ФЭНДОМ

3 сентября 1941 года </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Уфа, СССР </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 24 августа 1990 года </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Нью-Йорк, США </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> писатель </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">http://www.sergeidovlatov.com</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table> Серге́й Дона́тович Довла́тов (по паспорту — Довла́тов-Ме́чик; 3 сентября 1941, Уфа24 августа 1990, Нью-Йорк) — русский писатель и журналист.

Биография Править

Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, в семье театрального режиссёра, еврея по происхождению[1] Доната Исааковича Мечика (19091995) и литературного корректора, армянки по национальности[1] Норы Сергеевны Довлатовой (19081999).

С 1944 года жил в Ленинграде. В 1959 году поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского университета имени Жданова и учился там два с половиной года[2]. Общался с ленинградскими поэтами Евгением Рейном[3], Анатолием Найманом, Иосифом Бродским и писателем Сергеем Вольфом («Невидимая книга»), художником Александром Неждановым. Из университета был исключён за неуспеваемость.

Затем три года армейской службы во внутренних войсках, охрана исправительных колоний в Республике Коми (посёлок Чиньяворык). По воспоминаниям Бродского[4], Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».

Довлатов поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке морского технического университета «За кадры верфям», писал рассказы.

Был приглашён в группу «Горожане», основанную Марамзиным, Ефимовым, Вахтиным и Губиным[5]. Работал литературным секретарём Веры Пановой[6].

В 1972-1975 годах жил в Эстонии, где работал штатным и внештатным сотрудником в газетах «Советская Эстония» и «Вечерний Таллин»[7]. В своих рассказах, вошедших в книгу «Компромисс», Довлатов описывает истории из своей журналистской практики в качестве корреспондента «Советской Эстонии», а также рассказывает о работе редакции и жизни своих коллег-журналистов. Набор его первой книги в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР[8].

Работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом (Михайловское).

В 1975 году вернулся в Ленинград. Работал в журнале «Костёр»[9]. Писал прозу. Журналы отвергали его произведения. Рассказ на производственную тему «Интервью» был опубликован в 1974 году в журнале «Юность»[10].

Довлатов публиковался в самиздате, а также в эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы»[11].

В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал, поселился в Нью-Йорке, где стал главным редактором эмигрантской газеты «Новый американец». Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах «Партизан Ревью» и «The New Yorker».

За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».

Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на армянской части еврейского кладбища «Маунт Хеброн» (Mount Hebron) в нью-йоркском районе Квинс.

Произведения Править

Прижизненные издания Править

Ни одного текста, опубликованного в СССР до 1978 года, Довлатов перепечатывать ни при каких обстоятельствах не позволял[12]. Список книг, вышедших при его прямом или косвенном участии:

Некоторые посмертные издания Править

  • Заповедник. — Л.: Васильевский остров, 1990.
  • Зона; Компромисс; Заповедник. — М.: ПИК, 1991.
  • Сергей Довлатов Собрание прозы в трёх томах, 3 тома. — Лимбус-пресс, СПб, 1995. — ISBN 5-83370-0320-7.
  • Сергей Довлатов Малоизвестный Довлатов. Сборник. — АОЗТ «Журнал „Звезда“», СПб, 1999..
  • Сергей Довлатов Собрание сочинений, 4 тома. — Азбука-Классика, СПб, 2003-2004. — ISBN 5-352-00079-6.

Переписка Довлатова и Ефимова Править

В 2001 году издательство «Захаров» выпустило книгу «Сергей Довлатов — Игорь Ефимов. Эпистолярный роман» (информация об издании) . Книга охватывает переписку между Довлатовым и Ефимовым с 1979 по 1989 год. Несколько издательств, к которым Ефимов обращался с предложением выпустить книгу, отказались это делать из-за соображений авторского права. Довлатов при жизни выступал против публикации своих писем (о чём упоминается и в одном из писем Ефимову). Семья Довлатова, в первую очередь вдова писателя Елена Довлатова, являющаяся владельцем авторских прав на всё написанное Довлатовым, в соответствии с его завещанием тоже возражала против публикации писем. [13]. Издательство Захарова всё же решило публиковать переписку, аргументируя это тем, что ответственность издательства перед читателями больше, чем его ответственность перед семьёй Довлатова. Однако Елене Довлатовой вместе с дочерью Катериной удалось в российском суде доказать свои права на переписку и добиться запрета на публикацию книги — но лишь спустя год после того, как весь тираж (15 тысяч экземпляров) был распродан. Суд отказал Елене Довлатовой в её требовании уничтожить все выпущенные экземпляры книги.

Память о Довлатове Править

  • 3 сентября 2007 года в 15:00 в Санкт-Петербурге, на улице Рубинштейна, дом 23, состоялась торжественная церемония открытия мемориальной доски писателю. Автором мемориальной доски является Алексей Архипов, член Союза художников России. В торжественной церемонии открытия мемориальной доски приняли участие деятели культуры, искусства, члены городского правительства. Для участия в церемонии в северную столицу приехали вдова писателя Елена Довлатова и его дочь Катерина, руководитель Международного Фонда Сергея Довлатова[14].

Культурное влияние Править

  • Михаил Веллер назвал одну из своих автобиографических повестей «Ножик Сережи Довлатова».

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 Родня и факты биографии
  2. Сергей Донатович Довлатов. www.ozon.ru. Проверено 19 августа 2008.
  3. Евгений Рейн Мне скучно без Бродского и Довлатова. «Дело» (19 января 2004). Проверено 19 августа 2008.
  4. Иосиф Бродский О Сереже Довлатове. официальный сайт Г.А. Явлинского (03 сентября 2003). Проверено 19 августа 2008.
  5. Игорь Ефимов Расширяя границы возможного. журнал «Новый Берег», №10, 2005. Проверено 19 августа 2008.
  6. Сергей Довлатов Соло на ундервуде.
  7. Татьяна Скрябина Довлатов, Сергей Донатович. энциклопедия «Кругосвет». Проверено 19 августа 2008.
  8. Евгений Рейн Несколько слов вдогонку. — Журнал «Звезда». — СПб.: 1994, №3.
  9. Довлатов Сергей Донатович. www.sem40.ru. Проверено 19 августа 2008.
  10. Тамара Зибунова Пылесос работает до сих пор. «Новая газета» (22 августа 2002). Проверено 19 августа 2008.
  11. Сергей Довлатов «Дар органического беззлобия», интервью Виктору Ерофееву. Проверено 19 августа 2008.
  12. Здесь и далее информация из Библиографической справки в третьем томе издания «Сергей Довлатов. Собрание прозы в 3-х томах». — СПб.: «Лимбус Пресс», 1995
  13. http://2004.novayagazeta.ru/nomer/2004/55n/n55n-s28.shtml
  14. «Дом Довлатова украсят доской» «Деловой Петербург» ISSN 1606-1829 (Online) со ссылкой на пресс-службу правительства Петербурга, 28 августа 2007 года

Литература Править

  • Сальмон Л., Механизмы юмора. О творчестве Сергея Довлатова, Москва: Прогресс-Традиция, 2008, 255 с. - ISBN 5-89826-294-6
  • Ковалова А., Лурье Л. Довлатов. СПб.: Амфора, 2009. — 441 с. (Серия «Главные герои») — ISBN 978-5-367-00943-9

Ссылки Править

Сайты, посвящённые Довлатову
Радиопередачи, посвящённые Довлатову
Произведения

en:Sergei Dovlatov es:Sergéi Dovlátov et:Sergei Dovlatov fr:Sergueï Dovlatov ga:Sergey Dovlatov he:סרגיי דובלטוב it:Sergej Donatovič Dovlatov ja:セルゲイ・ドヴラートフ lt:Sergejus Dovlatovas nl:Sergej Dovlatov pl:Siergiej Dowłatow tr:Sergey Dovlatov

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики
Сергей Довлатов
250px </span>