Фэндом

23 апреля 1835 </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Санкт-Петербург </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 17 октября 1863 </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Санкт-Петербург </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> прозаик </td></tr><tr><th style="">Жанр:</th><td class="" style=""> очерк, повесть, роман </td></tr><tr><th style="">Дебют:</th><td class="" style=""> 1859 (очерк «Вукол») </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table>

Никола́й Гера́симович Помяло́вский (11 (23) апреля 1835, Санкт-Петербург — 5 (17) октября 1863, там же) — русский писатель, прозаик, автор реалистических повестей.

Биография Править

Родился в семье дьякона. Учился в Александро-Невском духовном училище. Окончил Петербургскую духовную семинарию (1857). По окончании в ожидании места читал по покойникам, пел в церкви. В то же время занимался самообразованием, был вольнослушателем Санкт-Петербургского университета, работал в воскресной школе.

Раннюю смерть объясняют апатией и пьянством, вызванными наступлением реакции и неудачами личного характера.

Творчество Править

Приступает к литературному творчеству уже во время учебы — принимает участие в рукописном журнале «Семинарский листок» (публикует насколько статей и начало рассказа «Махилов»). Дебютировал в печати очерком «Вукол», опубликованном в 1859 в «Журнале для воспитания». В 1861 в журнале «Современник» опубликовал повести «Мещанское счастье» и «Молотов». В 18621863 в журнале «Время» и «Современник» печатались его «Очерки бурсы». Роман «Брат и сестра» и повесть «Поречане» остались неоконченными.

Мировоззрение писателя сложилось под влиянием революционных демократов, в частности Н. Г. Чернышевского. Для Помяловского характерно резко отрицательное отношение к дворянской культуре в целом, отвращение к буржуазному накопительству. Герой Помяловского — плебей, разночинец, борющийся за своё место в жизни, ненавидящий барство, безделье, либеральную болтовню; однако классовое самосознание, чувство собственного достоинства не избавляют его от капитуляции перед действительностью. В «Очерках бурсы» Помяловский остро поставил проблему воспитания, с большим критическим пафосом заклеймил бездушие, применение телесных наказаний, консерватизм — черты, характерные не только для духовных учебных заведений, но и для всей русской жизни в условиях самодержавия и деспотизма. Помяловский — убеждённый реалист, продолжатель традиций Н. В. Гоголя.

«Мещанское счастье», «Молотов» Править

«Мещанское счастье» и «Молотов» — самые известные произведения писателя, представляют собой дилогию, в центре которой — повествование о судьбе разночинца Молотова. Произведения затрагивают многие проблемы социального характера: проблема воспитания, повествуют о женской эмансипации, об отношениях разночинцев и дворянства, но основной проблемой является осмысление судьбы образованного интеллигентного разночинства в обществе.

В повести «Мещанское счастье» главный герой Молотов Егор Иванович предстает перед читателем наивным романтиком, мечтающем о справедливом устройстве мира. Молотов полагает, что помещик Обросимов, которому он служит, доверяет ему, видит равного себе. Но в дальнейшем оказывается, что между помещиком и разночинцем, «плебеем и барином» разверзлась пропасть межклассовых противоречий. Разночинец Молотов осознает, что ему необходимо самому искать свой путь, добиваться материальной и моральной независимости.

Повесть «Молотов» репрезентирует героя спустя 10 лет, за это время Молотов узнает, чего стоит независимость и разочаровывается во многом, хотя его переполняет гордость, что он ничем никому не обязан.

«Все пустяки в сравнении с вечностью» — слова художника Череванина из повести «Молотов»
Выражения из повести «Мещанское счастье» — «кисейная барышня» и «мещанское счастье» стали крылатыми

«Очерки бурсы» Править

В 1862—1863г журналы «Время» и «Современник» публикуют 4 части произведения «Очерки бурсы», 5я часть незавершена, будет опубликована после кончины Помяловского. Изначально писатель помышлял о 20 очерках, в которых ему хотелось бы рассказать более подробно о жизни учеников бурсы. Но в сентябре 1863 года писатель заболевает и умирает от гангрены.

Память Править

Источник Править

  • Большая советская энциклопедия. 3-е издание. Т. 20. — Москва, 1975. — С. 348.

Адреса в Санкт-Петербурге Править

1857 — 17.10.1863 года — Малоохтинский проспект, 24.en:Nikolay Pomyalovsky fr:Nicolas Pomialovski it:Nikolaj Gerasimovič Pomjalovskij nl:Nikolaj Pomjalovski pl:Mikołaj Pomiałowski

Также на Фэндоме

Случайная вики
Николай Герасимович Помяловский
220px </span>