Фэндом

Paul Thomas Mann </td></tr><tr><th style="">Дата рождения:</th><td class="" style=""> 6 июня 1875 </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> 25px Любек, Германия </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 12 августа 1955 </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> 25px Цюрих, Швейцария </td></tr><tr><th style="">Премии:</th><td class="" style=""> Нобелевская премия по литературе (1929)
Шаблон:Премия Фельтринелли </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table>

Па́уль То́мас Манн (нем. Paul Thomas Mann, 18751955) — немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929), брат Генриха Манна, отец Клауса Манна, Голо Манна и Эрики Манн.

Биография Править

Происхождение и юные годы Править

Пауль Томас Манн, самый знаменитый представитель своего семейства, богатого известными писателями, родился 6 июня 1875 г в семье состоятельного любекского купца Томаса Йоханна Генриха Манна, занимавшего должность городского сенатора. Мать Томаса, Юлия Манн, урождённая да Сильва-Брунс, происходила из семьи с бразильскими корнями. Семья Манн была довольно многочисленной. У Томаса было два брата и две сестры: старший брат, известный писатель Генрих Манн (18711950), младший брат Виктор (18901949) и две сестры Юлия (18771927, самоубийство) и Карла (18811910, самоубийство). Семья Манн была зажиточной, а детство Томаса Манна было беззаботным и почти безоблачным.

В 1891 году умирает от рака отец Томаса. Согласно его завещанию продается фирма семьи и дом Маннов в Любеке. Детям и жене пришлось довольствоваться процентами от вырученной суммы денег.

Начало писательской карьеры Править

Файл:Katharina Mann 1905.jpeg

После смерти отца в 1891 году и продажи семейной фирмы семья переехала в Мюнхен, где Томас прожил (с небольшими перерывами) до 1933 году В середине 1890-х Томас и Генрих на время уехали в Италию. Однако еще в Любеке Манн начал проявлять себя на литературном поприще, в качестве создателя и автора литературно-философского журнала 'Весенняя гроза', а в дальнейшем писал статьи для издаваемого его братом Генрихом Манном журнала 'XX век'. По возвращении из Италии Манн недолго (18981899 гг.) работает редактором популярного немецкого сатирического журнала Симплициссимус, проходит годовую армейскую службу и публикует первые новеллы.

Однако известность к Манну приходит тогда, когда в 1901 году выходит первый роман, «Будденброки». В этом романе, за основу которого была взята история его собственного рода, Манн описывает историю упадка и вырождения купеческой династии из Любека. Каждое новое поколение этой семьи все менее и менее способно продолжать дело своих отцов в силу отсутствия присущих им бюргерских качеств, как то бережливость, усердие и обязательность и все больше и больше уходит от реального мира в религию, философию, музыку, пороки, роскошь и разврат. Итогом этого становится не только постепенная утрата интереса к коммерции и престижу рода Будденброкков, но и утрата не только смысла жизни, но и воли к жизни, оборачивающаяся нелепыми и трагическими смертями последних представителей этого рода.

Вслед за Будденброкками последовало издание не менее успешного сборника новелл под названием Тристан, лучшей из которых была новелла «Тонио Крёгер». Главный герой этой новеллы отрекается от любви, как от того, что приносит ему боль и посвящает себя искусству, однако встретив случайно Ганса Гансена и Ингерборг Хольм — двух разнополых объектов своих неразделенных чувств, он снова переживает то самое смятение, которое когда-то охватывало его при взгляде на них.

В 1905 году Томас Манн женится на профессорской дочери Кате Прингсхайм (нем. Katharina «Katia» Hedwig Pringsheim). От этого брака у них появилось шестеро детей, трое из которых — Эрика, Клаус и Голо — проявили себя впоследствии на литературном поприще. Согласно свидетельству Голо Манна, еврейское происхождение матери[1] тщательно скрывалось от детей.[2][3]

Политическая эволюция Манна. Новые произведения Править

Брак Манна поспособствовал вхождению писателя в круги крупной буржуазии и это во многом укрепляло политический консерватизм Манна, который до поры до времени не проявлялся на публике. В 1911 году на свет появляется новелла Смерть в Венеции о вожделении пожилого мюнхенского писателя Густава Ашенбаха, отправившегося на отдых в Венецию к увиденному там неизвестному мальчику по имени Тадзио, оканчивающийся смертью художника в Венеции.

В годы Первой мировой войны Манн выступал в ее поддержку, а также против пацифизма и общественнных реформ, свидетельством чего стали его статьи, вошедшие впоследствии в сборник Размышления аполитичного и эта позиция приводит к разрыву с братом Генрихом, выступавшим за противоположные цели. Примирение между братьями наступило лишь тогда, когда после убийства националистами министра иностранных дел Веймарской республики Вальтера Ратенау Томас Манн пересмотрел свои взгляды и стал выступать за демократию и даже социализм.

В 1924 году выходит новое после Будденброкков крупное и успешное произведение Томаса Манна — «Волшебная Гора». Главный герой — молодой инженер Ганс Касторп приезжает на три недели навестить своего больного туберкулезом двоюродного брата Иоахима Цимсена и сам становится пациентом этого санатория, где проводит семь лет духовного ученичества и созревания.

В 1929 году Манну присуждается Нобелевская премия по литературе за роман «Будденброки».

Эмиграция Править

В 1933 году писатель вместе с семьей эмигрирует из нацистской Германии и поселяется в Цюрихе. В том же году выходит первый том его романа-тетралогии «Иосиф и его братья», где Манн по-своему интерпретирует историю библейского Иосифа.

В 1936 году после безуспешных попыток уговорить писателя вернуться в Германию, нацистские власти лишают Манна и его семью немецкого гражданства и он становится подданным Чехословакии, а в 1938 году уезжает в США, где зарабатывает на жизнь преподавателем в Принстонском университете. В 1939 году выходит роман «Лотта в Веймаре», описывающий взаимоотношения постаревшего Гёте и его юношеской любви Шарлотты Кестнер, ставшей прототипом героини «Страданий юного Вертера», встретившейся с поэтом снова спустя много лет.

В 1942 году он переезжает в город Пасифик-Палисейдз и ведёт антифашистские передачи для немецких радиослушателей. А в 1947 году появляется на свет его роман Доктор Фаустус, главный герой которого во многом повторяет путь Фауста, несмотря на то, что действие романа происходит в XX веке.

Возвращение в Европу Править

Файл:Thomas Mann Grave 2005-03-26.jpeg

После Второй мировой войны ситуация в США принимает всё менее благоприятный для Манна характер: писателя начинают обвинять в пособничестве СССР.

В июне 1952 года семья Томаса Манна возвращается в Швейцарию. Несмотря на нежелание переселяться в расколотую страну насовсем, Манн тем не менее охотно бывает в Германии (в 1949 году в рамках празднования юбилея Гёте ему удаётся побывать и в ФРГ, и в ГДР).

В последние годы жизни он активно публикуется — в 1951 году появляется роман Избранник, в 1954 году появляется последняя его новелла Чёрный лебедь, и тогда же Манн продолжает начатый им ещё до Первой мировой войны роман Признания авантюриста Феликса Круля (опубликован незаконченым), повествующий о современном Дориане Грэе, который, обладая талантом, умом и красотой, тем не менее предпочёл стать мошенником и с помощью своих афер начал стремительно подниматься по общественной лестнице, постепенно теряя человеческий облик и превращаясь в чудовище.

Писатель скончался 12 августа 1955 года в Цюрихе от атеросклероза.

Писательский стиль Править

Манн — мастер интеллектуальной прозы. Своими учителями он называл русских писателей-романистов Льва Толстого и Достоевского; подробный, детализованный, неспешный стиль письма писатель действительно унаследовал от литературы века XIX. Однако темы его романов несомненно привязаны к веку XX. Они смелы, ведут к глубоким философским обобщениям и одновременно экспрессионистически накалены.

Ведущими проблемами романов Томаса Манна являются ощущение рокового приближения смерти (повесть «Смерть в Венеции», роман «Волшебная гора»), близость инфернального, потустороннего мира (романы «Волшебная гора», «Доктор Фаустус»), предчувствие краха старого миропорядка, краха, ведущего к ломке человеческих судеб и представлений о мире, нередко в чертах главных героев прослеживается легкий гомоэротизм (по мнению И. С. Кона, см. кн. «Лунный свет на заре. Лики и маски…»). Все эти темы нередко переплетены у Манна с темой роковой любви. Возможно, это связано с увлечением писателя психоанализом (пара Эрос — Танатос).

Произведения Править

  • Сборник рассказов / Der kleine Herr Friedemann, (1898) [1]
  • Будденброки / Buddenbrooks — Verfall einer Familie (роман, (1901) [2]
  • Тонио Крегер / Tonio Kröger, новелла, (1903)
  • Тристан / Tristan, новелла, (1903) [3]
  • Королевское высочество / Königliche Hoheit, (1909) [4]
  • Смерть в Венеции / Der Tod in Venedig, рассказ, (1912) [5], [6]
  • Размышления аполитичного / Betrachtungen eines Unpolitischen, (1918) [7]
  • Волшебная гора / Der Zauberberg, роман (1924) [8], [9]
  • Марио и волшебник / Mario und der Zauberer, рассказ (1930) [10]
  • Иосиф и его братья / Joseph und seine Brüder, роман-тетралогия (1933—1943)
    • Былое Иакова / Die Geschichten Jaakobs, (1933) [11]
    • Юный Иосиф / Der junge Joseph, (1934) [12]
    • Иосиф в Египте / Joseph in Ägypten, (1936) [13]
    • Иосиф-кормилец / Joseph der Ernährer, 1943) [14]
  • Проблема свободы / Das Problem der Freiheit, эссе (1937) [15]
  • Лотта в Веймаре / Lotte in Weimar, роман (1939) [16]
  • Обменные головы. Индийская легенда / Die vertauschten Köpfe — Eine indische Legende, (1940) [17]
  • Доктор Фаустус / Doktor Faustus, роман (1947) [18], [19]
  • Избранник / Der Erwählte, роман (1951) [20]
  • Чёрный лебедь / Die Betrogene: Erzählung (1954)
  • Признания авантюриста Феликса Круля / Bekenntnisse des Hochstaplers Felix Krull. Der Memoiren erster Teil, (1922/1954) [21]
  • Культура и социализм / Kultur und Sozialismus(1929)

Переводчики на русский язык Править

См. также Править

Ссылки Править

Томас Манн
Thomas Mann
200px </span>

Шаблон:Нобелевская премия по литературе 1926—1950

Примечания Править

  1. Томас Манн: биография, фотографии, произведения, статьи
  2. The Pity of It All: A Portrait of Jews In Germany 1743—1933, en:Amos Elon, p. 375
  3. нем. Errinnerungen und Gedanken, G. Mann, Frankfurt, 1986, p.166

<span id="interwiki-he-fa" /> <span id="interwiki-hu-fa" /> <span id="interwiki-sv-fa" /> <span id="interwiki-de-ga" />af:Thomas Mann an:Thomas Mann ar:توماس مان az:Tomas Mann be:Томас Ман bg:Томас Ман bs:Thomas Mann ca:Thomas Mann cs:Thomas Mann cv:Томас Манн cy:Thomas Mann da:Thomas Mann de:Thomas Mann el:Τόμας Μαν en:Thomas Mann eo:Thomas Mann es:Thomas Mann et:Thomas Mann eu:Thomas Mann fa:توماس مان fi:Thomas Mann fr:Thomas Mann ga:Thomas Mann gd:Thomas Mann gl:Thomas Mann he:תומאס מאן hi:थामस मान hr:Thomas Mann hu:Thomas Mann hy:Թոմաս Մանն id:Paul Thomas Mann io:Thomas Mann is:Thomas Mann it:Thomas Mann ja:トーマス・マン ka:თომას მანი ko:토마스 만 ku:Thomas Mann la:Thomas Mann lb:Thomas Mann lt:Thomas Mann lv:Tomass Manns mk:Томас Ман ml:തോമസ് മാൻ mr:थॉमस मान nds:Thomas Mann nl:Thomas Mann nn:Thomas Mann no:Thomas Mann oc:Thomas Mann pl:Thomas Mann pms:Thomas Mann pnb:تھامس مان pt:Thomas Mann qu:Thomas Mann ro:Thomas Mann sh:Thomas Mann simple:Thomas Mann sk:Thomas Mann sl:Thomas Mann sq:Thomas Mann sr:Томас Ман sv:Thomas Mann sw:Thomas Mann tr:Thomas Mann uk:Томас Манн vi:Thomas Mann war:Thomas Mann yo:Thomas Mann zh:托马斯·曼 zh-min-nan:Thomas Mann

Также на Фэндоме

Случайная вики