ФЭНДОМ

7 ноября 1913(1913-11-07) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Мондови, Алжир </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 4 января 1960(1960-01-04) (46 лет) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Вильблевен, Франция </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> писатель, философ </td></tr><tr><th style="">Направление:</th><td class="" style=""> экзистенциализм, абсурдизм </td></tr><tr><th style="">Премии:</th><td class="" style=""> Шаблон:Нобелевская медаль Нобелевская премия по литературе (1957) </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table> Альбе́р Камю́ (фр. Albert Camus, 7 ноября 1913 — 4 января 1960) — французский писатель и философ, представитель экзистенциализма, получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

Биография Править

Жизнь в Алжире Править

Альбер Камю родился 7 ноября 1913 года в Алжире, на ферме «Сан-Поль» у местечка Мондови. Его отец, сельскохозяйственный рабочий Люсьен Камю, эльзасец по происхождению, погиб в битве на Марне в начале Первой мировой войны. Мать, испанка по национальности Кутрин Сантэ, переехала с детьми в город Алжир.

В 1932—1937 гг. учился в Алжирском университете, где изучал философию. Во время учёбы много читал, начал вести дневники, писал эссе. В 1936—1937 гг. путешествовал по Франции, Италии и странам Центральной Европы. На старших курсах университета увлёкся социалистическими идеями. Весной 1935 года вступил во Французскую коммунистическую партию, солидаризируясь с восстанием в Астурии. В местной ячейке Французской компартии состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме». В 1936 году создал самодеятельный «Народный театр», организовал, в частности, постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова.

Ещё в 1930 году у Камю был обнаружен туберкулёз, и, несмотря на выздоровление, он долгие годы страдал от последствий перенесённой болезни. По состоянию здоровья ему было отказано в последипломном обучении, по той же причине позже он не был призван в армию.

После окончания университета Камю некоторое время возглавлял Алжирский дом культуры, в 1938 году был редактором журнала «Побережье», затем леворадикальных оппозиционных газет «Альже репюбликен» и «Суар репюбликен». На страницах этих изданий Камю в то время выступал за проведение государством социально-ориентированной политики и улучшение положение арабского населения Алжира. Обе газеты были закрыты военной цензурой после начала Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в основном эссе и публицистические материалы. В январе 1939 года написан первый вариант пьеcы «Калигула».

После запрета «Суар репюбликен» в январе 1940 года, Камю с будущей женой Франсин Фор переезжает в Оран, где они живут, давая частные уроки. Через два месяца они покидают Алжир и переселяются в Париж.

Период войны Править

В Париже Альбер Камю устроился техническим редактором в газету «Пари-суар». В мае 1940 года закончен роман «Посторонний». В декабре того же года оппозиционно настроенного Камю увольняют из «Пари-суар» и, не желая жить в оккупированной стране, он возвращается в Оран, где преподаёт французский язык в частной школе. В феврале 1941 года закончен «Миф о Сизифе».

Вскоре Камю вступает в ряды Движения Сопротивления, становится членом подпольной организации «Комба», возвращается в Париж. В 1942 году был издан «Посторонний», в 1943 году — «Миф о Сизифе». С 1943 года начинает печататься в подпольной газете «Комба», затем становится её редактором. С конца 1943 года начинает работать в издательстве «Галлимар» (сотрудничал с ним до конца жизни). Во время войны публикует под псевдонимом «Письма к немецкому другу» (позже вышли отдельным изданием). В 1943 году знакомится с Сартром, участвует в постановках его пьес (в частности, именно Камю впервые произнёс со сцены фразу «Ад — это другие»). В 1944 году был написан роман «Чума» (опубликован только в 1947).

Послевоенные годы Править

После окончания войны Камю продолжает работать в «Комба», публикуются его ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность. В 1947 году начинается его постепенный разрыв с левым движением лично с Сартром. он уходит из «Комба», становится независимым журналистом — пишет публицистические статьи для разных изданий (позже опубликованные в трёх сборниках под названием «Злободневные заметки»). В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

Сотрудничает с анархистами и революционными синдикалистами и печатается в их журналах и газетах «Либертер», «Монд Либертер», «Революсьон пролетарьен» и других. Участвует в создании «Группы интернациональных связей».

В 1951 году в анархистском журнале «Либертер» выходит «Бунтующий человек», где Камю исследует анатомию бунта человека против окружающей и внутренней абсурдности существования. Левые критики, включая Сартра, сочли это отказом от политической борьбы за социализм (которая, по Камю, ведёт к установлению авторитарных режимов вроде сталинского). Ещё большую критику левых радикалов вызвала поддержка Камю французской общины Алжира после начавшейся в 1954 году Алжирской войны. Некоторое время Камю сотрудничает с ЮНЕСКО, однако после того, как в 1952 году членом этой организации становится Испания во главе с Франко, он прекращает свою работу там. Камю продолжает внимательно следить за политической жизнью Европы, в своих дневниках он сожалеет о росте просоветских настроений во Франции и готовности французских левых закрывать глаза на преступления коммунистических властей в Восточной Европе, их нежелании видеть в спонсируемом СССР «арабском возрождении» экспансию не социализма и справедливости, а насилия и авторитаризма.

Его всё больше увлекает театр, с 1954 года он начинает ставить пьесы по своим инсценировкам, ведёт переговоры об открытии в Париже Экспериментального театра. В 1956 году Камю пишет повесть «Падение», на следующий год выходит сборник рассказов «Изгнание и царство».

В 1957 году ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В речи по случаю вручения премии, характеризуя свою жизненную позицию, он сказал, что «слишком крепко прикован к галере своего времени, чтобы не грести вместе с другими, даже полагая, что галера провоняла селёдкой, что на ней многовато надсмотрщиков и что, помимо всего, взят неверный курс». В последние годы жизни Камю практически ничего не писал.

Файл:Camus Monument in Villeblevin France 17-august-2003.1.JPG

4 января 1960 года автомобиль «Facel-Vega», в котором Альбер Камю вместе с семьёй своего друга Мишеля Галлимара возвращался из Прованса в Париж, вылетел с дороги. Авария произошла на шестой национальной дороге (N6) в 102 километрах от Парижа между городами Ле Пети Шомон и Вильнёв-ла-Гвийар, неподалёку от поворота на городок Вильблёвен. Альбер Камю погиб мгновенно. Смерть писателя наступила приблизительно в 13 часов 54 минут. Тело писателя было перенесено в мэрию городка, где оно находилось до утра следующего дня. Мишель Галлимар умер в больнице через два дня. Его жена и дочь выжили. Среди личных вещей писателя были найдены рукопись неоконченной повести «Первый человек» и неиспользованный железнодорожный билет. Альбер Камю был похоронен в местечке Лурмарен в районе Люберон на юге Франции. В ноябре 2009 года президент Франции Николя Саркози предложил перевести прах писателя в Пантеон.

Философские взгляды Править

Сам Камю не считал себя ни философом, ни, тем более, экзистенциалистом. Тем не менее, работы представителей этого философского направления оказали на творчество Камю большое влияние. Вместе с этим, его приверженность экзистенциалистской проблематике обусловлена и тяжёлым заболеванием (а значит, и постоянным ощущением близости смерти), с которым он жил с детства (по иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности).

В отличие от религиозных экзистенциалистов, вроде Ясперса, и «бунтаря» Сартра, Камю полагал единственным средством борьбы с абсурдом признание его данности. В «Мифе о Сизифе» Камю пишет, что для того, чтобы понять, что заставляет человека совершать бессмысленную работу, нужно представить спускающегося с горы Сизифа счастливым. Многие герои Камю приходят к похожему состоянию души под влиянием обстоятельств (угроза жизни, смерть близких, конфликт с собственной совестью и т. д.), их дальнейшие судьбы различны.

Высшим воплощением абсурда, по Камю, являются разнообразные попытки насильственного улучшения общества — фашизм, сталинизм и т. п. Будучи гуманистом и антиавторитарным социалистом, он полагал, что борьба с насилием и несправедливостью «их же методами» могут породить только ещё большие насилие и несправедливость.

Библиография Править

Шаблон:Col-begin Шаблон:Col-2

РоманыПравить

ПовестиПравить

РассказыПравить

  • Изгнание и царство (фр. L'Exil et le royaume) (1957)
    • Неверная жена (фр. La Femme adultère)
    • Ренегат, или Смятенный дух (фр. Le Renégat ou un esprit confus)
    • Молчание (фр. Les Muets)
    • Гостеприимство (фр. L'Hôte)
    • Иона, или Художник за работой (фр. Jonas ou l’artiste au travail)
    • Растущий камень (фр. La Pierre qui pousse)

ПьесыПравить

Шаблон:Col-2

ЭссеПравить

  • Révolte dans les Asturies (1936)
  • Изнанка и лицо (фр. L’Envers et l’Endroit) (1937)
  • Брачный пир (фр. Noces) (1939)
  • Миф о Сизифе (фр. Le Mythe de Sisyphe) (1942)
  • Размышления о гильотине (фр. Réflexions sur la Guillotine) (1947)
  • Человек бунтующий (фр. L’Homme révolté) (1951)
  • L'Été (1954)

ПрочееПравить

  • Злободневные заметки 1944-1948 (фр. Actuelles I, Chroniques 1944-1948) (1950)
  • Злободневные заметки 1943-1951 (фр. Actuelles II, Chroniques 1948-1953) (1953)
  • Злободневные заметки 1939-1958 (фр. Chroniques algériennes, Actuelles III, 1939-1958) (1958)
  • Дневники, май 1935-февраль 1942 (фр. Carnets I, mai 1935-février 1942) (1962)
  • Дневники, январь 1942-март 1951 (фр. Carnets II, janvier 1942-mars 1951) (1964)
  • Дневники, март 1951-декабрь 1959 (фр. Carnets III, mars 1951-décembre 1959) (1989)

Шаблон:Col-2 Шаблон:Col-end

Ссылки Править

В Викицитатнике есть страница по теме
Камю, Альбер
В Викицитатнике есть страница по теме
Калигула
В Викицитатнике есть страница по теме
Чума

Шаблон:Камю Шаблон:Нобелевская премия по литературе 1951—1975 Шаблон:Нет сносокaf:Albert Camus als:Albert Camus an:Albert Camus ar:ألبير كامو ast:Albert Camus az:Alber Kamyu be:Альбер Камю be-x-old:Альбэр Камю bg:Албер Камю bn:আলবেয়ার কামু br:Albert Camus bs:Albert Camus ca:Albert Camus ceb:Albert Camus ckb:ئەلبێر کامۆ cs:Albert Camus cy:Albert Camus da:Albert Camus de:Albert Camus el:Αλμπέρ Καμύ en:Albert Camus eo:Albert Camus es:Albert Camus et:Albert Camus eu:Albert Camus fa:آلبر کامو fi:Albert Camus fr:Albert Camus gd:Albert Camus gl:Albert Camus he:אלבר קאמי hi:आल्बेर कामु hr:Albert Camus ht:Albert Camus hu:Albert Camus hy:Ալբեր Կամյու ia:Albert Camus id:Albert Camus ilo:Albert Camus io:Albert Camus is:Albert Camus it:Albert Camus ja:アルベール・カミュ jv:Albert Camus ka:ალბერ კამიუ ko:알베르 카뮈 ku:Albert Camus la:Albertus Camus lb:Albert Camus lmo:Albert Camus lt:Albert Camus lv:Albērs Kamī mk:Албер Ками ml:ആൽബർട്ട് കാമ്യു mn:Альбер Камю nl:Albert Camus no:Albert Camus oc:Albert Camus pl:Albert Camus pms:Albert Camus pnb:البرٹ کامیو pt:Albert Camus qu:Albert Camus ro:Albert Camus scn:Albert Camus sh:Alber Kami simple:Albert Camus sk:Albert Camus sl:Albert Camus sq:Albert Camus sr:Албер Ками sv:Albert Camus sw:Albert Camus ta:அல்பேர்ட் காம்யு th:อัลแบร์ กามู tl:Albert Camus tr:Albert Camus uk:Альбер Камю ur:البیغ کامو uz:Albert Camus vi:Albert Camus vo:Albert Camus zh:阿尔贝·加缪 zh-min-nan:Albert Camus

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики
Альбер Камю
Albert Camus
220px </span>