Wikia

Страницы Wiki

Мексиканский залив

Обсуждение0
9890статей на этой вики

Координаты: 25°22′07″ с. ш. 90°23′26″ з. д. / 25.368611° с. ш. 90.390556° з. д. (G)

Файл:GulfofMexico3D.png

Мексиканский залив (исп. Golfo de México, англ. Gulf of Mexico, фр. Golfe de Mexique) — внутреннее море западной части Атлантического океана. Ограничен с северо-запада, севера и востока побережьем США (штаты Флорида, Алабама, Миссисипи, Луизиана и Техас), на юге и юго-западе — побережьем Мексики (штаты Тамаулипас, Веракрус, Табаско, Кампече, Юкатан), а также островом Кубой. Общая площадь зеркала около 1543 тыс. км², объём воды — около 2332 тыс. км³. Энергия вод залива, которые сильно нагреваются в летний период служат основой для формирования сильных тропических штормов и мощных ураганов, крупнейшие из которых (Катрина, Густав, Иван и др.) практически ежегодно приводят к разрушительным последствиям в прибрежных регионах залива. Имеет важное хозяйственное значение для государств, омываемых заливом.

Происхождение Править

Географические и геологические исследователи выдвигают следующую, довольно часто упоминающуюся версию происхождения залива. В ранний период формирования Земли планета испытала столкновение с крупным метеоритом. Как предполагают учёные, при столкновении с метеоритом образовалось огромное облако пыли, застелившей солнце, вызвавшей глобальное похолодание, и приведшей к гибели динозавров. В месте столкновения образовалась хорошо сохранившаяся котловина почти правильной округлой формы с глубиной до 5203 м, который постепенно заполнили воды Миссисипи и Атлантики. Постепенно вращение Земли придало заливу его современную форму. Эту версию подтверждает и кратер Чикшулуб. Однако до сих пор не найдено никаких геологических доказательств данной версии, поэтому на сегодняшний день её можно считать спекулятивной.

История Править

До начала эпохи Великих географических открытий европейцев берега залива населяли самые разнообразные индейские племена Америки, находившиеся на разных стадиях развития. На юге — в Мексике, на полуострове Юкатан процветали довольно продвинутые в хозяйственном плане рабовладельческие цивилизации майя и ацтеков с крупными городами и развитой инфраструктурой. На Кубе проживали племена караибов и араваков. На северном, прохладном, берегу залива жили племена охотников и собирателей (чокто), находившиеся на стадии родоплеменного/общинного строя. Прибытие европейцев и особенно борьба между европейскими державами за контроль над водами и берегами залива привело к постепенному слому традиционных укладов жизни индейских общин региона. И если испанская (Испанская Мексика, Испанская Флорида) и французская (Французская Луизиана, Новая Франция) колониальные модели в значительной степени позволяла туземцам, африканским рабам и европейцам сосуществовать в рамках единой колониальной империи отчасти делая уступки в виде пласажа и метисации, то более агрессивная англо-американская модель подчёркивала абсолютное превосходство и англо-саксонского элемента как единственно возможного. После покупки Луизианы, оккупации Флориды и захвата Техаса в первой половине XIX века, северный берег залива перешёл под юрисдикцию США и претерпел сильное ландшафтное изменение, связанное с развитием городов и бурным ростом населения. Ныне население залива имеет крайне смешанный характер — белые переселенцы самого разнообразного происхождения, кажуны, афроамериканцы, мулаты и метисы (преимущественно мексиканцы и кубинцы).

География Править

Флоридский пролив соединяет Мексиканский залив с Атлантическим океаном, а Юкатанский пролив с Карибским морем. Благодаря сравнительно небольшой ширине этих проливов приливные явления выражены слабо. В Мексиканский залив впадает множество рек, включая р. Миссисипи, р. Алабама, р. Пёрл (жемчужная), р. Нуэсес, р. Сан-Антонио.

Гидрография Править

Береговая линия крайне извилиста, подвержена постоянным изменениям, особенно после сезона ураганов. Берега большей частью пологие, местами сильно заболоченные (болота Еверглейдс). Вдоль берега тянутся песчаные косы, отмели, банки, мелки и крупные острова (остров Галвестон, Дельфиний остров и др.). При этом происходит и постепенное обмеление северной части залива вследствие наносной деятельности рек, впадающих в северную часть залива (в первую очередь реки Миссисипи). Несмотря на обмеление, площадь зеркала имеет тенденцию к увеличению, в основном за счёт эрозии пляжей и мелких островов (почти исчезнувшие острова Шанделюр) близ Луизины. В северной части залива имеется множество более мелких заливов, бухт и гаваней (Мобильский залив и др.), а также лагун и лиманов (Пончантрен, Борнь, Морепа в Луизиане).

Фауна Править

Файл:Great white shark close up.JPG

Население Править

Файл:Mobile Alabama Skyline Night.jpg

Наиболее крупные города на побережье Мексики: Кампече, Веракрус, Тампико; Кубы: столица Гавана, США: Тампа, Сент-Питерсберг, Пенсакола в штате Флорида, Мобил в штате Алабама, Новый Орлеан в штате Луизиана, Билокси, Галфпорт и Паскагула в штате Миссисипи, Хьюстон, Галвестон и Корпус-Кристи в штате Техас. Во второй половине XX века наблюдается интенсивный рост городов и плотности населения в районе залива. Наиболее динамично развиваются курорты и нефтегазовые центры (Хьюстон).

Хозяйственное значение Править

На шельфе Мексиканского залива сосредоточены значительные запасы нефти и природного газа; добыча этих полезных ископаемых ведётся в основном с помощью нефтяных платформ/нефтяных вышек. Ведётся интенсивное рыболовство — промышленное (тунец), а также любительское — (акула). В мелких бухтах выращиваются креветки. Имеет важное значение для судоходства, расположены многие порты США, Мексики и Кубы.

Рекреационный потенциал Править

Файл:2007 Miami sunset 3.jpg

Будучи крупнейшим водоёмом юга США залив традиционно имел важное транспортное значение. В XX веке к нему добавилась и рекреационная роль, когда правительства прибрежных штатов начали вкладывать деньги в развитие местной туристической инфраструктуры для стимулирования роста городов с целью привлечь сюда выходящих на пенсию жителей американского севера. С 1930-х, на побережье залива устремились народные массы с самых разных концов страны. Побережье залива в настоящее время является излюбленным местом проведения весенних, осенних и летних каникул для жителей всей страны, особенно студентов. Особенно популярны города Панама-сити, Пенсакола, Дестин, Майами в штате Флорида, а также Орандж-Бич в штате Алабама. Всё побережье залива усеяно разнообразными гостиницами, частными виллами и кондоминиумами. Крупнейшим курортом Мексики является Канкун. Далеко не всё побережье залива пригодно для полноценного отдыха. Из-за сильной заболоченности, постоянных ураганов и штормов, жаркого и влажного воздуха, низкого качества песка и мутной воды северная часть залива, особенно район устья р. Миссисипи, просто непригодны для отдыха. Тем не менее, семьи с низким социальным статусом и доходами приезжают сюда «дикарями», из-за чего побережье залива получило шутливое название «реднечья ривьера». В более привлекательных регионах (Дестин и др.) на востоке залива туристов подстерегают другие опасности (опасные отливные течения, массовые нашествия ядовитых медуз и скатов, электрические угри, множество видов акул, аллигаторы и морские крокодилы). Из-за акул, большинство американцев, отдыхающих у залива в воду либо не заходят вообще (плавая в бассейнах у гостиниц), либо просто мочат ноги и загорают.

Файл:Чайки на мелководье Мексиканского залива.JPG

Экология Править

Северная часть залива, принадлежащая США, имеет крайне неблагоприятную экологическую обстановку. Основная причина загрязнения — злоупотребление мощными химическими удобрениями сельхозпредприятиями США для повышения урожайности сельхозкультур на полях и плантациях севернее залива. Химикаты вымываются дождями и реками в залив, где, в свою очередь стимулируют рост мелких бурых водорослей, которые в процессе своего массового размножения поглощают весь кислород в окружающей их воде, приводя к гибели рыбы и других организмов. Другой проблемой является массовое возведение крупных жилых комплексов (кондоминиумом) непосредственно у кромки воды. Пологий, болотистый берег залива не подходит для многоэтажного строительства. Частые ураганы, которые являются природным методом обновления прибрежных регионов, вынуждают строительные фирмы проводить массовые ремонто-строительные работы многоэтажек каждые 2-3 года, что приводит к разрушению экологического баланса в дюнах, свалкам строительного мусора, ухудшению качества песка, эрозии пляжей, исчезновению прибрежных плавней и мангровых лесов, повышению солёности в северной части залива. Более того, сточные воды с кондоминиумов привлекают акул всё ближе к берегу, а повышение солёности приводит к массовому размножению ядовитых медуз, создавая опасность для отдыхающих.

Также на экологию залива крайне негативно повлияла, к примеру, авария на нефтяной платформе.

В 2010 г. 22 апреля после взрыва и 36-часового пожара в 37 километрах от побережья США затонула нефтяная платформа «Deepwater Horizon» компании BP. Нефтяная скважина была повреждена при затоплении и нефть из нее поступает в океан.[1] В настоящее время (май 2010 года) размеры нефтяного пятна продолжают увеличиваться. ЧП объявлено в штате Луизиана, берегов которого уже достигло гигантское нефтяное пятно, а также во Флориде, Алабаме и Миссисипи. Аварийные службы США приступили к сожжению нефтяного пятна.

См. также Править

Ссылки Править

<span id="interwiki-nl-fa" />af:Golf van Meksiko ar:خليج المكسيك be-x-old:Мэксыканская затока bg:Мексикански залив br:Pleg-mor Mec'hiko bs:Meksički zaliv ca:Golf de Mèxic ckb:کەنداوی مێکسیک cs:Mexický záliv cv:Мексика кӳлмекĕ cy:Gwlff Mexico da:Mexicanske Golf de:Golf von Mexiko el:Κόλπος του Μεξικού en:Gulf of Mexico eo:Meksika Golfo es:Golfo de México et:Mehhiko laht eu:Mexikoko golkoa fa:خلیج مکزیک fi:Meksikonlahti fr:Golfe du Mexique fy:Golf fan Meksiko ga:Murascaill Mheicsiceo gl:Golfo de México he:מפרץ מקסיקו hr:Meksički zaljev hsb:Mexiski zaliw hu:Mexikói-öböl id:Teluk Meksiko it:Golfo del Messico ja:メキシコ湾 jbo:mexygu'e xamsi ka:მექსიკის ყურე ko:멕시코 만 ku:Kendava Meksîk la:Sinus Mexicanus lb:Golf vu Mexiko lt:Meksikos įlanka lv:Meksikas līcis mn:Мексикийн булан mr:मेक्सिकोचे आखात ms:Teluk Mexico mzn:مکزیکو دریامونا nah:Āyōllohco Mēxihco nl:Golf van Mexico nn:Mexicogolfen no:Mexicogolfen oc:Golf de Mexic pl:Zatoka Meksykańska pt:Golfo do México ro:Golful Mexic scn:Gulfu dû Mèssicu sh:Meksički zaliv simple:Gulf of Mexico sk:Mexický záliv sl:Mehiški zaliv sr:Мексички залив sv:Mexikanska golfen sw:Ghuba ya Meksiko ta:மெக்சிகோ வளைகுடா th:อ่าวเม็กซิโก tr:Meksika Körfezi uk:Мексиканська затока ur:خلیج میکسیکو vi:Vịnh Mexico war:Golpo han Mehiko zh:墨西哥湾 zh-min-nan:Be̍k-se-ko-oan

Викия-сеть

Случайная вики