ФЭНДОМ

Элиза Ожешко
Eliza Orzeszkowa
200px
1904
Имя при рождении:

Эльжбета Павловская

Псевдонимы:

E. O., Bąk (z Wa-Lit-No), Li…ka, Gabriela Litwinka

Дата рождения:

6 июня 1841

Место рождения:

Милковщина (Милковщизна) близ Гродно

Дата смерти:

18 мая 1910

Место смерти:

Гродно

Род деятельности:

прозаик

Направление:

реализм

Жанр:

рассказ, повесть, роман

Эли́за Оже́шко (Элиза Ожешкова, Элиза Оржешко, польск. Eliza Orzeszkowa, белор. Эліза Ажэшка (устар. Эліза Арэшчыха); 6 июня 1841, Милковщизна близ Гродно — 18 мая 1910, Гродно) — польская писательница, общественная деятельница, жившая на территории современной Белоруссии.

Биография Править

Урождённая Эльжбе́та Павло́вская (Elżbieta Pawłowska), родилась в семье богатого помещика и адвоката. Образование получила в Варшавском пансионе (18521857). В 17 лет была выдана за помещика Кобринского уезда Пётра Ожешко и жила в его поместье в Людвиново. Оказывала поддержку участникам восстания 1863 года. За причастность к восстанию муж был в 1865 сослан в Пермскую губернию, а имение было кофисковано. Брак Элизы Ожешко с Петром Ожешко по её инициативе был признан в 1869 недействительным. Обосновавшись в Гродно, Ожешко продала имение Милковщизну (1870) и жила литературными трудами.

В 1894 повторно вышла замуж за Станислава Нагорского. Занималась благотворительной и патриотической общественной деятельностью.

После тяжёлой болезни сердца умерла и похоронена в Гродно.

Литературная деятельность Править

Дебютировала в печати повестью «Картинка из голодных лет» („Obrazek z lat głodowych“) в 1866. Пользовалась псевдонимами E. O., Bąk (z Wa-Lit-No), Li…ka, Gabriela Litwinka.

Файл:Andriolli-MichalEzofowicz.senior.jpg

Ранние романы и повести «Пан Граба» („Pan Graba“, 1869), «Марта» („Marta“, 1873 и другие написаны на темы общественной эмансипации и борьбы женщин за человеческое достоинство. Разложению патриархального помещичьего уклада и возвышению буржуазии посвящены романы «Эли Маковер» („Eli Makower“, 18741875), «Семья Брохвичей» („Rodzina Brochwiczów“, 1876) и другие. Для творчества Ожешко 1860-х — 1870-х гг. характерны тенденциозные жанры «повести с тезисом», «рассказа с тезисом».

Широкое признание принесли роман «Меир Эзофович» („Meir Ezofowicz“; другой русский вариант названия «Меер Иозефович»; 1878; переведён на 13 языков), рассказы сборника «Из разных сфер» (т. 1—3, 18791882), повести из жизни белорусских крестьян «Низины» („Niziny“, 1883), «Дзюрдзи» („Dziurdziowie“, 1885), «Хам» („Cham“, 1888).

Файл:Autograph-ElizaOrzeszkowa.png
Файл:Orzeszkowa1900.jpg

Роман «Над Неманом» („Nad Niemnem“, 1887) расценивается вершиной достижений писательницы. В романе изображаются трудолюбивые землепашцы, верные национально-патриотическим традициям эпохи Польского восстания 1863, и деградирующая шляхта. Из поздних произведений выделяются роман «Аргонавты» („Argonauci“, 1899) и сборник рассказов «Gloria victis» (т. е. «Слава побежденным», 1910), посвящённый восстанию 1863 года.

Произведения Элизы Ожешко неоднократно переводились на русский язык.

Издания Править

  • Собрание сочинений, под ред. С. С. Зелинского, 12 т.. Санкт-Петербург, 19051908.
  • Собрание сочинений, 3 т. Санкт-Петербург, 1889.
  • Полное собрание сочинений, перев. А. Броновицкой, 8 т. Киев, 1902—1911.
  • Собрание сочинений, 12 т. Санкт-Петербург, 1909—1910;
  • Полное собрание сочинений, т. 1—8. Киев — Санкт-Петербург — Харьков, 1902—1910.
  • Сочинения, 5 т. Москва, 1953—1954.

Ссылки Править

be-x-old:Эліза Ажэшка cs:Eliza Orzeszkowa de:Eliza Orzeszkowa en:Eliza Orzeszkowa eo:Eliza Orzeszkowa es:Eliza Orzeszkowa lt:Eliza Orzeszkowa pl:Eliza Orzeszkowa ro:Eliza Orzeszkowa uk:Ожешко Еліза zh:艾丽查·奥若什科娃

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики