ФЭНДОМ

Габриелюс Ландсбергис-Жямкальнис
Gabrielius Landsbergis-Žemkalnis
200px
Мемориальная таблица на доме по ул. Тилто в Вильнюсе
Имя при рождении:

Габриелюс Ландсбергис

Дата рождения:

21 января 2 февраля 1852

Место рождения:

д. Биржяляй (Паневежский район)

Дата смерти:

28 августа 1916

Место смерти:

Вильна

Род деятельности:

драма тург, публицист

Жанр:

драма , комедия

Габрие́люс Ла́ндсбергис-Жя́мкальнис (Габриэлюс Ландсбяргис-Жямкальнис, лит. Gabrielius Landsbergis-Žemkalnis, 21 января 2 февраля 1852, д. Биржяляй, ныне Паневежский район28 августа 1916, Вильна) — литовский драматург, театральный деятель, публицист, активный участник литовского национального возрождения; отец архитектора Витаутаса Ландсбергис-Жямкальниса.

Биография Править

Настоящая фамилия Ландсбергис; Жямкальнис — её перевод, использовавшийся сначала как литературное имя. Учился в гимназии в Шавлях и в училище телеграфистов в Риге. С 1871 служил на телеграфе в Москве; вольным слушателем изучал право в Московском университете. В 1878 работал в Крыму. В 1884 вернулся в Литву и обосновался в Йонишкелисе. Принимал участие в распространении запрещённой литовской печати. С 1890 начал сотрудничать в «Варпасе» („Varpas“), «Укининкасе» („Ūkininkas“), позднее в газетах «Вильняус жиниос» („Vilniaus žinios“) и «Вильтис» („Viltis“).

В 1894 был выслан в Харьков. Потом некоторое время жил в Москве. В 1895 избрал себе псевдоним Жямкальнис. В 1902 был арестован и выслан в Смоленск. По возвращении в Литву в 1904 в Вильне работал администратором в газете «Вильняус жиниос» („Vilniaus žinios“), участвовал в деятельности литовского кружка любителей драмы, был одним из учредителей общества «Вильняус канклес» („Vilniaus kanklės“, 1905). Организацией литовской любительской театральной жизни занимался также позднее в Ковне1908) и позже в Шавлях. В 1915 вернулся в Вильну.

Похоронен на кладбище Росса (Расу) в Вильнюсе.

Литературная деятельность Править

Файл:Opera Birute First Performance.jpg

В печати выступал с публицистикой, критикуя полонизировавшуюся шляхту, смешанные браки. В 18901903 опубликовал ряд дидактических прозаических произведений, написанных большей частью в форме диалога. Автор драмы о жмудском разбойнике середины XIX века „Blinda, svieto lygintojas (žemaičių razbaininkas)“ (1908). Историческая драма о Бируте (Birutė), весталке, взятой в жёны сыном Гедимина Кейстутом и ставшей матерью Витовта Великого „Birutė“ (1906) основана на балладе Сильвестраса Валюнаса „Biruta“.

В свою очередь сюжет драмы Ландсбергиса-Жямкальниса использован в первой литовской опере Микаса Петраускаса «Бируте». Стал одним из первых литовских комедиографов, написав комедии „Pagavo!“, „Jurgis Durnelis“, комедии для детей „Tarnaitė pamokė“ (1908).

Ссылки Править

pl:Gabrielius Landsbergis-Žemkalnis

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики