ФЭНДОМ

29 августа (9 сентября) 1769 года </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Полтава </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 29 октября (10 ноября) 1838 года (69 лет) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Полтава </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> Писатель
Драматург </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table> Ива́н Петро́вич Котляре́вский (укр. Іван Петрович Котляревський, 29 августа (9 сентября) 1769, Полтава — 29 октября (10 ноября) 1838, там же) — выдающийся украинский писатель, драматург, первый классик новой украинской литературы, первый автор, начавший писать на современном украинском языке. Один из идеологов Просвещения на Украине. Русский военный офицер, чиновник.

Биография Править

Родился в Полтаве. В 1780—1789 учился в Полтавской духовной семинарии. В 1789—1793 работал канцеляристом, в 1793—1796 — домашним учителем в сельских помещичьих семьях. В 1796—1808 находился на военной службе. В 1806—1807 Котляревский в ранге штабс-капитана принимал участие в русско-турецкой войне 1806—1812 гг. [1], был участником осады Измаила. В 1808 году вышел в отставку. С 1810 года работал надзирателем «Дома для воспитания детей бедных дворян». В 1812 году во время похода Наполеона І Бонапарта на Россию Котляревский с разрешения генерал-губернатора Я. Е. Лобанова-Ростовского, сформировал в городке Горошине Хорольского уезда на Полтавщине 5-й украинский казачий полк (при условии, что полк будет сохранён после окончания войны как постоянное казацкое войско), за что получил чин майора. В 1816—1821 гг. — директор Полтавского театра. В 1818 году вместе с В. Лукашевичем, В. Тарнавским и др. входил в состав полтавской масонской ложи «Любовь к истине». Котляревский оказывал содействие выкупу М. С. Щепкина из крепостничества. В 18271835 — попечитель «богоугодных» заведений. Умер в Полтаве. В 1903 В Полтаве открыт памятник Котляревскому (ск. Л. В. Позен).

Литературная деятельность Править

Файл:Виргилиева Энеида СПб 1809 by Russianname.jpg
Файл:Stamp of Ukraine s74.jpg

Литературную деятельность начал около 1794 года. Котляревский — автор «Энеиды» (1798, 3 части; 1842 — полное посмертное издание), несколько раз переиздававшейся под названием «Виргилиева Энеида. На малороссийский язык переложенная И. Котляревским». Взяв за основу сюжетную канву одноименной поэмы Вергилия, а также одноименную пародийную поэму Н. П. Осипова на русском языке (где Эней изображён как русский «удалой детина»), Котляревский в традициях старинного малорусского бурлеска создал своё оригинальное художественное произведение. В поэме автор воссоздал разные стороны жизни малороссийского общества во второй половине XVIII века. Национальная окраска и сочувствие к судьбе простого народа обусловили большой успех «Энеиды» среди современников.

Под влиянием имевшей большой успех среди украинской и русской публики «Энеиды» «малорусское наречие» долгое время воспринималось (в том числе и многими украинскими писателями) как тесно связанное с бурлескной тематикой и «низким штилем». Поэтому писатели украинского романтизма, с 1840-х годов утверждавшие украинский язык в более широком стилевом и тематическом диапазоне, стремились отмежеваться от традиций Котляревского[2]. Тарас Шевченко, в 1838 году написавший на смерть поэта восторженные стихи «На вечную память Котляревскому», в котором прославлял его как творца бессмертной «Энеиды», в 1847 году аттестовал «Энеиду» как «сміховину на московський шталт»[2]. В 1861 году известный писатель и общественный деятель, друг Шевченко Пантелеймон Кулиш назвал Котляревского выразителем «антинародных образцов вкуса», от души поиздевавшимся в своей «Энеиде» над «украинской народностью», выставившем напоказ «всё, что только могли найти паны карикатурного, смешного и нелепого в худших образчиках простолюдина», а язык поэмы назвал «образцом кабацкой украинской беседы». (Кулиш П. А. Обзор украинской словесности // Основа. 1861. № 1. С. 244, 246. 247.)

По мотивам поэмы были созданы оперы «Эней в странствии» (композитор Я. Е. Лопатинский) и «Энеида» (композитор H. Лысенко, либретто Г. Садовского). В 1804 году написал «Песню на Новый 1805 год господину нашему и отцу Алексею Борисовичу Кукарину» (впервые опубликованная Я. Ф. Головацким в журнале «Пчела» в 1849). В 1819 году Котляревский написал для Полтавского театра пьесы «Наталка-Полтавка» (изд. 1838, поставлена в 1819) и водевиль «Солдат-чародей» (изд. 1841), которые стали точкой отсчета новой украинской драматургии. H. Лысенко, использовав задел своих предшественников (О. Барсицького, А. Едлички) создал музыку к «Наталке-Полтавке». В 1903 году в Полтаве был сооружен памятник Котляревского (скульптор Л. И. Позен), в 1973 году — в Киеве (скульптор Г. Кальченко). В 1952 году в Полтаве был открыт литературно-мемориальный музей Котляревского.

Ссылки Править

Шаблон:Викитека-язык

Литература Править

  1. Волинський П. К. Іван Котляревський: Життя і творчість. — 3. вид., доп. і перероб. — К.: Дніпро, 1969. — 270 с.
  2. Іван Котляревський. Бібліографічний покажчик. 1798—1968 / М. О. Мороз (уклад.).— К., 1969. — 287 с.
  3. Котляревський І.П. Повне зібрання творів. — К.: Наук. думка, 1969. — 510 с.
  4. Малий словник історії України / В. А. Смолій (ред.). — К.: Либідь, 1997. — 464 с.
  5. Хропко П. П. Іван Котляревський. Біографічний нарис. — К.: Дніпро, 1969. — 102 с.

Примечания Править

Шаблон:Просвещениеcs:Ivan Kotljarevskyj de:Iwan Kotljarewskyj en:Ivan Kotlyarevsky eo:Ivan Kotlarevskij fr:Ivan Kotlyarevsky hr:Ivan Petrovič Kotljarevskij it:Ivan Petrovyč Kotljarevs'kyj pl:Iwan Kotlarewski uk:Котляревський Іван Петрович

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики
Иван Петрович Котляревский
Іван Петрович Котляревський
130 </span>