ФЭНДОМ

29 июля (10 августа) 1895(1895-08-10) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Санкт-Петербург, Российская империя </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 22 июля 1958(1958-07-22) (62 года) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Ленинград, РСФСР, СССР </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> писатель, журналист, Шаблон:Сценарист </td></tr><tr><th style="">Награды:</th><td class="" style="">

Михаил Зощенко
220px </span>
Шаблон:Орден Святой Анны 3 ст. Шаблон:Орден Святой Анны 4 ст. Шаблон:Орден Святого Станислава 2 ст. Шаблон:Орден Святого Станислава 3 ст.
Шаблон:Орден Трудового Красного Знамени

</td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table>

Михаи́л Миха́йлович Зо́щенко (29 июля (10 августа) 1895 (по другим сведениям 1894), Петербург (по другим источникам, Полтава) — 22 июля 1958, Ленинград) — советский русский писатель.

Биография Править

Сын художника-передвижника Михаила Ивановича Зощенко (1857—1907) и Елены Иосифовны Зощенко, урожденной Суриной (1875—1920), которая до замужества была актрисой, писала рассказы.

В 1913 году окончил гимназию в Петербурге. Один год учился (первая мировая война прервала обучение) на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета. Возможно, исключён за неуплату[1].

Участвовал в Первой мировой войне, а также в Гражданской войне. С 29 сентября 1914 года — юнкер на правах вольноопределяющегося первого разряда на ускоренных четырёхмесячных курсах Павловского военного училища.

В феврале 1915 года, закончив курс по первому разряду, произведён в чин прапорщика и направляется в распоряжение начальника штаба Киевского военного округа, а оттуда в состав 106-го пехотного запасного батальона, являясь командиром 6-й маршевой роты, выезжает в действующую армию на укомплектование Мингрельского 16-го гренадерского полка, к которому и был прикомандирован до декабря 1915 года.

Файл:Zoshchenko.jpg

22 декабря 1915 года произведён в подпоручики, а 9 июля 1916 года в поручики.

С 10 ноября 1916 года — командир роты. В ночь на 20 июля 1916 года попал под газовую атаку немцев. После лечения был признан больным первой категории, но 9 октября возвращается в строй.

10 ноября 1916 года произведён в штабс-капитаны.

После Февральской революции 1917 года назначается начальником почт и телеграфа и комендантом почтамта города Петрограда. Вскоре оставил должность и отправился в Архангельск, где занимал должность адъютанта Архангельской дружины.

После Октябрьской революции перешёл на сторону Советской власти.

С 1917 по 1919 работал секретарем суда, инструктором по кролиководству и куроводству в Смоленской губернии. В 1919 году добровольцем пошёл на фронт, несмотря на то, что был освобожден от службы по состоянию здоровья. Служил полковым адъютантом 1-го образцового полка деревенской бедноты. В апреле 1919 года по болезни сердца демобилизуется и снимается с воинского учёта.

С 1920 по 1922 сменил множество профессий: служил в милиции, был агентом уголовного розыска, делопроизводителем Петроградского военного порта, столяром, сапожником. Посещал литературную студию при издательстве «Всемирная литература», которой руководил Корней Чуковский[2].

В печати дебютировал в 1922. Принадлежал к литературной группе «Серапионовы братья».

В произведениях 1920-х гг. преимущественно в форме рассказа создал комический образ героя-обывателя с убогой моралью и примитивным взглядом на окружающее. В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

С начала Отечественной войны был в эвакуации в Лахтымды (работал в сценарной студии «Мосфильма»). Весной 1943 вернулся в Москву, был членом редколлегии журнала «Крокодил».

В 1944—1946 много работал для театров. Две его комедии были поставлены в Ленинградском драматическом театре, одна из которых — «Парусиновый портфель» — выдержала 200 представлений за год.

Начиная с августа 1943 года, в период расцвета славы Зощенко, в литературном периодическом журнале «Октябрь», была начата публикация первых глав повести «Перед восходом солнца». В ней писатель пытался разобраться в своей меланхолии и неврастении, основываясь на учениях З. Фрейда и И. Павлова[3]. 14 августа 1946 года появилось Постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград», в котором подверглись жесточайшей критике редакции обоих журналов «за предоставление литературной трибуны писателю Зощенко, произведения которого чужды советской литературе». Журналу «Звезда» запрещалось в дальнейшем печатать произведения писателя, а журнал «Ленинград» был вообще закрыт. Вслед за Постановлением на Зощенко и А. Ахматову обрушился секретарь ЦК ВКП(б) А. Жданов. О повести «Перед восходом солнца» в своем докладе он говорил: «В этой повести Зощенко выворачивает наизнанку свою подлую и низкую душонку, делая это с наслаждением, со смакованием….». Этот доклад послужил сигналом к травле и исключению Зощенко из Союза Писателей СССР. В 1946—1953 он главным образом занимался переводческой деятельностью — без права подписи переведённых работ, а также подрабатывал сапожником[4].

«Перед восходом солнца» была впервые полностью опубликована только через тридцать лет, в 1973 году, нью-йоркским «Издательством имени Чехова».

Файл:Ориг марка Зощенко Россия 1994.jpg
В июне 1953 Зощенко был вновь принят в Союз писателей. В последние годы жизни работал в журналах «Крокодил» и «Огонёк». После достижения пенсионного возраста и до самой смерти (с 1954 по 1958 годы) Зощенко было отказано в пенсии. Последние годы Зощенко проживал на даче в Сестрорецке. Похороны Зощенко на Волковом кладбище, среди бывших литераторов, были запрещены[5]. Похоронен на Сестрорецком кладбище под Санкт-Петербургом.
Файл:Зощенко.JPG
Coat of Arms of the Russian Federation Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810299002объект № 7810299002

В его последней квартире организован музей.

По произведениям М. М. Зощенко снято несколько художественных фильмов, в том числе знаменитая комедия Леонида Гайдая «Не может быть!» (1975) по рассказу и пьесам «Преступление и наказание», «Забавное приключение», «Свадебное происшествие».

Из воспоминаний современников Править

В своём дневнике Корней Чуковский, встречавшийся с М. Зощенко в январе 1926 года так отметил особенности характера писателя:

[6]25 января "…Приехал сюда Мейерхольд, повидаться с Ленинградскими писателями, дабы заказать им пьесы. Заказал Федину и Слонимскому, но с Зощенкой у него дело не вышло. Зощенко (которого Мейрхольд как писателя очень любит) отказался придти к Мейерхольду и вообще не пожелал с ним знакомиться, сославшись на болезненное своё состояние.

Это меня так взволновало, что я в тот же день отправился к Зощенко. Действительно, его дела не слишком хороши. Он живёт в «Доме Искусств» однако, замкнуто, насупленно. Жена его живёт отдельно. Он уже несколько дней не был у неё. Готовит он себе сам на керосинке, убирает свою комнату сам и в страшной ипохондрии смотрит на всё существующее. "Ну на что мне моя «слава», — говорил он. — Только мешает! Звонят по телефону, пишут письма! К чему? На письма надо отвечать, а это такая тоска!« Едет на днях в провинцию, в Москву, в Киев, в Одессу (кажется) читать свои рассказы, — с ним вместе либо Лариса Рейснер, либо Сейфуллина, — и это ему кажется страданием. Я предложил ему поселиться вместе зимой в Сестрорецком курорте, он горячо схватился за это предложение….»

[7]Во время строительства музея Суворова в Петербурге мозаичную картину на фасаде здания, изображающую отъезд полководца из села Кончанского выполнял художник М. Зощенко. На картине есть небольшая деталь: маленькая ёлочка в нижнем углу, выложенная пятилетним сыном художника, будущим известным писателем М. М. Зощенко.

Адреса в Ленинграде Править

? — 1934 год — улица Чайковского, д. 75, кв. 5

1935 — 22.07.1958 года — дом Придворного конюшенного ведомства — набережная канала Грибоедова, 9, кв. 119.

Некоторые произведения Править

  • «Голубая книга» (1934—1935) — цикл сатирических новелл о пороках и страстях исторических персонажей и современного мещанина.

Рассказы Править

и т. д.

Рассказы для детей Править

  • «Лёля и Минька» (1939)[8]
    • Ёлка
    • Калоши и мороженое
    • Бабушкин подарок
    • Не надо врать
    • Тридцать лет спустя
    • Находка
    • Великие путешественники
    • Золотые слова
  • Рассказы о Ленине

Повести Править

  • «Мишель Синягин» (1930)
  • «Возвращенная молодость» (1933)
  • «Тарас Шевченко» (1939)
  • Повесть-эссе «Перед восходом солнца» (ч. 1, 1943; ч. 2, под названием «Повесть о разуме», опубликована в 1972).

Интерес к новому языковому сознанию, широкое использование форм сказа, построение образа «автора» (носителя «наивной философии»).

Экранизации Править

Награды Править

Примечания Править

  1. http://www.sovlit.ru/articles/mmz_biography_slovar.html
  2. http://www.sovlit.ru/articles/mmz_biography_slovar.html - Русские писатели XX века. Биографический словарь / Глав. ред. и составитель П. А. Николаев. Редколл.: А. Г. Бочаров, Л. И. Лазарев, А. Н. Михайлов и др. — М.: Большая Российская энциклопедия: Рандеву-АМ, 2000. С.292-295.
  3. Россия Вне России. Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл
  4. По материалам телефильма «Зощенко и Олеша: двойной портрет в интерьере эпохи»
  5. По материалам телефильма
  6. Чуковский К. Дневник 1901-19029. М., 1991., с. 363
  7. Кирцидели ю. И., Левина Н. Р. Мой город Санкт-Петербург. СПб., 1996, с. 200
  8. Леля и Минька

Ссылки Править

de:Michail Michailowitsch Soschtschenko en:Mikhail Zoshchenko fr:Mikhaïl Zochtchenko fy:Michail Zosjtjenko it:Michail Michajlovič Zoščenko ja:ミハイル・ゾーシチェンコ mr:मिखाइल झोश्चेन्को nl:Michail Zosjtsjenko nn:Mikhail Zosjtsjenko no:Mikhail Zosjtsjenko pl:Michaił Zoszczenko ro:Mihail Zoşcenko tr:Mihail Zoşçenko uk:Зощенко Михайло Михайлович zh:淑雪兼珂

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики