Фэндом

Однополые браки в России официально не признаются, а любые другие формы союзов для однополых пар законодательством не предусмотрены. Однако в российском обществе не прекращаются дискуссии по этому вопросу.

Российское законодательство о браке Править

Конституция Российской Федерации Править

Конституция России не содержит определения брака[1].

Семейный кодекс Российской Федерации Править

Статья 1 пункт 3 («Основные начала семейного законодательства») гласит: «Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины».

Cтатья 12 пункт 1 одним из условий заключения брака определяет «взаимное добровольное согласие мужчины и женщины».

Статья 158 пункт 1 предусматривает признание в России браков, заключённых между гражданами РФ за рубежом по законам другого государства, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие заключению брака.

История попыток легализации однополых браков Править

В конце 2003 года в обществе развернулось активное обсуждение относительно однополых браков, которое усилилось благодаря попыткам однополых пар оформить свои отношения в России[2], а также широкому процессу легализации однополых отношений в мире.

В апреле 2004 года член партии «Яблоко», депутат парламента Башкирии Эдвард Мурзин представил в парламентский Комитет по труду, социальным вопросам, семье, материнству, детству и охране здоровья законопроект «О внесении изменений в Семейный кодекс Республики Башкортостан», где предложил заменить определение брака как «добровольного согласия мужчины и женщины» на «добровольное согласие граждан». Через неделю Мурзину выдали отрицательное правовое заключение секретариата парламента Башкирии, однако его инициатива стала предметом широкого обсуждения в СМИ и среди политиков. В итоге законопроект так и не был поставлен на голосования без объяснения причин.[3]

Эдвард Мурзин и Эдуард Мишин Править

18 января 2005 года в Савеловском ЗАГСе Москвы прошла регистрация заявления о вступлении в однополый брак между депутатом парламента Башкирии Эдвардом Мурзиным (при этом являющимся гетеросексуалом) и главным редактором гей-журнала «Квир» и сайта Gay.ru Эдуардом Мишиным[4]. Фактически заявителями открыто признавалось то, что брак фиктивный и заключается ради попытки признания в России однополых союзов.

19 января в офис общественного центра «Я+Я» (издающего гей-журнала «Квир» и сайта Gay.ru) явилась милиция и потребовала его немедленного закрытия, что было воспринято его сотрудниками как попытка давления.[5]

20 января Мурзин и Мишин получили отказ в регистрации со ссылкой на то что однополый брак противоречит Семейному кодексу РФ. Активисты оспорили это решение в суде.[6] 15 февраля Останкинский районный суд Москвы отказал Мурзину в удовлетворении требования о признании незаконным решения органа ЗАГСа об отказе в регистрации брака. Отказ был обжалован в высших инстанциях.

16 ноября 2006 года Конституционный суд России отказался принять к рассмотрению жалобу Э.Мурзина на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 12 Семейного кодекса РФ (см. Определение Конституционного Суда РФ).

12 ноября 2008 года Европейский суд по правам человека отказал жалобе Эдварда Мурзина на противоречие запрета однополых браков в России Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.[7]

Ирина Федотова и Ирина Шипитько Править

Файл:Lesbianmarriageinmoscowmay2009.jpg

12 мая 2009 года две гей-активистки Ирина Федотова и Ирина Шипитько попытались зарегистрировать брак в Тверском ЗАГСе Москвы, но вместе со своим адвокатом Николаем Алексеевым получили отказ со ссылкой на Семейный кодекс РФ. Эта история имела широкий общественный резонанс.

6 октября 2009 года Тверской районный суд Москвы признал законным отказ ЗАГСа регистрировать брак Ирины Федотовой и Ирины Шипитько.[8]Пара подала на обжалование решение в вышестоящую инстанцию.

23 октября 2009 года две гей-активистки из России заключили брак в Канаде, супруги намерены добиваться признания заключенного брака в России. [9]

Общественное мнение Править

С 29 января по 30 января 2005 года Всероссийский центр изучения общественного мнения провёл опрос. На вопрос «Согласны ли вы с тем что однополые пары имеют право на брак?» были получены следующие ответы: полностью согласен — 4 %, частично согласен — 10 %, частично согласен, частично не согласен — 17 %, частично несогласен — 25 %, полностью несогласен — 34 %, затрудняюсь ответить — 10 %.[10]

С 15 по 18 апреля 2005 года Левада-Центр провёл другой опрос. На вопрос «Сегодня Нидерланды, Бельгия и Канада разрешили вступать в брак однополым парам. Вы были бы за или против того, чтобы и в России были разрешены браки между лицами одного пола (геями или лесбиянками)?» были получены следующие ответы: определенно за — 3,6 %, скорее за — 10,7 %, определенно против — 28,8 % , скорее против — 34,4 %, затрудняюсь ответить — 12,3 %.[11]

Согласно опросу Агентства Социальной Информации в Санкт-Петербурге в 2008 году за однополые браки высказалось 34 % горожан[12].

Из известных публичных фигур в поддержку права геев и лесбиянок на заключение гражданских союзов, а также на усыновление, выступила Валерия Новодворская [13]. Алексей Мельников и Галина Михалева, представляющие партию «Яблоко», Андрей Вульф, Мария Арбатова открыто поддерживают однополые браки[14][15].

Негативно в отношении возможности признания в России однополых браков высказывались многие известные люди, например, певцы Иосиф Кобзон и Александр Розенбаум, политики Юрий Лужков и Любовь Слиска[16].

Возможности правового регулирования в однополых семьях в России Править

Заключение брака влечёт за собой возникновение специфическое правовое регулирование различных имущественных и неимущественных отношений между супругами. Некоторые из них ограниченно могут быть отрегулированы правовым путём и в однополой семье.

В августе 2009 года Российская ЛГБТ-сеть совместно с проектом «LaSky» выпустили брошюру о семейных правах геев и лесбиянок в России, в которой проведён анализ, как в рамках существующего российского законодательства однополые пары могут юридически защитить свои права и даны практические советы.[17]

Примечания Править

  1. Определение Конституционного Суда РФ от 17.05.1995 N 26-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Иониной Веры Петровны»
  2. В Нижнем Новгороде запрещен в служении священник, обвенчавший двух мужчин
  3. МХГ «Доклад о соблюдении прав человека в Российской Федерации в 2004 году» 2004 год
  4. Центральный ЗАГС Москвы принял заявление о регистрации однополого брака
  5. Отважные гомосексуалисты вызвали огонь на себя
  6. Иск против Бутырского ЗАГСа, отказавшего в регистрации гей-брака
  7. Европейский Суд по правам человека отказал Эдварду Мурзину в праве на однополый брак
  8. Суд подтвердил законность отказа в регистрации однополого брака
  9. Российские лесбиянки расписались в Торонто
  10. Same-Sex Marriage Nixed By Russians
  11. Опрос общественного мнения. Весна 2005 г.
  12. Гей! Славяне! Гомофобия грядет!
  13. Валерия Новодворская. Спор геев и славян между собою, Грани.ру, 9.07.2009.
  14. Алексей Мельников, член партии «Яблоко»: Гей-парады и политические извращенцы
  15. В России еще очень сильны остатки тюремной культуры, как и остатки сталинизма
  16. Иосиф Кобзон: «Мужики превратились в гомосексуалистов»
  17. Издана брошюра о семейных правах геев и лесбиянок в России

Ссылки Править

Также на Фэндоме

Случайная вики