ФЭНДОМ

Дионизас Пошка
Dionizas Poška
Имя при рождении:

Dionizy Paszkiewicz

Дата рождения:

1757

Место рождения:

близ Скаудвиле

Дата смерти:

12 мая 1830

Место смерти:

деревня Барджяй

Род деятельности:

поэт, этнограф, лексикограф, коллекционер

Диони́зас По́шка (лит. Dionizas Poška, польск. Dionizy Paszkiewicz; 1757, окрестности местечка Скаудвиле, ныне Мажейкяйский район — 12 мая 1830, деревня Барджяй, ныне Шилальского района) — литовский поэт, этнограф, лексикограф, коллекционер.

Биография Править

Файл:Memorejo pri Poška.jpg

Родился в мелкопоместной дворянской семье. Учился в иезуитской коллегии в Крожах (Кражяй). Служил в суде в Россиенах (Расейняй). Купив имение, c 1790 прожил в нём до конца дней.

Поддерживал связи с известными историками, любителями и коллекционерами древностей Иоахимом Лелевелем, И. Н. Лобойко, Н. П. Румянцевым.

Баублис Править

Изучал историю и этнографию литовского народа, проводил раскопки курганов и захоронений, коллекционировал древности — старинные книги, монеты, оружие, археологические находки. Выдолбив стволы двух огромных дубов, — по числу годовых колец будто бы тысячелетних, — названных «Баубляй» (множественное число; единственное «Баублис»), соорудил в них подобие музея древностей (1812). Баублисы в деревне Биётай (Bijotai) считаются первым музеем в Литве. С 1962 года «Баубляй» — филиал шяуляйского музея «Аушры» („Aušros“ muziejus). В 1969 года объявлены памятниками истории республиканского значения.

Творчество Править

Писал на польском и литовском языках дидактические и сатирические стихотворения, оды, элегии, панегирики, эпиграммы. Почти ничего не публиковал. Основное поэтическое произведение «Мужик Жемайтии и Литвы» („Mužikas Žemaičių ir Lietuvos“; опубликована 1886, русский перевод 1962). Ода, написанная александрийским стихом, близка к поэме (часто называют поэмой); прославляет крестьянский труд и высмеивает как мнимое сочувствие помещиков крепостным.

Опубликовал на польском языке ряд статей по истории и этнографии Жемайтии. Составлял польско-латинско-литовский словарь.

Сочинения Править

  • Raštai. Vilnius. 1959.

Литература Править

  • История литовской литературы. Вильнюс: Vaga, 1977. С. 62—64.

Ссылки Править

lt:Dionizas Poška

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики