ФЭНДОМ

Майкл Крайтон
Michael Crichton
220px
Майкл Крайтон выступает в Гарвардском университете
Имя при рождении:

Джон Майкл Крайтон

Псевдонимы:

Джон Ланг,
Джеффри Хадсон

Дата рождения:

23 октября 1942(1942-10-23)

Место рождения:

Чикаго, США

Дата смерти:

4 ноября 2008(2008-11-04) (66 лет)

Место смерти:

Лос-Анджелес, США

Род деятельности:

прозаик, Шаблон:Сценарист, Шаблон:Кинорежиссёр

Направление:

фантастика

www.crichton-official.com
Произведения на сайте Lib.ru

Майкл Крайтон (англ. John Michael Crichton; 23 октября 1942, Чикаго, США4 ноября 2008, Лос Анджелес) — американский писатель-фантаст, сценарист и кинорежиссёр, врач, широко известный благодаря своим произведением в жанрах научной фантастики, медицинской фантастики и триллера. Его книги проданы по всему миру тиражом более 150 млн экземпляров, многие были экранизированы. В 1994 году был единственным человеком, чьи произведения были одновременно номером один на телевидении («Скорая помощь»), в киноискусстве («Парк Юрского периода») и в книгоиздательской отрасли («Разоблачение»).

Его литературные произведения обычно являются сочетанием жанров боевика и технотриллера, описывая катастрофы — результат человеческих ошибок при обращении с новейшими технологиями, в особенности с биотехнологиями. Действия многих книг происходит в медицинском или научном мире, отражая прошлое самого автора. Среди прочего, является автором следующих книг: Штамм «Андромеда», «Конго», «Сфера», «Восходящее солнце», «Затерянный мир», «Крылья», «Стрела времени», «Рой», «Next» (последняя опубликованная перед смертью книга), «Пиратские широты» (должна быть опубликована 24 ноября 2009 года), и последнего неоконченного технотриллера, который должен быть выпущен осенью 2010 года.

Биография Править

Ранние годы Править

Родился 23 октября 1942 года в Чикаго (штат Иллинойс), но вырос на окраине Нью-Йорка, в Рослине (на Лонг-Айленде). Отец Крайтона работал в журнале, мать — домохозяйка, в семье было ещё трое детей (две сестры и младший брат).

Учился в средней школе Рослина, где благодаря своему росту успешно играл в баскетбольной команде. Всегда планировал стать писателем, поэтому с 1960 года занимается в престижном Гарвардском университете в Кембридже (штат Массачусетс) на филологическом факультете. Однако его стиль постоянно вызывали нарекания у профессоров и оценки его обычны были невысоки. Однажды в качестве своей работы он представил одно из эссе Джорджа Оруэлла. Профессор за этот «труд» поставил Крайтону три с плюсом, и после этого будущий писатель понял, что гарвардские мерки не для него.

В 1964 году, после окончания университета со средними оценками, он решает сменить область интересов и заняться антропологией в Кембридже (Великобритания). На этом поприще успехи превзошли все ожидания, за успехи в учебе в 1965 году он был премирован годичной поездкой по Европе и северной Африке. Вернувшись в США, Крайтон вновь меняет область интересов. На этот раз он намеревается стать врачом, в Гарвардской медицинской школе в 1969 году защитил диссертацию по медицине, недолгое время проработал в институте биологических исследований Джонаса Солка в Ла-Холле (штат Калифорния), но частную практику получать не стал, так еще во время учебы в медицинской школе начинает писать.

По словам самого автора, в это время (1977 год) его рост был около 2 метров 6 сантиметров, поэтому его псевдонимами были Джон Ланг (John Lange) и Джеффри Хадсон (Jeffrey Hudson). Lange — немецкая фамилия, означающая «длинный», сэр Джеффри Хадсон — известный в XVII веке карлик. В книге «Путешествия» Крайтон вспоминает подслушанный разговор двух незнакомых врачей, которые обсуждали ошибки, допущенные в романе «Штамм Андромеда», в то время как он сохранял анонимность в медицинской школе. Был соавтором книги «Dealing» со своим младшим братом Дугласом, книга опубликована под общим псевдонимом Майкл Дуглас (Michael Douglas), на задней стороне обложки книги была помещена фотография Майкла и Дугласа в очень раннем возрасте, сделанная их матерью.

Литература Править

Свое первое произведение — путевые зарисовки — Майкл Крайтон продал газете «Нью-Йорк Таймс» в 14 лет. Более серьёзно пробовал писать на филологическом факультете, а в середине 1960-х, чтобы оплатить учебу, начал писать полицейские романы, публиковавшиеся под псевдонимами Джеффри Хадсон (Jeffrey Hudson) и Джон Ланг (John Lange). Один из этих романов под названием «В случае необходимости» завоевал в 1968 году престижную премию писателей детективов «Эдгар». А другая книга становится первой фантастической книгой Крайтона: имеется в виду роман «Отборное средство» (1968), представляющий собой классический фантастический детектив. Успех же Крайтону принесла первая, подписанная собственным именем, книга — фантастический роман «Штамм „Андромеда“» (1969), который спустя два года был экранизирован.

В начале 1970-х годов он переключается на карьеру киносценариста, а затем и режиссёра, и его пятый фильм под названием «Мир Дикого Запада» завоёвывает определённый успех. В этой картине люди будущего проводят свой отпуск в гигантском парке наподобие «Диснейленда», где воспроизведены все минувшие эпохи, но вместо людей — ничем не отличающиеся от них роботы. И вот один из ковбоев-роботов выходит из строя и начинает охоту за человеком. Противостояние робота и человека и составляет основной сюжет фильма. К тому же в этой ленте Крайтон одним из первых использовал оцифровку изображения для получения спецэффектов.

Но всемирную известность Крайтон приобрел в 1993 году, когда на экранах появился блокбастер по роману «Парк юрского периода». Эта экранизация подстегнула читательский интерес и к старым трудам писателя, а сам «Парк» в 1993 году в США почти год держался в списках бестселлеров, его общий тираж в США приближается к 7 миллионам экземпляров. В том же году Крайтон был признан самым популярным писателем США. К началу 1998 года он был четвёртым в списке самых богатых деятелей индустрии развлечений (102 млн долларов). К настоящему моменту тираж его книг по всему миру превышает 100 млн экземпляров.

Кроме того, по сценарию Майкла Крайтона был снят один из самых успешных американских телесериалов «Скорая помощь», который получил 14 премий «Эмми» — высшей награды в телевидении. Крайтон был руководителем фирмы по производству программного обеспечения «FilmTrack», а в конце 1990-х годов стал основателем компании «Timeline Studios» по производству компьютерных игр, основанных на сюжетах собственных романов. Сам писатель признавался, что почти два десятка лет фанатично любил этот вид развлечений, и это не могло не сказаться на его творчестве.

Личная жизнь Править

Жил в Санта-Монике (штат Калифорния). Был трижды женат: Джоан Рэдам (Joan Radam), Кэти Ст. Джонс (Kathy St. Johns) и Анн-Мари Мартин (Anne-Marie Martin). Дочь Тейлор родилась в 1988 году.

Выступал экспертом в области компьютеров и автором одной из первых научно-популярных книг об информационных технологиях «Электронная жизнь: Как думают компьютеры» (1983), также являлся разработчиком компьютерных игр «Амазонка» (Amazon, 1982) и «Стрела времени „Timeline“» (2000).

Коллекционировал произведения современного искусства, написал серьёзную монографию, посвящённую ведущему представителю поп-арта Джасперу Джонсу. В 1988 году у Крайтона вышел автобиографический роман «Путешествия», в котором автор описал свои поездки по миру: Бангкок, Малайзия, Пакистан, Килиманджаро, Ямайка, Новая Гвинея. Кроме этого он постоянно публиковал статьи о науке в различных журналах и альманахах.

Крайтон экспериментировал в экстрасенсорике, участвовал в спиритических сеансах, наблюдал ауры человека, пытался изгибать металлические ложки и даже проводил сеансы изгнания нечистой силы.

В 2000 году его именем назван открытый палеонтологами новый вид анкилозавра «Bienosaurus crichtoni», а три года спустя, в 2003-м — броненосный динозавр «Crichtonsaurus bohlini».

Майкл Крайтон умер от рака в Лос-Анджелесе 4 ноября 2008 года.

Высказывания о Крайтоне Править

« Размер таланта Майкла сопоставим с размерами его динозавров в Парке юрского периода. Он был величайшим в смешанных науках и с большими театрализованными концепциями, которые позволяли динозаврам вновь пройтись по этой земле. Майкл был доброй душой, выражавший свою яркую сторону в романах. Нет никого, кто бы мог занять его место когда-нибудь.
»
« Майкл Крайтон был экстраординарным человеком. Яркий, забавный, эрудированный, грациозный и всегда много думающий. Ни один ленч с Майклом не длился меньше трех часов и ни один предмет не был слишком прозаичным, чтобы не затронуть его интерес. Проблемы полов, медицинские и научные вопросы, антропология, археология, экономика, астрономия, квантовая физика и молекулярная биология всегда были обычными темами для обсуждения.
Джон Веллс, исполнительный продюсер сериала «Скорая помощь»
»
« Человек Эпохи возрождения сегодняшнего дня. Он был физиком, писателем, режиссером, и продюсером - мало людей делали столько вещей так хорошо как он. Как создатель и продюсер «Скорой помощи», он помог изменить внешний вид телевизионной драмы.
Джефф Зуккер, президент NBC
»
« Он был хорошим человеком, и умер слишком молодым... Слишком молодым...
»
« Майкл Крайтон был первоизобретателем «Скорой помощи». Он положил в основу «Скорой помощи» события из собственной жизни, так как он был молодым врачом. Майкл всегда гордился фактом того, что он изобрел что-то и выпустил это в мир. Он был основателем всего этого. Нам будет его не хватать.
»

Библиография Править

год Русский перевод Оригинальное название Синопсис
1966 «Шансы на...» Odds On
1967 «Первая царапина» Scratch One
1968 «Лёгкий ход» / «Последняя могила» Easy Go (The Last Tomb)
1968 «Отборное средство» Drug of Choice
1968 «Экстренный случай» / «Вынужденная мера» / «Случай необходимости» A Case of Need С целью снятия обвинений в подпольном аборте и убийстве со своего коллеги, врач расследует смерть молодой девушки. Показан консерватизм и снобизм медицинской элиты США.
1969 «Штамм „Андромеда“» The Andromeda Strain Военный спутник заносит на Землю неизвестный и смертельно опасный микроорганизм. Группа ученых в специальной лаборатории пытается исследовать и обуздать неизвестную жизнь. Попутно рассказывается о микробиологии и медицине.
1969 «Ядовитый бизнес» The Venom Business
1969 «Ноль градусов холода» Zero Cool
1970 «Смертельный десант» Grave Descend
1970 Dealing: Or the Berkeley-to-Boston Forty-Brick Lost-Bag Blues
1972 «Человек-компьютер» / «Опасный пациент» / «Человек-терминал» The Terminal Man С целью излечения от немотивированной агрессии пациенту вживляют в мозг электроды, управляемые компьютером. Но ошибка в самом подходе к лечению превращает пациента в маньяка-убийцу.
1972 «Двойник» Binary
1975 «Большое ограбление поезда» The Great Train Robbery Роман о дерзком и тщательно спланированном ограблении поезда с золотом в Великобритании во времена Крымской войны
1976 «Пожиратели мёртвых» / «13-й воин» Eaters of the Dead Исторический роман об арабе, попавшем в край викингов
1980 «Конго» Congo Две экспедиции соперничают в поисках затерянного алмазного рудника в джунглях Конго. Еще раньше другие экспедиции в этом районе были уничтожены таинственными человекообразными существами. Контакт с ними помогает установить говорящая на языке жестов горилла… Рассказывается о достижениях в области лингвистики и биологии.
1987 «Сфера» Sphere Американцы находят в океане потонувший космический корабль, прибывший из будущего. На корабле присутствует сфера — явно искусственный предмет, имеющий нечеловеческое происхождение. После того, как один из членов экспедиции попадает внутрь, вокруг подводной станции начинают происходить странные явления.
1990 «Парк Юрского периода» Jurassic Park Парк аттракционов с живыми динозаврами, воскрешенными методами генной инженерии
1992 «Восходящее солнце» Rising Sun Во время торжественного приема по поводу открытия нового небоскреба японской корпорации, на котором присутствуют звезды шоу-бизнеса, бизнесмены и политики, происходит убийство девушки. Два детектива, ведущих расследование, обнаруживают, что записи камер видеонаблюдения подделаны, а некто оказывает на них серьезное давление, с целью прекратить следствие. Роман говорит о глубоком проникновении японских корпораций на американский рынок, в политику и само общество. Освещаются цели и методы ведения бизнеса японцами, их методы захвата иностранных рынков и отношение к иностранцам.
1994 «Разоблачение» Disclosure Одна из высокотехнологичных компаний готовится к слиянию с перспективным инвестором. Проблема в том, что в это же время возникают неполадки при выпуске новой продукции, вице-президент компании пытается соблазнить одного из технических руководителей, а после неудачи — подает жалобу на сексуальные домогательства. Описываются проблемы американского делового мира, связанные с широким распространением штампа «сексуальное домогательство», который начинают использовать ради продвижения по службе и устранения неугодных. Также затрагивается вопрос о компетентности менеджеров и экономистов, которые своим вмешательством в технические проблемы не только не помогают, но создают новые. По словам автора, книга основана на реальных событиях.
1995 «Затерянный мир» The Lost World Продолжение «Парка Юрского периода»
1996 «Крылья» Airframe Пилот самолета, следующего из Юго-Восточной Азии в США сообщает, что он попал в турбулентность, в результате чего есть убитые и раненые. Авиастроительная корпорация начинает расследование, чтобы выяснить истинные причины происшествия. Ситуация осложняется тем, что вот-вот должен быть подписан крупный контракт на поставку самолетов этой модели в Китай, а репортеры в погоне за сенсацией пытаются создать образ авиакорпорации-монстра, выпускающего ненадежные самолеты. Но на самом деле причина аварии совсем иная… Роман рассказывает о проблемах в производственной сфере США, о том как мало соотносятся телевизионные новости с реальностью.
1999 «Стрела времени» Timeline Коммерческой компанией открыт способ путешествий во времени. Группа ученых направляется в ранее средневековье, чтобы найти и вернуть в настоящее пропавшего на территории Франции профессора истории. Сразу после отправления взрыв разрушает «машину времени», что ставит возможность возвращение под вопрос. Кроме того, компания не считает жизни людей наивысшей ценностью. По словам самого автора, одной из целей написания романа было показать, что раннее средневековье это вовсе не темное время, с забитыми, необразованными и грязными людьми.
2002 «Рой» Prey Мужа настораживает поведение своей жены, работающей в нанотехнологической компании. На испытательном полигоне компании он выясняет, что по заказу военных была попытка разработать нанороботов, пригодных для видеоразведки, но часть из них вырвалась на свободу и теперь ведет себя очень странно. Оказывается, что потерпев неудачу в своих научных поисках, компания наделила нанороботов способностью к эволюции и выпустила «на свободу» в надежде на естественный отбор. Но эволюция заходит слишком далеко.
2004 «Государство страха» State of Fear Вы думаете, что «зеленые» — это добрые люди, которые пытаются спасти природу? Но вот наиболее экстремистское крыло с помощью последних достижений науки пытается устроить серию террористических актов с массовой гибелью людей. Цель — привлечь внимание к международному симпозиуму по проблемам изменения климата, обеспечить финансирование различных программ. Автор позволяет взглянуть на проблему изменения климата и природоохранные организации с другой стороны. Дает массу ссылок на публикации, ставящие под сомнение многие аспекты изменения климата, которые под давлением СМИ превратились в незыблемые догмы, со своими фанатиками. Показывает роль страха в политике и общественном поведении.
2006 «Next» Next Человек становится трансгенным продуктом, наряду с соей, кукурузой и картофелем. Уже открыты гены послушания и агрессивности и даже ген «хозяина».
2009 «Пиратские широты» Pirate Latitudes Приключенческий исторический роман. Пираты в 1665 году готовят захват Порт-Ройала на Ямайке.[1]

Фильмография Править

Сценарист Править

Режиссёр Править

Продюсер Править

Интересные факты Править

Майкл Крайтон был очень высоким человеком, его рост составлял 2 метра 6 сантиметров.[3]

В ряде произведений Майкла Крайтона содержится несколько досадных неточностей.

  • Один из героев романа подплывает по течению к водяной мельнице и его поднимает вверх водяное колесо: "Марека поднесло к первому колесу. Он схватился за лопатку, напрягся, наступил на другую. Его понесло вверх, и он исчез из виду." (Стрела времени).
  • Взлетно-посадочная полоса военного аэродрома покрыта асфальтом: "…когда Холл шел по взлетной полосе к единственному строению — приземистому железному бараку, то, невзирая на февраль, размягченный асфальт проминался под ногами. Холл подумал даже, что аэродром этот, вероятно, предназначен в основном для ночных полетов: ночами здесь холодно, и асфальт, естественно, твердеет…" (Штамм «Андромеда»).
  • Находясь на глубине тысяча футов под водой герои романа открывают люк огромного космического корабля не проходя процедуры декомпрессии: "Азот и кислород в правильных пропорциях. Следы углекислоты и водяных паров. Это земная атмосфера. Вредные примеси отсутствуют ... Барнс первым скинул шлем и вздохнул воздух." (Сфера).
  • Термитные шашки взрываются: "На этот раз она достала две термитные шашки. Я поджег обе. Одну палочку Мае бросила на пол пещеры, и та медленно покатилась вниз, как и предыдущая. А вторую термитную шашку Мае забросила подальше, в глубь тоннеля. Два взрыва прогрохотали одновременно." (Рой).

Примечания Править

Ссылки Править

Шаблон:Writer-stuban:Michael Crichton ar:مايكل كريتشتون bg:Майкъл Крайтън br:Michael Crichton ca:Michael Crichton ceb:Michael Crichton cs:Michael Crichton cy:Michael Crichton da:Michael Crichton de:Michael Crichton en:Michael Crichton eo:Michael Crichton es:Michael Crichton fa:مایکل کرایتون fi:Michael Crichton fr:Michael Crichton gl:Michael Crichton he:מייקל קרייטון hu:Michael Crichton id:Michael Crichton it:Michael Crichton ja:マイケル・クライトン ko:마이클 크라이튼 la:Michael Crichton lb:Michael Crichton lt:Michael Crichton ml:മൈക്കൽ ക്രൈറ്റൺ mr:मायकेल क्रिख्टन nl:Michael Crichton no:Michael Crichton pl:Michael Crichton pt:Michael Crichton ro:Michael Crichton scn:Michael Crichton simple:Michael Crichton sk:Michael Crichton sl:Michael Crichton sv:Michael Crichton ta:மைக்கேல் கிரைட்டின் th:ไมเคิล ไครช์ตัน tr:Michael Crichton vi:Michael Crichton zh:迈克尔·克莱顿 zh-min-nan:Michael Crichton

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики