913—1927, последние 6 томов опубликованы посмертно), состоящий из семи романов.

Биография Править

Марсель Пруст родился в Париже 10 июля 1871 года в состоятельной семье: его отец, Адриан Пруст — профессор медицинского факультета, а мать, Жанна Вейль — дочь еврейского биржевого маклера.

Весной 1880 или 1881 года Пруст испытал первый приступ астмы.[1]

Файл:LyceeCondorcet.jpg

В 1882 году Пруст поступил в лицей Кондорсе. Часто отсутствовал. Выпускные экзамены на звание бакалавра он сдал в июле 1889 года, и был особо отмечен за сочинение по французскому. В лицее Пруст познакомился с Жаком Бизе, сыном композитора, Люсьеном Доде, сыном романиста, с будущим художником-модернистом Морисом Дени и с будущим поэтом Фернаном Гретом (18731960).

Вскоре Пруст стал посещать модные литературные и художественные салоны. Учился на юридическом факультете Сорбонны, но курса не окончил. Вёл отдел салонной хроники в газете «Фигаро». Из парижских салонов особую роль в жизни Пруста сыграли три: салон госпожи Штраус (Женевьева Галеви (18491926)), вдовы Бизе; салон госпожи де Кайаве, возлюбленной Анатоля Франса; салон Мадлены Лемер (18451928)[1].

С ноября 1889 Пруст в течение года проходил военную службу в Орлеане. В июне 1895 года он поступил на работу в библиотеку Мазарини, но тут же взял отпуск «за свой счёт», который непрерывно продлевал, и так до 1900 года. В начале 1892 года Пруст с друзьями основывает журнал «Пир» [1].

В 1894 он публикует книгу стихов в прозе в декадентском стиле. Книга проходит почти незамеченной и даёт Прусту репутацию светского человека и дилетанта. В 1896 году он издаёт сборник новелл «Утехи и дни» (с предисловием Анатоля Франса и иллюстрациями госпожи Лемер). А годом раньше, он начинает писать большой роман, многие сюжеты которого были повторены в «Поисках». Это был «Жан Сантей», работа над которым прервалась в 1899 году и была окончательно оставлена [1].

Активное участие в политической жизни Пруст принял лишь однажды, в период «дела Дрейфуса» . Он подписал воззвание деятелей культуры о пересмотре приговора, уговорил Анатоля Франса также подписать этот текст. В феврале Пруст присутствует на процессе Золя [1].

В 19041906 годах Пруст выпускает переводы книг английского художественного критика Джона Рёскина «Библия Амьена» и «Сезам и лилии».

Пруст был бисексуалом, и как полагают, имел продолжительную связь с пианистом и композитором Рейнальдо Аном.

В 1903 умер отец, а в сентябре 1905 горячо его любившая мать. Пруст получает богатое наследство, но тяжёлая форма астмы вынуждает его вести с 1906 года затворнический образ жизни. В самом конце 1906 года Пруст переселяется с улицы Курсель (где семья жила с 1900 года) на Бульвар Осман, в квартиру только что умершего дяди Жоржа. В годы Первой мировой войны субсидировал содержание публичного дома для гомосексуалов.

Около 1907 года он начал работу над основным своим произведением — «В поисках утраченного времени». К концу 1911 года первая версия «Поисков» была завершена. В ней было три части («Утраченное время», «Под сенью девушек в цвету» и «Обретённое время»), и книга должна была уместиться в двух объемистых томах. В 1912 году она называлась «Перебоями чувства». Пруст не может найти издательство. В конце года отказы присылают издательства «Фаскель» и «Нувель Ревю Франсез» («Галлимар»), в начале следующего приходит отказ от «Оллендорфа». Издателем стал Бернар Грассе. Он выпустил книгу (за счёт автора), но потребовал рукопись сократить [1].

Роман «По направлению к Свану» вышел в ноябре 1913 года и был встречен прохладно читателями и критикой. Начавшаяся война, уход Грассе на фронт и закрытие издательства (хотя уже набирался второй том), вынудили Пруста продолжить работу. Три части превратились в пять — «По направлению к Свану», «Под сенью девушек в цвету», «У Германтов», «Содом и Гоморра» (которая распалась на собственно «Содом и Гоморру», в двух частях, «Пленницу» и «Беглянку») и «Обретенное время». В 1916 году издательство «Галлимар», выпускает все остальные тома [1].

Хотя Пруст считал, что в 1918 году он завершил книгу, он продолжал усиленно работать, и править её до последнего дня своей жизни.

Файл:Grave of Proust, Père-Lachaise cemetary, Paris.JPG

За роман «Под сенью девушек в цвету» 10 декабря 1919 года Прусту присуждают Гонкуровскую премию.

Осенью 1922 года, возвращаясь из гостей, писатель простудился и заболел бронхитом. В ноябре бронхит перешел в воспаление лёгких.

Марсель Пруст скончался в Париже 18 ноября 1922 года. Похоронен на кладбище Пер-Лашез.

Творчество Править

Творческий дебют Пруста состоялся в 25 лет. В 1896 году был опубликован сборник рассказов и стихотворений «Удовольствия и сожаления». Затем, в течение нескольких лет, Марсель переводил на французский работы Джона Рёскина. В 1907 году в газете «Фигаро» была опубликована статья Пруста, в которой он пытался проанализировать понятия, впоследствии ставшие ключевыми в его творчестве — память и чувство вины.

В 1909 году Прустом было написано эссе «Против Сент-Бёва», которое впоследствии выросло в многотомный роман, который находился в процессе написания до конца жизни Пруста.

В истории французской литературы, Пруст известен как родоначальник психологического романа. В 1896 году был выпущен сборник новелл «Наслаждения и дни», в котором нашли отражения наблюдения Марселя за великосветскими снобами. В 1895—1904 годах Пруст работал над романом «Жан Сантёй», который опубликовали только в 1952 году.

Основные произведения Править

Интересные факты Править

Файл:MS A la recherche du temps perdu.jpg

См. также Править

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Пруст М. В поисках утраченного времени. М.: Крус, 1992. Т.1: По направлению к Свану. — 379 с.
  2. Exceptional Prices
  3. Фредерик Бегбедер Лучшие Книги XX века.. — Москва: Флюид, 2005. — С. 9-15. — ISBN 5-98358-063-9

Литература Править

Марсель Пруст
Marcel Proust
220px </span>

Ссылки Править

Шаблон:В поисках утраченного времени Шаблон:Прообразы романа "В поисках утраченного времени"an:Marcel Proust ar:مارسيل بروست arz:مارسيل بروست bat-smg:Marcel Proust be:Марсель Пруст be-x-old:Марсэль Пруст bg:Марсел Пруст bn:মার্সেল প্রুস্ত্‌ br:Marcel Proust bs:Marcel Proust ca:Marcel Proust cs:Marcel Proust cv:Марсель Пруст cy:Marcel Proust da:Marcel Proust de:Marcel Proust el:Μαρσέλ Προυστ en:Marcel Proust eo:Marcel Proust es:Marcel Proust et:Marcel Proust eu:Marcel Proust fa:مارسل پروست fi:Marcel Proust fr:Marcel Proust fy:Marcel Proust gl:Marcel Proust he:מרסל פרוסט hif:Marcel Proust hr:Marcel Proust hu:Marcel Proust hy:Մարսել Պրուստ id:Marcel Proust io:Marcel Proust is:Marcel Proust it:Marcel Proust ja:マルセル・プルースト ka:მარსელ პრუსტი ko:마르셀 프루스트 ku:Marcel Proust la:Marcellus Proust lb:Marcel Proust lt:Marcel Proust lv:Marsels Prusts mk:Марсел Пруст ml:മാർസെൽ പ്രൂസ്ത് mn:Марсел Пруст nl:Marcel Proust nn:Marcel Proust no:Marcel Proust pl:Marcel Proust pt:Marcel Proust ro:Marcel Proust sah:Марсель Пруст sh:Marcel Proust simple:Marcel Proust sk:Marcel Proust sl:Marcel Proust sr:Марсел Пруст sv:Marcel Proust sw:Marcel Proust ta:மார்செல் புரூஸ்ட் th:มาร์เซล พรูสต์ tl:Marcel Proust tr:Marcel Proust uk:Марсель Пруст vi:Marcel Proust vo:Marcel Proust war:Marcel Proust zh:馬塞爾·普魯斯特

zh-min-nan:Marcel Proust