ФЭНДОМ

Шаблон:Правитель Елизаве́та Петро́вна (29 декабря 17095 января 1762) — российская императрица (17411762), рождённая до брака дочь Петра I и Марты Скавронской (будущей Екатерины I). Это было одним из обстоятельств, объясняющим тот факт, что при официальном рассмотрении вопроса о престолонаследии в 17251730 Елизавета никогда не рассматривалась как одна из претенденток на престол. Пользуясь падением авторитета и влияния власти в период правления Анны Леопольдовны, Елизавета Петровна при поддержке гвардии осуществила государственный переворот 25 ноября (6 декабря) 1741, в ходе которого свергла Ивана VI и правительницу-регентшу Анну Леопольдовну. См. подробнее - Эпоха дворцовых переворотов.

Основными принципами внутренней и внешней политики Елизавета провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Упразднила возникшие после смерти отца государственные институты (Кабинет министров и др.), восстановила роль Сената, коллегий, Главного магистрата. Отменила смертную казнь (1756). Ликвидировала внутригосударственные таможни. В 1754 создала Уложенную комиссию для выработки нового свода законов. Комиссия разработала проекты реформ, направленных на секуляризацию церковных земель, законодательное оформление дворянских привилегий и т. п. В целом внутренняя политика Елизаветы Петровны отличалась стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти. По целому ряду признаков можно сказать, что курс Елизаветы Петровны был первым шагом к политике просвещенного абсолютизма, осуществлявшейся затем при Екатерине II.

Активной была и внешняя политика Елизаветы. В ходе русско-шведской войны 1741—1743 Россия получила значительную часть Финляндии. Пытаясь противостоять возросшей мощи Пруссии, Елизавета отказалась от традиционных отношений с Францией и заключила антипрусский союз с Австрией. Россия при Елизавете успешно участвовала в Семилетней войне. После взятия Кенигсберга Елизавета издала указ о присоединении Восточной Пруссии к России на правах её провинции. Кульминацией военной славы России при Елизавете стало взятие Берлина в 1760.

Императрица придавала большое значение развитию русской культуры, образования, науки. В 1755 по её повелению был открыт первый в стране Московский университет. Была основана Академия художеств, созданы выдающиеся памятники культуры (царскосельский Екатерининский дворец и др.). Оказывала поддержку М. В. Ломоносову и другим представителям русской науки и культуры. В последний период царствования меньше занималась вопросами государственного управления, передоверив его П. И. и И. И. Шуваловым, М. И. и Р. И. Воронцовым и др. В 1744 заключила тайный морганатический брак с А.Г.Разумовским, от которого, по свидетельствам современников, родила нескольких детей (после смерти Елизаветы Петровны появилось немало самозванцев, именовавших себя её детьми от этого брака. В их числе наиболее известной фигурой стала так называемая княжна Тараканова). Шаблон:Романовы

Период царствования Елизаветы - период роскоши и излишеств. При дворе постоянно проводились балы-маскарады, основательно опустошавшие казну, причём зачастую дамы наряжались в мужские костюмы, а мужчины влезали в дамские наряды. Сама Елизавета Петровна задавала тон и была законодательницей мод. Гардероб императрицы насчитывает до 12 тысяч платьев.

Официальным наследником престола Елизавета вскоре после вступления на престол назначила своего племянника (сына сестры Анны) — герцога Голштинского Петера Ульриха (Петра Фёдоровича). Умерла Елизавета Петровна 25 декабря 1761 (5 января 1762 по новому стилю).