Фэндом

Страницы Wiki

Климат Москвы

10 387статей на
этой вики
Добавить новую страницу
Обсуждение0 Поделиться

Шаблон:Тип климата Климат Москвы умеренно-континентальный — сильные морозы и палящий зной здесь довольно редки, но отклонения от нормы бывают часто. Например, в декабре могут начаться длительные оттепели, а летняя жара неожиданно сменяться резким похолоданием с продолжительными дождями. На климат города оказывает влияние географическое положение (в зоне умеренного климата в центре Восточно-Европейской равнины - что позволяет свободно распространяться волнам тепла и холода, отсутствие крупных водоемов, что способствует довольно большим колебаниям температуры), циркуляция атмосферы - влияние Гольфстрима, вызванное атлантическими и средиземноморскими циклонами, обеспечивающими относительно высокую температуру в зимний период по сравнению с другими населенными пунктами, расположенными восточнее на той же широте (Казань, Омск, Новосибирск и др.) и высокий уровень атмосферных осадков.

Общая характеристика Править

Файл:Осетр река.jpg

По наблюдениям 1971-2000 годов самым холодным месяцем года в Москве является январь (его средняя температура составляет -7,5 °C), а самым тёплым — июль (средняя температура +18,4 °C). Однако известны случаи, когда ртутный столбик зимой опускался до -42,2 °C [1] (1940 год), а летом поднимался до +36,8 °C (1920 год).

За год в Москве и прилегающей к ней территории выпадает 600 — 800 мм атмосферных осадков2008 году — 869 мм[2]), причем большая часть из них приходится на июль, август и октябрь, а минимальное число – на апрель. Убывание количества осадков отмечается в направлении с северо-запада на юго-восток[3].

Нередким явлением на территории Москвы являются туманы. Наблюдать их можно в течение всего года, но чаще всего они появляются в июне, сентябре и октябре. Возможно, скоплению влаги в атмосфере способствует активное влияние города (промышленные предприятия, транспорт).

Свои особенности имеет воздушный режим Москвы: воздушные потоки как бы стекаются в центральную часть города, принося с собой атмосферные осадки или зной. Во многом это обусловлено особенностями рельефа и разницей температур в центре столицы и периферии. Так, в северном, южном и центральном районах Москвы существуют зоны с достаточно плотной жилой застройкой, для которых характерны низкие, по сравнению с пригородами, скорости ветра (0 — 2 метра в секунду) и частая повторяемость штилей весной и летом. Как правило, температура в центральных районах столицы выше, чем на окраинах и за городом, что особенно ощутимо в период морозов зимой и заморозков весной и осенью, когда разница температур может доходить до 5 — 10 °C, но обычно она не превышает 1 — 3 °C[3]. Это подтверждается тем фактом, что показания метеостанции на ВВЦ, расположенной на северо-востоке города (данные именно с этой метеостанции являются официальными и используются в СМИ для определения фактической погоды и температурных рекордов в Москве), обычно на 1 — 2 C° ниже значений метеостанции на Балчуге, расположенной в центре города.

Климатограмма Править

Температура воздуха и норма осадков Править

Файл:Климатическая диаграмма1.png

Шаблон:Климат города

Стоит отметить, что большинство абсолютных минимумов температуры в Москве по месяцам было зарегистрировано ещё в XIX или в начале XX века, в то время как на начало нашего столетия приходится уже 4 абсолютных максимума температуры[7].

Абсолютная максимальная и минимальная температура

Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Ноя Дек За год
1950
Год Янв Фев Мар
Абсолютного максимума 2007 2007
Абсолютного миниму
1
1989

920

1890 1915

ма

1940 19
Ноя
1996

1885

29

1913

2007

1901 1938 1934 2008 1936
1879 1881 1960 1890 1940 1940

Сезоны Править

Официально зимний (холодный) сезон в Москве длится с 1 ноября по 15 апреля, летний (теплый) - соответственно с 16 апреля по 31 октября. Данны

Среднемесячная максимальная и минимальная температура

Фев Мар Апр Май Июн Июл Авг Сен Окт Дек За год
1990 2007 2010 1938 1967 2006 2008
1929 1917 1884 1993 1976 1908 1978 1888
е сроки определяют соответствующий сезонный режим функционирования различных городских служб (в первую очередь коммунальных).
Файл:Moscow6.jpg

Зима Править

Зима в Москве умеренно холодная, но с частыми оттепелями, которые могут составлять до половины сезона. Обычно с устойчивым снежным покровом (но бывали годы, когда снежный покров устанавливался только в январе), максимальная высота (67 сантиметров) которого была зафиксирова в 2010 году[1]. Осадки выпадают преимущес
Файл:Климатическая диаграмма2.png

Шаблон:Климат города Шаблон:Климат города

    • средняя -6°C
    • ночная -9°C

В то же время температура в зимний период неоднматической зимой) длится около 120 дней, начинаясь в середине ноября и заканчиваясь во второй половине марта[7].

  • Температура в зимние месяцы (с декабря по февраль):
    • дневная -4°C

в году (по наблюдениям за послтвенно в виде снега, но возможен дождь, что часто наблюдалось в последние годы, возможны и грозы. Период со среднесуточной температурой ниже 0 °C (что и считается у метеорологов кли

Одни из самых теплых зим в Москве за всю историю метеонаблюдений наблюдались в начале XXI столетия. Особенно памятен москвичам периодороднаогодой до -5 °C днем, несколько раз за сезон бывают сильные морозы с ночным вебень сибирского или арктического антициклона, в результате чего февраль стал самым холодным месяцем продол ыхолаживанием до -20 ...-25 °C, которые случаются чаще во второй половине зимы, когда ослабевает западно-восточный перенос теплого воздуха с Атлантики и на Европейскую территорию России смещается гр

  • жался трое суток (19-21 февраля) и стал рекордным по количеству выпавшего снега за последние сто лет.

При этом, несмотря на опасения синоптиков, весна в столичном регионе наступила в срок и оказалась аномально теплой. Дело в том, что сохранилась прежняя циркуляция атмосферы - сильные блокирующие антициклоны, зимой воздух в которых сильно выхолаживался, а весной легко прогревался.новый абсол

- периоды оттепелей с температурой до +2 °C чередуются с умеренно морозной п

  • ютный максимум месяца и сезона, равный 9,6 °C (6 декабря)

Зима 2009-2010 годов началась с теплой погоды (снег выпал только 7 декабря), было установлено 3 температурных рекорда (максимум +9,0), однако в итоге стала одной из самых холодных и снежных за последние 30 лет. За всю зиму было всего три оттепели (в начале декабря 2009 года, перед Новым годом и в конце февраля); несколько раз за се

Май 2010 года и вовсе может стать самым теплым за всю историю наблюдений (на данный момент средняя температура мая 2010 составляет +17,5 °C).

Весна Править

Файл:May 2007 heat.JPG

Весна в обычно наступает в третьей сходит декаде марта, когда среднесуточная температура Москве становится устойчиво результате даже апреля иснежный положительнойпокров, но возможны небольшие отклонения от этого срока, осадкам когда снежный покров окончательно сходит ещё в начале теплыми марта (как было, например, в 2007 и 2008 годах) или в первую декаду(2005, 2006 годы). Бывают возвраты холода. Например, после периода тепла в апреле (+15 ...+25 °C), температура мапреле упасть до +5 ...+10 °C в начале мая, сопровождаясьи в виде мокрого снега. Так, в 2008 году за аномально может мартом и холодный и дождливый ма последовал й. А в ночь на 21 апреля 2009 года в резкого похолодания в Москве образовался временный снежный покров.

Лето Править

Средняя продолжительность климатического лета в Москве - 147 дней - с конца апреля до середины сентября (имеется в виду период со среднесуточной температурой выше 10 °C и дневной выше 15 °C).

  • Температура в летние месяцы (с июня по август):
    • дневная +23 °C
    • средняя +17 °C
    • ночная +13 °C
  • Среднемесячное количество осадков - 85 мм (наибольшее количество осадков приходится на июль - 90 мм[7])
  • В среднем 5-7 дней за сезон температура превышает 30 °C[8].

Начало лета характеризуется в основном неустойчивой погодой, часты грозы, возможен и град, в отдельные годы регистрировались разрушительные ураганы (25 июня 1957 года и 20 июня 1998 года) и даже смерчи (июнь 1904 года[9][10], в Московской области (Зарайский район) - 1970, 1971, 1984, 1987, 1994, 1997), 2005 - в Дубне, 3 августа 2007 - в Красногорске[11], Сергиево-Посадский район - Смерч 3 июня 2009 года[12][13][14][15]. К концу июня обычно устанавливается антициклональный тип погоды - ясно и солнечно - наступает самый жаркий период лета. Для августа характерны теплые дни и немного прохладные ночи за счёт увеличения темного времени суток и сопутствующего выхолаживания воздуха, но заметно это в основном только за городом, в пределах города же ночи заметно теплее, что обусловлено отдачей тепла зданиями и асфальтом, прогревшимся за день. В связи с этим, в черте города заморозки заканчиваются обычно на 2 - 3 недели раньше, чем в области, и соответственно, на столько же позже начинаются. Экстремальная жара (30 градусов и выше) для августа уже редкость; с наступлением этого месяца всё отчётливее дают о себе знать признаки приближающейся осени: начинают желтеть листья на деревьях и т.п. В середине августа традиционно заканчивается купальный сезон.

Температура в течение лета довольно неравномерна: обычно чередуются периоды жаркой погоды с температурой +26 ...+32 °C, иногда до +35 °C, и умеренно теплой погоды +18 ...+25 °C, изредка случаются кратковременные похолодания с дневной температурой +12 ...+15 °C, их продолжительность, как правило, не более 3 дней, повторяемость 1 - 2 раза за сезон. Изредка случаются и экстремальные похолодания: например, в ночь на 5 июля 2009 года температура в городе составила всего плюс 2 градуса. Наиболее жарким в последние годы было лето - 2007.

Осень Править

Для осени характерны большие колебания температуры, возвраты тепла (+15 ...+25 °C) в конце сентября и начале октября, обычно раз в 2 года. Дожди становятся более продолжительными, но менее интенсивными, чем в летние месяцы. К середине октября пасмурная и сырая погода становится преобладающей. Заморозки начинаются в конце октября; первый снег обычно выпадает в первых числах ноября, как правило, он не образует устойчивого покрова, потому что почва в это время ещё довольно теплая. Постоянный снежный покров устанавливается в последней декаде ноября.

Самый ранний снег выпал в Москве 18 сентября 1976 года. Его можно увидеть в кадрах фильма "Служебный роман". Позднее всего постоянный снежный покров установился в 2007 году - 20 января.

Дата установления первого снежного покрова
16 ноября
26 октября
30 октября
4 ноября
19 ноября
1 ноября

Изменение климата Править

Файл:Average annual temperature in Moscow.png

В последние годы климат города становится теплее, растет среднегодовая температура[3][16]. Причиной этого процесса можно считать глобальное потепление.

Средняя температура за десятилетие[16]:

  • 1969 - 1978 — +4,8 °C
  • 1979 - 1988 — +5,0 °C
  • 1989 - 1998 — +5,7 °C
  • 1999 - 2008 — +6,3 °C

Потепление идет неравномерно в течение года, например, зимой значительно потеплели декабрь и январь, температура февраля выросла незначительно; весной повысилась температура марта и апреля, температура мая незначительно снизилась[16].

Летом потепление наблюдается в июле и августе, темперабре 2005,2006,2008 и 2009 годов среднемесячная температура была положитШаблон:Климат городаельной, что не характерно для этого месяца - в Московском регионе ноябрь традици

Для сравнения, таким был климат Москвы 100 лет назад (К приму, тогда март был холоднее среднего января начала XXI века): Шаблон:Климат городаонно относится к холодноерму сетура июня немного снизилась. Осенью потепление идет во все месяцы, наиболее - в ноябре[16].В ноязону.

Править

осковского Кремля, это лишь неполный список

Править

В последнее время в Москве стали тью аномаль

Править

на ст 20 на 21 июня на Москву обрушился ураган, в результате которогождений, нанесеннрчами.ых гороолицу обрушился один из самых разрушительнне редкосых ураганов в истории. В ночдскому хоь с

Править

зяйству, ежедневно было занято более 50 тыс. челов

м и в некоторых случаях сме Так в 1998 году

огибли и 157 были ранены. Скорость ветра в Москве и области составила 31 что случилось. Ущерб от урагана составил 1 свещение 193 того, ные явления, ектроснабжвреыем/сек. Было нарушено о явленияение 905 домов, повреждено 2157 жилых строений. Тысячи поваленных деревьев, разрушенные зубцы стен Ммлрд руб. На устраненАномальные природн 8 человек пи поулиц и отключено эли Править

Править

Файл:Light day msk.png

Также на Фэндоме

Случайная вики