Фэндом

10 (23) ноября 1908(1908-11-23) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Киев, Российская империя </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 26 июля 1976(1976-07-26) (67 лет) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Москва, СССР </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> Прозаик, драматург </td></tr><tr><th style="">Годы творчества:</th><td class="" style=""> 1938—1976 </td></tr><tr><th style="">Язык произведений:</th><td class="" style=""> русский </td></tr><tr><th style="">Премии:</th><td class="" style=""> Шаблон:Сталинская премия </td></tr><tr><th style="">Награды:</th><td class="" style="">

Шаблон:Орден Трудового Красного ЗнамениШаблон:Орден Красной Звезды

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

</td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table>

Никола́й Никола́евич Но́сов (1908 — 1976), русский советский прозаик, драматург, киносценарист, лауреат Сталинской премии третьей степени (1952).

Биография Править

Родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье актёра эстрады. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал учиться в гимназии. Разносторонне одаренный мальчик, Носов с гимназических лет увлекался музыкой, театром, сочинительством — наряду с шахматами, фотографией, электротехникой, радиолюбительством, был газетным торговцем, землекопом, косарем и т. п. После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее в 1924 году, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпенe, потом на кирпичном в городе Буча. В 19271929 учился в Киевском художественном институте, откуда перевёлся в Московский институт кинематографии (окончил в 1932). В 19321951 — режиссёр-постановщик мультипликационных, научно-популярных и учебных (в том числе для Красной Армии, заслужив этим в 1943 орден Красной Звезды) фильмов.

Начал публиковать рассказы в 1938: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы», «Чудесные брюки», «Мишкина каша», «Огородники», «Фантазёры» и др., напечатанные главным образом в «малышовом» журнале «Мурзилка» и составившие основу первого сборника Носова «Тук-тук-тук», 1945. По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников. Носов ввёл в детскую литературу нового героя — наивного и здравомыслящего, озорного и любознательного непоседу, одержимого жаждой деятельности и постоянно попадающего в необычные, зачастую комические ситуации.

Особенно широкую популярность завоевали его повести для подростков «Весёлая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950), «Витя Малеев в школе и дома» (1951); кинофильм «Два друга» по книге, 1954).

Наибольшую известность и любовь читателей получили его сказочные произведения о Незнайке. Первое из них — сказка «Винтик, Шпунтик и пылесос». В дальнейшем герой появился в знаменитой трилогии, включающая романы-сказки «Приключения Незнайки и его друзей» (19531954), «Незнайка в Солнечном городе» (1958) и «Незнайка на Луне» (19641965; Государственная премия РСФСР им. Н. К. Крупской, 1969). Первым иллюстратором «Незнайки», художником, который подарил этому литературному герою хорошо знакомый всем образ, был Алексей Михайлович Лаптев (1905—1965) [1]. Не менее известным иллюстратором Носова был Генрих Вальк. Также книги Носова иллюстрировали художники: И. Семенов, Д. Бисти, Е. Афанасьева, А. Каневский, В. Горяев и другие.

В 1969 году выходит сатирический сборник «Иронические юморески» — цикл статей писателя о литературе («О литмастерстве», «Поговорим о поэзии», «Трактат о комедии»), русском алфавите («А, Б, В…»), взаимоотношениях преподавателей и учеников («Второй раз в первый класс») и о некоторых социальных явлениях — мещанстве («Еще об одном, всем надоевшем вопросе»), пьянстве («Об употреблении спиртных напитков»), взаимоотношении отцов и детей («Нужно ли называть родителей предками и конями и о других подобных вопросах») и т. д.

Автобиографическое произведение писателя — «Повесть о моём друге Игоре» (19711972), написанная в форме дневниковых записей из жизни дедушки и внука (1-я ч. — «Между годом и двумя», 2-я ч. — «От двух до двух с половиной лет») и художественно-мемуарная повесть «Тайна на дне колодца» (1977, вышедшая уже после смерти писателя; два её первоначальных варианта — «Повесть о детстве» и «Всё впереди», обе 1976).

Николай Носов умер в Москве 26 июля 1976 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве[1].

В 1997 году студией FAF Entertainment был создан мультфильм «Незнайка на Луне» по одноименной книге Н. Н. Носова.

В 2008 году к 100-летию со дня рождения Н. Н. Носова Центральный Банк РФ выпустил серебряную монету.[2]

Награды и премии Править

Библиография Править

Повести Править

  • Стихи и песенки
  • Винтик, Шпунтик и пылесос
  • Три охотника
  • Бобик в гостях у Барбоса
  • Наш каток
  • Телефон
  • Пистолет
  • Два друга
  • Незнайка учится
  • Незнайка-путешественник
  • Тайна на дне колодца
  • Мы и дети
  • Небольшая литературная энциклопедия
  • Бенгальские огни
  • Тук-тук-тук
  • Огородники
  • Про Гену
  • Бабушка Дина
  • Клякса
  • Кванта смеха
  • Фантазёры
  • Мишкина каша
  • Чудесные брюки
  • Огурцы
  • Живая шляпа
  • Затейники
  • Приключения Толи Клюквина
  • Витя Малеев в школе и дома
  • Весёлая семейка
  • Незнайка на луне
  • Кукла

Ссылки Править

Николай Николаевич Носов
220px </span>
bg:Николай Носов

cs:Nikolaj Nosov de:Nikolai Nikolajewitsch Nossow en:Nikolay Nosov es:Nikolái Nósov la:Nicolaus Nosov pl:Nikołaj Nosow uk:Носов Микола Миколайович

Также на Фэндоме

Случайная вики