ФЭНДОМ

Нелл Харпер Ли
Nelle Harper Lee
220px
Харпер Ли (справа) с продюсером фильма «Убить пересмешника» Аланом Пакулой в 1962 году
Дата рождения:

28 (28) апреля 1926

Место рождения:

Монровилль, Алабама, США

Род деятельности:

прозаик

Направление:

южноамериканская готика

Жанр:

роман

Дебют:

«Убить пересмешника»

Премии:

Пулитцеровская

Произведения на сайте Lib.ru

Нелл Харпер Ли (англ. Harper Lee, родилась 28 апреля 1926) — американская писательница, автор одного романа — «Убить пересмешника» (англ. To Kill a Mockingbird, 1960, Пулитцеровская премия, экранизир. 1962).

Биография Править

Начало жизни Править

Нелл Харпер Ли, родилась в США,в юго-западной части штата Алабама, в маленьком городке Монровиль 28 апреля 1926 года. Ли - младшая из четырёх детей Амасы Колман Ли и Франса Каннингема Финча Ли. Ее отец, бывший владелец и редактор газеты, был юристом а также находился на государственной службе с 1926 года по 1938 год. В детстве Ли была сорванцом и рано начала читать. Дружила с одноклассником и соседом молодым Труманом Капоте.

Ли было всего пять лет, когда в апреле 1931 года в небольшом городке Скотсборо (штат Алабама) состоялись первые суды по делу предполагаемых изнасилований двоих белых женщин девятью молодыми чернокожими. Подзащитным, которых чуть было не линчевали еще до того как состоялся суд, услуги защитника были предоставлены только с момента когда началось рассмотрение дела в суде. Несмотря на медицинское заключение что женщины не были изнасилованы, суд присяжных состоящий только из людей белой расы, признал виновными и приговорил к смертной казни всех обвиняемых, за исключением самого младшего 13-ти лет. На протяжении последующих шести лет, в апелляционном процессе большинство из этих обвинений было снято и все обвиняемые за исключением одного были освобождены. Скоттборрское дело оставило неизгладимое впечатление у молодой Харпер Ли, которая много лет спустя использует его как основу для работы над своим романом «Убить пересмешника».

После окончания школы в Монровилле, Ли поступила в женский колледж Хантингдон в Монтгомери (1944-1945), училась юриспруденции в Алабамском университете (1945-1949), вступила в женское студенческое братство Чи Омега (англ. Chi Omega). В это время она написала несколько студенческих публикаций и около года была редактором юмористического журнала, Реммер-Джеммер. Хотя она так и не закончила университет, и не получила юридическое образование, она провела лето в Оксфорде в Англии, потом поселилась в Нью-Йорке и работала служащим представительств Восточных Авиалиний (англ. Eastern Air Lines) и BOAC.

Ли продолжала работать служащим авиалиний до поздних 50-х, когда она решила посвятить себя писательской работе. Она вела скромный образ жизни, живя на два дома: своей квартиры без горячей воды в Нью-Йорке и семейным гнездом в штате Алабама, где у нее остался больной отец.

«Убить пересмешника» Править

Написав несколько рассказов, Харпер Ли нашла литературного агента в ноябре 1956 года. Следующий месяц принес ей письмо от друзей Майкла Брауна и Джоя Вильямса Брауна, в котором она получила подарок в виде отпуска на год с запиской: «У тебя есть один год отпуска, чтоб написать все, что тебе хочется. Счастливого Рождества». Через год черновик романа был готов. Работая с Дж. Б. Липпинкотом, редактором Tay Hohoff, она закончила «Убить пересмешника» летом 1959 года. Роман был опубликован в 11 июня 1960 года и стал бестселлером, получил одобрение критики, в том числе и Пулитцеровскую премию за художественное произведение 1961 года. Эта книга остаётся в списке бестселлеров в США и по сей день с больше 30 миллионами печатных копий и получила свое место в списке выдающихся произведений американской литературы. В 1999 году книга была названа «Лучшим романом столетия» в опросе проведенном в США Библиотечным журналом[источник не указан 2767 дней].

«Никогда не ожидала какого-нибудь успеха Пересмешника. Я надеялась на быструю и милосердную смерть в руках критиков, но, в то же время, я думала, может, кому-нибудь она понравится в достаточной мере, чтоб придать мне смелости продолжать писать. Я надеялась на малое, но получила все, и это, в некоторой степени, было так же пугающе, как и быстрая милосердная смерть».

— Харпер Ли

Президент Джонсон избрал Ли в Национальный Совет Искусств в июне 1966 года, с этого времени она получает многочисленные почетные должности. Она продолжает жить в Нью-Йорке и Монровилле, где ведет сравнительно замкнутый образ жизни, редко давая интервью или выступая на публике. Она опубликовала только несколько коротких эссе в популярных литературных изданиях с момента своего литературного дебюта. В октябре 2007 года была удостоена высшей гражданской награды США, Президентской медали Свободы.

«Убить пересмешника», фабула романа Править

Роман до некоторой степени автобиографичен[источник не указан 2767 дней]. Как и Ли, девочка-сорванец Джин-Луиза является дочерью адвоката в одном из маленьких городков в Алабаме. Канва повествования включает в себя судебное дело, а это для Ли была сфера хорошо известная, поскольку та училась юриспруденции. Приятель Джин Дилл предполагаемый друг детства Харпер Ли Труман Капоте. Кстати, сама Ли стала прототипом[источник не указан 2767 дней] персонажа первого романа Капоте «Другие голоса, другие комнаты».

Хотя Ли старалась сгладить автобиографичные параллели, ее биограф Чарльз Шилдс использует[источник не указан 2767 дней] их как свидетельство против распространенной теории, что Капоте написал часть «Убить пересмешника». Это предположение Капоте в свое время пропустил без комментариев со своей стороны, но позже отрицал свое участие в написании романа. На примере одного из персонажей повести — Артура Редли, Капоте описал отличие своего литературного стиля от стиля Харпер Ли: «В моей оригинальной версии „Другие голоса, другие комнаты“ присутствует человек который живет отшельником в доме и оставляет вещи в дупле дерева которые я оттуда забираю. Это реальный человек и он жил как раз через дорогу от нас. Мы часто находили эти вещи в деревьях и забирали их оттуда. Все что Ли написала об этом абсолютная правда. Но, видите ли, я беру те же вещи и превращаю их в Готическую мечту, и делаю это в совершенно другой манере[1]

Отталкиваясь от того, что Ли не удалось написать ничего нового со времен ее первого романа, по крайней мере, ничего стоящего критики, издатель Харпер, Перл Казин Белл поддерживал[источник не указан 2767 дней] теорию соавторства Ли с Труманом Капоте. Наиболее веское доказательство против этой теории — существование письма Капоте своей тетке от 9 июля 1959 года. В этом письме он говорит что видел рукопись романа и что он ни в коей мере не причастен к написанию.

После «Убить пересмешника» Править

Написав «Убить пересмешника», Ли вместе с Капоте уехала в Холкомб штат Канзас, чтоб помочь ему в психологическом литературном исследовании реакции маленького городка на произошедшее там убийство фермера и его семьи. Результатом работы должна была быть статья. Капоте на этом материале построил свой бестселлер — роман «Хладнокровное убийство» (1966). По мотивам событий, которые произошли в этом городке с Капоте и Ли было создано два разных фильма, «Капоте» (2005), «Обесславленный» (2006).

Со времен публикации «Убить пересмешника» Ли практически не давала интервью, не участвовала в общественной жизни и, за исключением нескольких коротких эссе, ничего больше не написала. Она работала над своим вторым романом, но он до сих пор не увидел свет. Где-то в середине восьмидесятых она начала работу над документальной книгой о серийном убийце из Алабамы, но она прервала работу над ней поскольку не была довольна ее результатами.

По поводу экранизации своего романа сделанной Хортоном Футом (в 1962 году фильм получил премию Оскар) Ли сказала: «Если достоинство любой экранизации может быть измерено уровнем передачи писательского замысла, то постановку, сделанную мистером Футом, нужно изучать как классический пример такой экранизации». Харпер Ли стала близким другом Грегори Пека, кинозвезды и исполнителя роли отца Джин — Аттикуса Финча. Эта роль принесла Грегори Пеку Оскара. Она остается близким другом семьи актёра. Внука Пэка, Харпера Пэка Волла назвали в честь писательницы.

В июне 1966 года Ли была одной из двух человек назначенных президентом Линдоном Джонсом в Национальный Совет Искусств. Писательница со своим эссе «Роман и приключение» в 1983 году посетила Алабамский Фестиваль Истории и Наследства в Эуфауле, штат Алабама.

Ли проводит время между своей квартирой в Нью-Йорке и домом ее сестры в Монровилле. Она принимает почетные должности но отказывается от публичных выступлений. В марте 2005 она приехала в Амрак, штат Филадельфия — ее первый приезд в этот город с момента появления там с издателем Липпинкоттом в 1960 для того чтоб получить иннагурационную награду ATTY за изображение юристов в художественной литературе от Фонда Спектора Гадона и Розена. По побуждею вдовы Грегори Пэка Вероник Ли путешествует поездом из Монровилля в Лос-Анджелес в 2005 году для получения награды от Публичной библиотеки города Лос-Анджелес за достижения в литературе. Она также посещает ежегодные праздничные обеды для студентов которые написали эссе по мотивам ее работ в Алабамском Университете. 21 мая 2006 года она получила почетную степень в Ноттердамском Университете. Чтоб почтить ее выпускники университета держали в руках «Убить пересмешника» во время торжества.

Ее отход от публичной жизни порождает постоянные, но ничем не обоснованные спекуляции по поводу продолжения ее литературной деятельности. Такие же спекуляции преследовали американских писателей Джерома Девида Селинджера и Ральфа Элисона.

В журнале Опры Уинфри «О» (май 2006 года), Ли написала о её ранней любви к книгам и ее посвящению литературе: «Сейчас, 75 лет спустя в обеспеченном обществе, в котором люди имеют лаптопы, мобильные телефоны, айподы и пустоту в головах, я все-таки предпочитаю книги.»

Во время присутствия 20 августа 2007 года на церемонии приема четырех новых членов в Алабамскую Почетную Академию, Ли отказалась выступить с речью, сказав при этом: «… лучше быть молчаливой чем глупой

Художественные портреты Харпер Ли Править

Кэтрин Кинер сыграла Ли в фильме «Капоте» (2005), Сандра Баллок в фильме «Обесславленный» (2006), Трейси Хойт в телевизионном фильме «Скандальная Я: история Жаклин Сьюзен» (1998). В экранизации романа Трумана Капоте «Другие голоса, другие комнаты» (1995) персонаж Айдабел Томпкинс (Обри Доллар) вдохновлена воспоминаниями Трумана Капоте о детстве Харпер Ли.

Примечания Править

  1. William Nance The Worlds of Truman Capote. — New York: Stein & Day, 1970. — 223 с.

Шаблон:Writer-stuban:Harper Lee ar:هاربر لي bg:Харпър Ли br:Harper Lee bs:Harper Lee ca:Harper Lee da:Harper Lee de:Harper Lee en:Harper Lee eo:Harper Lee es:Harper Lee eu:Harper Lee fi:Harper Lee fr:Harper Lee he:נל הרפר לי hu:Harper Lee id:Harper Lee it:Harper Lee ja:ハーパー・リー ka:ჰარპერ ლი ko:하퍼 리 la:Harper Lee nl:Harper Lee no:Harper Lee pl:Harper Lee pt:Harper Lee ro:Harper Lee sh:Harper Lee simple:Harper Lee sr:Харпер Ли sv:Harper Lee tr:Harper Lee vi:Harper Lee zh:哈波·李

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики