ФЭНДОМ

Юлия Жемайте
Julija Žemaitė
220px
Жемайте на банкноте 1 лит
Имя при рождении:

Юлия Бенюшявичюте

Псевдонимы:

Жемайте

Дата рождения:

12 июня) 1845

Место рождения:

поместье Буканте в Жемайтии

Дата смерти:

7 декабря 1921

Место смерти:

Мариямполе

Род деятельности:

прозаик, драматург

Направление:

реализм

Ю́лия Жема́йте, Ю́лия Жяма́йте (псевдоним; настоящая фамилия по мужу Жимантене, урождённая Бенюшявичюте; лит. Žemaitė, Julija Beniuševičiūtė-Žymantienė; 31 мая (12 июня) 1845, поместье Буканте в Жемайтии, ныне Плунгеский район — 7 декабря 1921, Мариямполе) — литовская писательница, прозаик и драматург.

Биография Править

Файл:Zemaite monument.jpg
Файл:Julija Zemaite3.JPG

Из безземельных дворян. С 1864 года служила у помещиков няней и горничной. В 1865 года вышла замуж за Лауринаса Жимантаса, бывшего крепостного (в замужестве фамилия Жимантене). Около тридцати лет вместе с мужем занималась сельским хозяйством. Под влиянием Повиласа Вишинскиса написала первый рассказ «Сватовство», который был напечатан в литовском календаре „Tikrasis Lietuvos ūkininkų kalendorius“ на 1895 год. Издатели изменили название рассказа на «Осенний вечер» и дали автору псевдоним Žemaitė («Жемайтийка»).

До 1900 года жила в Усненай. После смерти мужа была экономкой в имениях литератора Владаса Путвинскиса, с 1906 года — в небольшом хозяйстве родителей писательницы Габриэле Пяткявичайте-Бите.

В 1912 году переехала в Вильну. С 1914 года жила в доме общественного деятеля, депутата от Сувалкской губернии II и III ДумА. А. Булат, участвовала в деятельности руководимого им комитета помощи беженцам. В августе 1915 года вместе с семьёй Булата выехала в Петроград, в начале 1916 года в США для сбора средств в помощь пострадавшим от войны. С возвращением Булатов в Россию в 1917 году оставалась жить у сына в Чикаго. В 1921 году вернулась в Литву и обосновалась в Мариямполе у Булатов.

Творчество Править

Начиная с первых рассказов изображала крестьянскую жизнь, прежде всего семейные отношения. Отразила в прозе практически все стороны и злободневные события тогдашней литовской жизни, различные типы ксендзов (отмечала несоответствие между проповедью и материальными интересами), помещиков (осуждала за плохое обращение с работниками и неумение хозяйствовать), крестьян (резко критиковала за распущенность, пьянство, зависть, мстительность, предрассудки). Положительными героями выступают распространители нелегальной литовской печати, просветители, страдальцы за идею.

Написала семь комедий и два монолога, автор очерков, фельетонов, публицистических статей.

Рассказы переводились на азербайджанский, болгарский, латышский, польский, румынский, русский, украинский, чешский, финский языки.

На родине писательницы с 1965 года действует мемориальный музей. В Вильнюсе в 1971 году был установлен памятник скульптора Пятраса Аляксандравичюса (19061997) в сквере на проспекте Гядиминаса.

Жемайте — единственная женщина, которая была изображена на литовских банкнотах, но самого низкого достоинства (1 лит) и изъятых из обращения в 1998, когда банкноты 1, 2 и 5 литов были заменены монетами.

Ссылки Править

de:Žemaitė en:Žemaitė es:Žemaitė fr:Žemaitė it:Žemaitė ko:율리야 제마이테 lt:Žemaitė uk:Жемайте Юлія

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики