ФЭНДОМ

14 сентября 1792(1792-09-14) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Коломна, Российская империя </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 26 июня 1869(1869-06-26) (76 лет) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Москва, Российская империя </td></tr><tr><th style="">Направление:</th><td class="" style=""> исторический роман </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения в Викитеке.</th></tr> </table>

Ива́н Ива́нович Лаже́чников (14 сентября 1792[1] — 26 июня 1869) — русский писатель, один из творцов русского исторического романа.

Биография Править

Отец его, коммерции советник и один из богатейших коломенских купцов, отличался любовью к образованию. По рекомендации Н. И. Новикова, он пригласил к сыну француза-эмигранта Болье, человека гуманного и просвещенного. При императоре Павле I-ом Лажечников-отец, вследствие доноса, был заключен в Петропавловскую крепость. Он был скоро освобожден, но материальное благосостояние семьи рушилось. Уже 15-ти лет Лажечников поместил в «Вестнике Европы» (ч. 36) «Мои мысли» (подражание Лабрюйеру).

Литературное творчество Править

Находясь на службе в московском архиве иностранной коллегии, потом в канцелярии московского генерал-губернатора, он брал уроки риторики у профессора Победоносцева и слушал приватные лекции Мерзлякова. В то же время он написал «Военную песнь» («Русский Вестник», 1808, № 3), ряд стихотворений в «Аглае» 1808 г. и рассуждение «О беспечности» («Вестник Европы», 1808, ч. 60). В 1812 г. Лажечников, против воли родителей, поступил в ополчение; участвовал в деле под Бриенном и взятии Парижа; позже был адъютантом при графе А. И. Остермане-Толстом. В 1817 г. он издал «Первые опыты в прозе и стихах», которые впоследствии скупал и уничтожал.

Файл:ILazhechnikov.jpg

В следующем труде Лажечникова: «Походные записки русского офицера» (СПб., 1820) много интересных подробностей, свидетельствующих о наблюдательности автора. Он восхваляет заботливость прусского правительства о народном образовании и благосостоянии; местами есть прямые вылазки против крепостничества. В 1819 г. Лажечников оставил военную службу и стал директором училищ Пензенской губернии, затем визитатором саратовских училищ, директором казанской гимназии. К этому времени относится знакомство его с В. Г. Белинским, позже перешедшее в дружбу. Выйдя в отставку в 1826 г., Лажечников поселился в Москве и стал собирать материалы для своего «Последнего Новика»; с этой же целью он ездил в Лифляндию.

«Последний Новик» (СПб., 1831-33) — апофеоз любви к родине. Не только главные лица — Паткуль и Новик — отдали всю жизнь благу отчизны, но и второстепенные — капитан Вульф, взрывающий себя на воздух, чтобы не посрамить честь шведского знамени, князь Вадбольский, Карла Шереметева, Голиаф Самсоныч, изнывающий от тоски по родине швейцарец, отец Розы, галерея солдат-патриотов, наконец Пётр, Меньшиков — все постоянно думают об отечестве, отодвигая на задний план другие интересы. Новик служит родине даже шпионством, Роза, чтоб проникнуть к заключенному Паткулю, принимает ласки тюремщика.

«Последний Новик» имел крупный успех. Недостатки его, как и всех вообще романов Лажечникова, вполне объясняются вкусами эпохи. Теперь «Последний Новик» кажется произведением в значительной степени ходульным и мало реальным, но в те времена он поражал своим реализмом и стремлением к исторической достоверности. «Последний Новик» дает Лажечникову право на имя пионера русского исторического романа. Если М. Н. Загоскин и Н. А. Полевой выступили с историческими романами немного раньше, то не нужно забывать, что подготовительная работа Лажечникова началась с 1826 г. Так на него смотрел и В. Г. Белинский («Литературные мечтания»).

В 1831 г. Лажечников вновь поступил на службу и был назначен директором училищ Тверской губернии. В Твери он написал самый знаменитый роман свой — «Ледяной дом» (М., 1835). Теперь историческая критика развенчала Волынского и его мнимый патриотизм; и тогда уже Пушкин находил, что Лажечников идеализирует своего героя. Но характер Анны Иоанновны, шуты, ледяной дом — все это типично не только с художественной, но и со строго-исторической точки зрения. Отношения Волынского и Мариорицы — глубоко-правдивая и трогательная повесть о любви двух сердец, счастью которых мешают условия жизни.

Выйдя в отставку в 1837 г., Лажечников поселился в деревне под Старицей (усадьба Коноплино) и написал там «Басурмана» (М., 1838). Главный герой — лекарь Антон — не имеет типичных для XV века черт, но Иоанн III обрисован с замечательной для тридцатых годов художественной смелостью. Лажечников не скрыл его эгоизма, жестокости в обращении с пленниками и мстительности; Марфе-посаднице он сумел придать жизненные черты. В 1842-54 гг. Лажечников служил вице-губернатором в Твери и Витебске (1853—1854 гг.), в 1856—1858 гг. цензором в Санкт-Петербургском цензурном комитете. Последней деятельностью он очень тяготился, хотя она совпадала со временем смягчения цензуры.

Написанная им в 1842 г. белыми стихами драма «Опричник» была запрещена (вероятно, за попытку вывести Ивана Грозного на сцену) и появилась только в 1859 г. («Русское Слово», № 11; отд. М., 1867). По ней создана одноименная опера П. И. Чайковского. Кроме драм: «Христиан II и Густав Ваза» («Отечеств. Записки», 1841, № 3), «Горбун» (СПб., 1858), водевиля «Окопировался» (представлен в 1854 г.) и мелких рассказов и отрывков, Лажечникову принадлежат ещё интересные в автобиографическом отношении «Черненькие, Беленькие и Серенькие» («Русский Вестник», 1856, № 4). Ценили его произведения мемуарного характера: «Заметки для биографии В. Г. Белинского» («Московский Вестн.», 1859, № 17; сердечная апология знаменитого критика); «Ответ графу Надеждину по поводу его набега на мою статью о Белинском» (ib., № 82); «Материалы для биографии А. П. Ермолова» («Русский Вестник», 1864, № 6); «Как я знал Магницкого» (ib., 1866, № 1).

Тихо доживал Лажечников свой век в Москве, на Плющихе. Он до самой смерти интересовался новыми течениями в литературе и с восторгом, доходящим до наивности, отнесся к новой эре в романе: «Немного лет назад» (СПб., 1862). В другом романе «Внучка панцырного боярина» («Всемирный Труд», 1868, № 1-4 и отд. СПб. 1868) он не свободен от узкой ненависти к полякам. Последним его произведением была драма «Матери-соперницы» («Всемирный Труд», 1868, № 10). 3 мая 1869 г. в московском артистическом кружке был торжественно отпразднован пятидесятилетний юбилей литературной деятельности Лажечникова, а 26 июня того же года он умер, написав в завещании: «состояния жене и детям моим не оставляю никакого, кроме честного имени, каковое завещаю и им самим блюсти и сохранять в своей чистоте». Романы Лажечникова выдержали много изданий. Сочинения изд. в 1858 и 1884 гг. (посл. изд. с монографией С. А. Венгерова о Лажечникове).

Адреса в Санкт-Петербурге Править

Файл:Ivan Lazhechnokv Novod.jpg

1819 год — дом А. И. Остермана-Толстого — Галерная улица, 9.

Примечания Править

  1. В биографических статьях о Лажечникове обыкновенно указывается, что он родился в 1794 г., но документальное расследование (на основании автобиографии Лажечникова и других сопоставлений) вопроса С. А. Венгеровым в его монографии о Лажечникове устанавливает дату 1792 год

Литература Править

  • Ф. Ливанов, «Юбилей Л.» («Современные Известия», 1869, № 100);
  • его же «Некролог Л.» (ib., № 174);
  • М. Лонгинов, «Для биографии Лажечникова» («Русский Архив», 1869);
  • Л. Нелюбов, «Ив. Л.» («Русский Вестник», 1869, № 10).
  • ----

Ссылки Править

Шаблон:Викитека-автор

Иван Иванович Лажечников
220px </span>

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Произведения этого автора находятся в общественном достоянии. Вы можете помочь проекту, добавив их в Викитеку и разместив ссылку на них на этой странице.