Фэндом

5 августа 1850 </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Миромениль, Сена Приморская </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 6 июля 1893 </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Пасси, Франция </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> писатель </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения в Викитеке.</th></tr> </table>

Ги де Мопассан (фр. Guy de Maupassant, полное имя — Анри Рене Альбер Ги де Мопассан, 18501893) — французский писатель, автор многих знаменитых рассказов, романов и повестей.

Биография Править

Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 г. в замке Миромениль около г. Дьеппа (департамент Сена Приморская). Принадлежал к аристократическому лотарингскому роду, осевшему в Нормандии, Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать, родственница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а брат, по профессии врач, умер в лечебнице душевнобольных.

Поступив в коллегию, содержимую духовенством, Мопассан перешёл затем в руанский лицей, где и окончил курс.

Пройдя франко-прусскую кампанию простым рядовым, Мопассан пополнил своё образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного недуга, он усиленно работал над своим физическим развитием.

Разорение, постигшее его семью, заставило Мопассана поступить чиновником в морское министерство, где он пробыл около десяти лет. Мопассан тяготел к литературе. Больше шести лет Мопассан, тесно сблизившийся с Флобером, сочинял, переписывал и рвал написанное; но в печати он решился выступить, только когда Гюстав Флобер признал его произведения достаточно зрелыми и стилистически целостными.

Первый рассказ Мопассана вышел в свет в 1880 г. вместе с повестями Золя, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в сборнике «Les soirées de Médan». Начинающий писатель поразил своей «Boule de suif» литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое искусство сжатой и вместе с тем насыщенной, яркой характеристики.

В том же году Мопассан выпустил сборник сочинений «Vers» (1880), в котором особенно замечательны пьесы «Le mur», «Au bord de l’eau», «Désirs» и «Vénus rustique». Помещенный там же драматургический опыт в стихах («Histoire du vieux temps») позволил Мопассану стать хроникером в газете «Gaulois»; чиновную службу писатель в это время оставил. Хотя Мопассан в начале своей литературной деятельности и прослыл последователем Золя, он далеко не был сторонником «натуралистической» школы, признавая её узкой и односторонней. В предисловии к роману «Pierre et Jean» Мопассан осуждает доктринёрский реализм и основным положением своей эстетики ставит искусство, ясно и убедительно воспроизводит перед читателем свои субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества заключается, по мнению Мопассана, не столько в завлекательности фабулы, сколько в искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующих основную тенденцию произведения.

Мопассан за одиннадцать лет создал целый ряд сборников небольших повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные романы: «Une vie» (1883), «Bel Ami» (1885), «Монт-Ориоль» (1887), «Pierre et Jean» (1888), «Fort comme la mort» (1889) и «Notre coeur» (1890), а равно и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: «Au Soleil» (1884); «Sur l’eau» (1888) и «La vie errante» (1890). Эти произведения доставили М. одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных отзывах о Мопассане. По словам Эмиля Золя, он удовлетворяет все умы, затрагивая всевозможные оттенки чувств, и стал любимцем публики потому, что обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и бесхитростной веселостью. Жорж Леметр называет Мопассана писателем классическим. В России Мопассан в литературной среде пользуется расположением издавна, благодаря почину Тургенева; он близко узнал Мопассана у Флобера и ставил его как повествователя непосредственно вслед за графом Л. Н. Толстым. Не менее сочувствует Мопассану и сам Толстой, посвятивший характеристике его целую статью в XIII томе собрания своих сочинений. По мнению Льва Толстого, «едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все благо, весь смысл жизни — в женщине, в любви… и едва ли был когда-нибудь писатель, который до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо жизни».

Файл:Verlet Raoul, Maupassant, 1897, Parc Monceau.jpg

Произведения Мопассана имели большой успех; он довел свой заработок до 60 тыс. франков в год и считал своим долгом поддерживать мать и семью брата. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье Мопассана. С 1884 г. он подвергается нервным припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии он впадает в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде повестей, между прочим и в «Horla».

Восстановить нарушенное душевное спокойствие Мопассана не помогают ни светские успехи, ни сотрудничество в «Revue des Deux Mondes», ни успех на сцене Gymnase комедии «Musotte», ни получение академической премии за комедию «La Paix du ménage». В декабре 1891 г. нервные припадки довели его до покушения на самоубийство; в лечебнице душевнобольных близ Пасси Мопассан сначала возвращался к сознанию, но затем припадки стали повторяться чаще. Смерть наступила от прогрессивного паралича мозга.

В рус. переводе сочинения М. появлялись неоднократно в журналах, а в 1894 г. изданы и особым собранием (2-е изд. 1896). К XII т. приложена изящная характеристика М., принадлежащая С. А. Андреевскому, и статьи о М. Леметра, Думика и Золя. Мопассан всегда с большой брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от посторонних; подробности его жизни мало известны и не дают материала для сколько-нибудь точной и подробной биографии.

Произведения Править

Ги де Мопассан
Guy de Maupassant
200px </span>

Романы Править

  • Монт-Ориоль (1887)
  • Милый друг / Bel Ami (1885)
  • Жизнь / Une vie (1883)
  • Огонь желания
  • Пьер и Жан / Pierre et Jean (1888)
  • Сильна, как смерть / Fort comme la mort (1889)
  • Наше сердце / Notre coeur (1890)
  • Чуждая душа
  • Ангелюс

Новеллы Править

  • Пышка
  • Заведение Телье
  • Буатель
  • История служанки с фермы
  • В семье
  • Мадемуазель Фифи
  • Госпожа Батист
  • Марокка
  • Кровать
  • Сумасшедший?
  • Слова любви
  • Парижское приключение
  • Опыт любви
  • Две знаменитости
  • Перед праздником
  • Плакальщицы
  • Прогулка верхом
  • Хитрость
  • Два друга
  • Вор
  • Нормандская шутка
  • Менует
  • Пьеро
  • Орля
  • Иветта
  • Ожерелье
  • Мать уродов
  • Отец Симона
  • Лунный свет
  • Жюли Ромен
  • Бесполезная красота
  • Оранжерея
  • Оливковая роща
  • Утопленник
  • Испытание
  • Мушка
  • Маска
  • Портрет
  • Советы бабушки
  • Дуэль
  • Новогодний подарок
  • Хозяйка
  • Усталость
  • Двадцать пять франков старшей сестры
  • Дело о разводе
  • Петух пропел

Сборники рассказов Править

  • Сказки дня и ночи

Рассказы Править

  • Преступление, раскрытое дядюшкой Бонифасом
  • Роза
  • Отец
  • Признание
  • Ожерелье
  • Счастье
  • Старик
  • Трус
  • Пьяница
  • Вендетта
  • Коко
  • Рука
  • Нищий
  • Отцеубийца
  • Малыш
  • Скала чистиков
  • Тимбукту
  • Правдивая история
  • Прощай!
  • Воспоминание
  • Исповедь
  • На море

Ссылки Править

Шаблон:Writer-stub

В Викицитатнике есть страница по теме
Мопассан, Ги де

<span id="interwiki-sr-fa" />an:Guy de Maupassant ar:غي دو موباسان arz:موباسان az:Gi de Mopassan bg:Ги дьо Мопасан bn:গি দ্য মোপাসঁ ca:Guy de Maupassant cs:Guy de Maupassant da:Guy de Maupassant de:Guy de Maupassant en:Guy de Maupassant eo:Guy de Maupassant es:Guy de Maupassant et:Guy de Maupassant fi:Guy de Maupassant fo:Guy de Maupassant fr:Guy de Maupassant fy:Guy de Maupassant gl:Guy de Maupassant he:גי דה מופאסאן hi:गाय दी मोपासां hr:Guy de Maupassant hu:Guy de Maupassant id:Guy de Maupassant io:Guy de Maupassant it:Guy de Maupassant ja:ギ・ド・モーパッサン ka:გი დე მოპასანი ko:기 드 모파상 la:Guido de Maupassant lb:Guy de Maupassant lt:Guy de Maupassant mr:मोपासां mt:Guy de Maupassant nl:Guy de Maupassant no:Guy de Maupassant pl:Guy de Maupassant pms:Guy de Maupassant pt:Guy de Maupassant ro:Guy de Maupassant sh:Guy de Maupassant simple:Guy de Maupassant sk:Guy de Maupassant sr:Ги де Мопасан sv:Guy de Maupassant tr:Guy de Maupassant uk:Гі де Мопассан vi:Guy de Maupassant wuu:莫白桑 zh:居伊·德·莫泊桑