ФЭНДОМ

Терри Пратчетт
Terry Pratchett
175px
Терри Пратчетт на Worldcon 2005 в Глазго
Имя при рождении:

Terence David John Pratchett (Теренс Дэвид Джон Пратчетт)

Дата рождения:

28 апреля 1948(1948-04-28) (69 лет)

Место рождения:

Биконсфилд, Великобритания

Род деятельности:

Писатель-фантаст

Годы творчества:

1971—настоящее время

Направление:

Фантастика, фэнтези

Жанр:

сатирическое фэнтези

Дебют:

The Hades Business

Официальный сайт

Сэр Те́ренс Дэ́вид Джон Пра́тчетт OBE (англ. Sir Terence David John Pratchett), более известный как Те́рри Пратчетт (англ. Terry Pratchett) (род. 28 апреля 1948) — популярный английский писатель. Наибольшей популярностью пользуется его цикл сатирического фэнтези про Плоский мир (англ. Discworld). Суммарный тираж его книг составляет около 50 миллионов экземпляров. В феврале 2009 года Пратчетт был посвящён английской королевой Елизаветой II в рыцари-бакалавры[1], оставаясь при этом офицером ордена Британской империи.

Творческая биография Править

Пробы пера Править

В 11 лет он поступил в High Wycombe Technical High School, школу с техническим уклоном. В 13 лет его рассказ «The Hades Business» был напечатан в школьном журнале, а двумя годами позже, в 1963 году, опубликован в журнале «Science Fantasy» — за эту публикацию Терри Пратчетт получил £14. Его вторая опубликованная работа «Night Dweller» была напечатана в ноябре 1965 года в 156-м номере журнала «New Worlds».

В 1965 г. Терри Пратчетт решил окончить образование и, посоветовавшись с родителями, покинул школу, устроившись журналистом в местную газету «Bucks Free Press». Эта работа привела его на интервью с Питером ван Дареном, одним из директоров небольшого издательства «Colin Smythe Limited», где Пратчетт упомянул о том, что написал роман «Люди ковра» («The Carpet People»), и спросил ван Дарена о возможности публикации. В 1971 году книга вышла в свет.

Файл:Terry pratchett.jpg

Затем пришёл черёд двух других романов в жанре юмористической научной фантастики, которые Пратчетт писал, по собственному признанию, «мрачными зимними вечерами», когда никаких дел получше у него не нашлось: «Тёмная сторона солнца» (англ. The Dark Side of the Sun) вышел в 1976 году, а «Страта» (англ. Strata) — в 1981.

За это время Пратчетт несколько раз менял место работы, устроившись в 1970 году в «Western Daily Press», вернулся в 1972 году обратно в «Bucks Free Press», на этот раз в должности младшего редактора, в 1973 году перешёл в «Bath Chronicle» и, наконец, в 1980 году устроился на работу в «Central Electricity Generating Board», где в качестве пресс-атташе ему пришлось отвечать за связи с общественностью на трёх атомных электростанциях одновременно.

Рождение Плоского мира Править

В 1982 году издательство «New English Library», издававшее до этого романы Пратчетта в «пэйпербэках», отказалось от сотрудничества с автором из-за плохих продаж. Колин Смайт сумел заинтересовать в издании Диану Пирсон из издательства «Corgi» и в 1983 году вышел «Цвет волшебства» (The Colour of Magic), первый роман самого популярного цикла Пратчетта — Плоский мир. Пирсон организовала шестисерийный сериал на радио BBC в передаче «Woman’s Hour», имевший ошеломляющий успех.

В 1986 году вышел новый роман Пратчетта «Безумная звезда» (англ. The Light Fantastic), и был заключён договор на издание последующих книг Терри также и в твёрдой обложке. Поскольку издательство «Corgi», где работал Смайт, не могло «потянуть» на себе эти издания, то Смайт с этого времени решил стать официальным литературным агентом Пратчетта. Права на издание «пэйпербэков» он оставил «Corgi», а для издания «хардковеров» выбрал более крупное издательство «Gollancz».

В 1987 году после того, как появляется третий роман «Плоского мира» — «Творцы заклинаний» (англ. Equal Rites), номинировавшийся на Locus Award’88, Колину Смайту позвонили из New English Library, спрашивая, остались ли права на издание книг Пратчетта свободными. «Конечно, они опоздали», — улыбался Смайт.

Творческий процесс Править

Пратчетт рассказывает:

«Плоский мир начался, как своеобразный антидот от плохого фэнтези, потому что у нас был большой бум фэнтези в конце 70-х, и многое было очень вторично из-за того, что писатели не хотели привносить в жанр что-то новое. — Первые книги были наполнены маленькими отсылками на творчество других писателей, причём хороших писателей, я думаю, это тот случай, когда читатель может сказать: „Ах, вот здесь он „достал“ Энн Маккэфри!“ Я быстро соединил вместе несколько типичных фэнтезийных вселенных в одну. Я припомнил описание из журнала «Mad» насчёт «Флинстоунов» — «динозавры 65 миллионов лет назад в одном мире с идиотами из нашего „сегодня“. Я попытался проделать что-то вроде этого и с Плоским миром. Не каждый в нём по-настоящему современный персонаж, но они узнаваемы для нас. Их взгляды также больше походят на взгляды людей XXI-го столетия

«Я делаю заметки всё время. Писать про Плоский мир — это почти то же самое, что быть журналистом. Быть может, я тот журналист, кто берёт место двух- или трёхлетней давности и описывает его, но последние 10 книг были навеяны текущими событиями, происходящими вокруг нас.»

Профессиональный писатель Править

В том же 1987 году, закончив роман «Мор — ученик Смерти» (англ. Mort), Терри Пратчетт решил оставить работу в CEGB и посвятить всё своё время писательской деятельности. Книги Пратчетта стремительно становились бестселлерами, завоёвывая всё большую популярность. В 1996 году романы «Маскарад» (англ. Maskerade) и «Интересные времена» (англ. Interesting Times) попали в британскую десятку бестселлеров. Опубликованная в 1995 году книга «Роковая музыка» (англ. Soul Music) четыре недели находилась на первой строчке в списке самых продаваемых «пэйпербэков». «Мрачный Жнец» (англ. Reaper Man) стал восьмым в ряду наиболее быстро покупаемых изданий в Великобритании за последние пять лет. Книги «Санта-Хрякус» (англ. Hogfather) и «Маскарад» (англ. Maskerade) по две недели занимали высшие места в списках бестселлеров как в «мягкой», так и в «твёрдой» обложках одновременно. Книга «Последний континент» (англ. The Last Continent) продержалась на первой позиции восемь недель.

В 1998 году Терри Пратчетт был удостоен звания Кавалера Ордена Британской Империи за вклад в литературу.[2]

С течением времени Терри Пратчетт заявил о том, что хотел бы попробовать нечто новое, отличное от Плоского мира. Его поклонники не одобрили идею ухода от Плоского мира, поэтому считается, что писатель «немного схитрил», запустив подсерию «плоскомирских» романов, рассчитанную на детей и подростков.

Личная жизнь Править

Женат на Лин Пратчетт. Дочь Рианна Пратчетт — профессиональный журналист.

13 декабря 2007 года в прессе была опубликована информация о том, что Терри Пратчетт болен редкой формой болезни Альцгеймера.[2] Пратчетт продолжает работу над новой книгой и старается относиться к ситуации «философски и со сдержанным оптимизмом».[2]

В августе 2009 года написал в DailyMail открытое письмо об эвтаназии. (см. перевод в ЖЖ)

Книги Править

Плоский мир Править

Цикл Плоский мир (к настоящему времени насчитывающий уже 40 романов, 4 рассказа, 3 справочника и одну поваренную книгу) — это сатира, начинавшаяся как пародия на фэнтези и превратившаяся в совершенно независимое от жанра произведение. Тут можно найти шутки практически на любую тему от истории пирамид Египта до Голливуда и классической философии.

Другие работы Править

Кроме этого, Терри Пратчетт написал:

  1. Научно-фантастическую серию о Джонни Максвелле
  2. Юмористическую книгу по котоводству «Кот без дураков» (англ. The Unadulterated Cat, 1989)
  3. Трилогию для детей и подростков «Номы» (англ. The Bromeliad), состоящую из книг «Угонщики» (англ. Truckers, 1989), «Землекопы» (англ. Diggers, 1990) и «Крылья» (англ. Wings, 1990).
  4. Пратчетт лично принимал участие в разработке одной из компьютерных игр по Плоскому миру.[источник не указан 3016 дней]
  5. Роман Пратчетта «Удивительный Морис и его дрессированные грызуны» (англ. The Amazing Maurice and His Educated Rodents, 2001) был признан лучшим детским романом 2001 года, сама награда вручена в 2002 году.

Совместные работы Править

  1. «Добрые предзнаменования» (англ. Good Omens, 1990), работа, написанная в соавторстве с Нейлом Гэйманом (англ. Neil Gaiman), стала весьма популярной.
  2. Совместно с Яном Стюартом и Джеком Коэном Пратчетт написал книгу «Наука Плоского Мира» (1999), «Наука Плоского Мира II: Шар» (2002) и «Наука Плоского Мира III: Взгляды Дарвина» (2005).

Интересные факты Править

  • По данным статистики, Пратчетт на протяжении 1990-х годов является самым читаемым в Великобритании автором, его книг, изданных в твёрдой обложке, продано больше, чем у любого другого живущего ныне писателя. По некоторым оценкам, его книги составляют примерно 1 % от всех книг, проданных в Великобритании, общий тираж его книг (на разных языках) превышает 40 миллионов.
  • Пратчетт отмечает, что отдыхает, когда «пишет, гуляет, работает на компьютере, живёт».
  • На книги Пратчетта обрушилось море восторгов от литературных критиков, что нетипично для книг такого жанра. В 2000 году издательство Science Fiction Foundation выпустило книгу «Терри Пратчетт: Виновен в литературе?» — собрание эссе, посвященных его работам, под редакцией Эндрю М. Батлера (англ. Andrew M. Butler), Эдварда Джеймса (англ. Edward James) и Фары Мендлезон (англ. Farah Mendlesohn).
  • Две небольшие книги-викторины были составлены Дэвидом Лэнгфордом (англ. David Langford): «Задачи от Незримого Университета» (англ. The Unseen University Challenge) и «Самое вещее звено» (англ. The Wyrdest Link).
  • Пратчетт одним из первых авторов стал использовать Интернет для связи с поклонниками и уже десятилетие поддерживает группу новостей Usenet alt.fan.pratchett.
  • 31 июля 2005 года Пратчетт критиковал широкую раскрутку средствами массовой информации «Гарри Поттера» (автор Джоан Роулинг (англ. Joanne Rowling)), жалуясь на то, что некоторые люди в СМИ считают, что «увеличение популярности Джоан К. Роулинг может быть достигнуто только за счёт других писателей». Его комментарии были позже вырваны из контекста и приняты за личные нападки на саму Роулинг, а не на СМИ.[3]

Адаптации Править

Комиксы Править

По книгам «Цвет волшебства» (англ. The Colour of Magic), «Безумная звезда» (англ. The Light Fantastic), «Мор» (англ. Mort) и «Стража! Стража!» (англ. Guards! Guards!) были созданы комиксы.

Театр Править

Несколько романов Пратчетта были переделаны Стивеном Бриггзом (англ. Stephen Briggs) в пьесы. Многие сценарии были изданы:

Телевидение Править

Анимация Править

Радио Править

Для BBC Radio 4 такие книги как «Стража! Стража!» (англ. Guards! Guards!), «Вещие сестрички» (англ. Wyrd Sisters) и «Мор» (англ. Mort) были превращены в многосерийные радиопьесы, а из «Фантастического Мориса и его образованных грызунов» (англ. The Amazing Maurice and His Educated Rodents) была создана радиопьеса длиной в 90 минут.

Видеоигры Править

По вселенной Плоского мира (не по одной конкретной книге) были созданы четыре официальные игры. Персонажем трёх первых игр выступает Ринсвинд, последней игры — новый созданный разработчиками герой — детектив Льютон (англ. Lewton). Все игры созданы в жанре приключений (первая игра — текстовый квест), не издавались в России, были в общем положительно оценены игроками[11].

  • «The Colour of Magic» («Цвет волшебства»; 1986 год; разработчик — Delta 4; издатель — Piranha Games)
  • «Discworld» («Плоский мир»; 1995 год; разработчики — Perfect 10 Productions и Teeny Weeny Games; издатель — Psygnosis)
  • «Discworld 2: Missing Presumed…!?» («Плоский мир 2: Беспочвенный…!?»; 1996 год; разработчик — Perfect 10 Productions; издатель — Psygnosis)
  • «Discworld Noir» («Нуар Плоского мира»; 1999 год; разработчик — Perfect 10 Productions; издатель — GT Interactive Software)

Примечания Править

Ссылки Править

Шаблон:Произведения Терри Пратчетта

<span id="interwiki-no-fa" /> <span id="interwiki-pl-ga" /> <span id="interwiki-en-ga" /> <span id="interwiki-no-ga" />af:Terry Pratchett als:Terence David John Pratchett bg:Тери Пратчет br:Terry Pratchett bs:Terry Pratchett ca:Terry Pratchett cs:Terry Pratchett cy:Terry Pratchett da:Terry Pratchett de:Terry Pratchett el:Τέρι Πράτσετ en:Terry Pratchett eo:Terry Pratchett es:Terry Pratchett et:Terry Pratchett fa:تری پرچت fi:Terry Pratchett fr:Terry Pratchett ga:Terry Pratchett gl:Terry Pratchett he:טרי פראצ'ט hr:Terry Pratchett hu:Terry Pratchett is:Terry Pratchett it:Terry Pratchett ja:テリー・プラチェット la:Terentius Pratchett lb:Terry Pratchett nl:Terry Pratchett nn:Terry Pratchett no:Terry Pratchett oc:Terry Pratchett pl:Terry Pratchett pt:Terry Pratchett ro:Terry Pratchett simple:Terry Pratchett sk:Terry Pratchett sr:Тери Прачет sv:Terry Pratchett tr:Terry Pratchett uk:Террі Пратчетт zh:泰瑞·普萊契

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики