ФЭНДОМ

Винцас Кудирка
Vincas Kudirka
220px
Портрет на банкноте 500 литов (2000)
Псевдонимы:

V. Kapsas, Paežerių Vincas, Perkūnas

Дата рождения:

19 (31) декабря 1858

Место рождения:

Паэжеряй (ныне Вилкавишского района)

Дата смерти:

4 (16) ноября 1899

Место смерти:

Науйяместис

Род деятельности:

прозаик, поэт, критик

Ви́нцас Куди́рка (лит. Vincas Kudirka; 19 (31) декабря 1858, Паэжеряй, ныне Вилкавишского района — 4 (16) ноября 1899, Науйяместис) — литовский композитор, врач, прозаик, критик, публицист, переводчик, поэт, автор литовского государственного гимна «Национальная песнь», врач по образованию.

Биография Править

Файл:Vincas Kudirka Reversum.jpg

Учился в начальной школе в деревне Паэжеряй, затем с 1871 в Мариямпольской гимназии, откуда ушёл по настоянию отца и поступил в духовную семинарию в Сейнах. В семинарии проучился два года и был исключён за «отсутствием призвания». Учился в Варшавском университете на историко-филологическом, затем медицинском факультетах. В 1888 году организовал патриотическое общество литовцев-студентов «Литва».

В 1889 году общество начало издавать журнал «Варпас» („Varpas“, «Колокол»), в котором Кудирка играл роль редактора, корректора, администратора, ведущего сотрудника. Принимал активное участе в деятельности I Пролетариата.

В 18901894 годах работал врачом в Шакяй. С 1887 года жил в Науйяместисе, где и умер.

Творчество Править

Дебютировал в 1885 году басней «Почему евреи не едят свинины» в газете «Аушра». Автор десятка оригинальных стихотворений, также подражаний и переводов. Писал сатиры, публицистические статьи; издал два сборника народных песен. Переводил Байрона, Адама Мицкевича, Юлиуша Словацкого, Адама Асныка, Шиллера. Пользовался несколькими псевдонимами и криптонимами (Vincas Kapsas, Paežerių Vincas, Perkūnas, P. Vincas, Varpas, Q. D., K., V. K.). Важнейшее его произведение — «Национальная песнь», ставшая государственным гимном Литвы.

Память Править

Имя Винцаса Кудирки носит одна из улиц Вильнюса. В конце 2007 года именем Винцаса Кудирки была названа одна из главных площадей Вильнюса (ранее площадь Савивальдибес, Savivaldybės aikštė, прежде — площадь Черняховского, до Второй мировой войны площадь Элизы Ожешко), примыкающая к проспекту Гедимина. В центре площади воздвигнут монумент (скульптор Арунас Сакалаускас, архитектор Ричардас Криштапавичюс).[1]

Примечания Править

  1. Sostinės Savivaldybės aikštė bus pervadinta V.Kudirkos vardu (лит.). Bernardinai.lt (2007-10-04). Проверено 1 июля 2008.

Ссылки Править

de:Vincas Kudirka en:Vincas Kudirka es:Vincas Kudirka et:Vincas Kudirka fi:Vincas Kudirka it:Vincas Kudirka ka:ვინცას კუდირკა lt:Vincas Kudirka pl:Vincas Kudirka pt:Vincas Kudirka sv:Vincas Kudirka uk:Вінцас Кудирка

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики