ФЭНДОМ

2 февраля 1882(1882-02-02) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Ратгар, Дублин, Ирландия </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 13 января 1941(1941-01-13) (58 лет) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Цюрих, Швейцария </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> писатель, журналист, учитель </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table>

Джеймс Августин Алоизиус Джойс (англ. James Augustine Aloysius Joyce, ирл. Séamas Seoige; 2 февраля 1882 — 13 января 1941) — ирландский писатель и поэт, представитель модернизма.

Биография Править

Джеймс Джойс родился в Ратгаре, застроенном георгианскими домами районе на южной стороне Дублина, в большой семье Джона Станисласа Джойса и Мэри Джейн Марри. Неудачное ведение дел почти разорило его отца, который вынужден был несколько раз менять профессию и подвизался в качестве винокура, и даже налогового инспектора. Семья несколько раз переезжала из одного района Дублина в другой. Джеймсу удалось получить неплохое образование, однако нищета и неустроенность его жизни в юности навсегда остались в его памяти, что отчасти нашло отражение в его произведениях. Сам Джойс часто проводил биографические аналогии с главным героем некоторых его работ и одним из главных персонажей его романов «Портрет художника в юности» и «Улисс» Стивеном Дедалом.

В возрасте 6 лет Джойс поступил в иезуитский колледж Клонгоуз Вудс в Клэйне, а затем, в 1893 г. — в дублинский колледж Бельведер, который закончил в 1897 г. Через год Джеймс поступил на учёбу в дублинский университет (так называемый Университетский колледж), который закончил в 1902 г.

В 1900 г. в дублинской газете «Двухнедельное обозрение» вышла первая публикация Джеймса Джойса — эссе о пьесе Ибсена «Когда мы, мёртвые, пробуждаемся». В то же время Джойс начал писать лирические стихотворения. С 1916 года издавался в литературном американском журнале «Литтл Ревю», основанном Джейн Хип и Маргарет Андерсон.

В возрасте 22 лет Джойс уехал в Париж. Это был его первый отъезд на континент, где, ввиду финансовых проблем, он, как когда-то его отец, часто менял профессии. Он работал журналистом, учителем и т. д. Через год после того, как он приехал во Францию, Джойс получил телеграмму о том, что его мать находится в тяжелом состоянии, и вернулся в Ирландию. После смерти матери в 1904 году Джойс опять покинул родину, на этот раз вместе с горничной Норой Барнакл, на которой впоследствии (через 27 лет) женился.

Незадолго до начала Первой мировой войны Джойс с супругой перебрались в Цюрих, где он начал работать над романом «Портрет художника в юности», а позже и над первыми главами «Улисса». Перемещаясь по Европе, Джойс писал стихи, некоторые из которых публиковались в антологиях имажизма. Он также продолжал работать над «Улиссом», романом, который впервые увидел свет не на родине писателя (где был опубликован только в 1933 году), а во Франции. Это наиболее известное произведение Джойса, где автор на 600 страницах повествует об одном дне (16 июня 1904 г.) дублинского еврея Леопольда Блума. Несмотря на то, что «Улисс» создавался за границей, по этой книге, как утверждал сам Джойс, можно было бы восстановить Дублин в случае его разрушения. День 16 июня отмечается почитателями Джойса во всем мире как Блумсдэй (Bloomsday).

В Париже Джеймс Джойс начал работу над своим последним масштабным произведением — романом «Поминки по Финнегану», опубликованном в 1939 году. Этот сложный экспериментальный роман, однако, не был достаточно хорошо принят публикой, и до сих пор остается книгой «для специалистов», в отличие от более ранней книги новелл Джойса «Дублинцы», считающейся теперь образцовой книгой этого жанра. Популярен ныне также его ранний роман «Портрет художника в юности».

После поражения Франции и оккупации части её территории немецкими войсками в начале Второй мировой войны Джойс вернулся в Цюрих. Он сильно страдал от последствий глаукомы. Здоровье его продолжало ухудшаться, и 13 января 1941 года он умер.

Наследие Править

Джойс в значительной степени повлиял на мировую культуру. Он и в наше время остается одним из самых широко читаемых англоязычных прозаиков. 17 марта 2008 года в Москве в саду Государственной библиотеки иностранной литературы был открыт памятник Джеймсу Джойсу. Проект памятника принадлежит скульптору Михаилу Яковлеву.[1]

Интересные факты Править

В 1932 г. московский «Международный Союз Революционных Писателей» направил Джойсу анкету с вопросом: «Какое влияние на Вас как на писателя оказала Октябрьская Революция, и каково ее значение для Вашей литературной работы?». Письмо было подписано секретаршей Союза Романовой. Джойс ответил через своего секретаря, бывшего белогвардейца Пола (Павла Леопольдовича) Леона, следующим письмом:

Джеймс Джойс
James Augustine Aloysius Joyce
220 px </span>
« «Милостивые государи,

мистер Джойс просит меня поблагодарить вас за оказанную ему честь, вследствие которой он узнал с интересом, что в России в октябре 1917 г. случилась революция. По ближайшем рассмотрении, однако, он выяснил, что Октябрьская Революция случилась в ноябре указанного года. Из сведений, покуда им собранных, ему трудно оценить важность события, и он хотел бы только отметить, что, если судить по подписи вашего секретаря, изменения, видимо, не столь велики.[2][3]

»

Основные произведения Править

См. также Править

Примечания Править

  1. http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10249075@SV_Articles
  2. С.С. Хоружий - "Улисс" в русском зеркале// Джеймс Джойс Собрание сочинений: В 3 томах. Т. 3. Улисс: роман (часть III); перевод с англ. В. Хинкиса и С.Хоружего. - М.: ЗнаК, 1994. - С.363-605.
  3. Светлана Чекалова. Кое-что о J.J.// «Знамя», №10, 1999

Ссылки Править

<span id="interwiki-en-fa" /> <span id="interwiki-es-fa" /> <span id="interwiki-he-fa" /> <span id="interwiki-lv-fa" /> <span id="interwiki-fi-ga" />af:James Joyce an:James Joyce ar:جيمز جويس arz:چيمس چويس ast:James Joyce bat-smg:James Joyce be:Джэймс Джойс be-x-old:Джэймс Джойс bg:Джеймс Джойс bn:জেমস জয়েস br:James Joyce bs:James Joyce ca:James Joyce cs:James Joyce cy:James Joyce da:James Joyce de:James Joyce el:Τζαίημς Τζόυς en:James Joyce eo:James Joyce es:James Joyce et:James Joyce eu:James Joyce ext:James Joyce fa:جیمز جویس fi:James Joyce fr:James Joyce ga:James Joyce gan:詹姆斯·喬伊斯 gl:James Joyce gv:James Joyce he:ג'יימס ג'ויס hif:James Joyce hr:James Joyce hu:James Joyce hy:Ջեյմս Ջոյս ia:James Joyce id:James Joyce ilo:James Joyce io:James Joyce is:James Joyce it:James Joyce ja:ジェイムズ・ジョイス ka:ჯეიმზ ჯოისი kk:Джойс, Джеймс ko:제임스 조이스 la:Iacobus Joyce lb:James Joyce lt:James Joyce lv:Džeimss Džoiss mk:Џејмс Џојс ml:ജെയിംസ് ജോയ്സ് mn:Жеймс Жойс mr:जेम्स जॉइस mwl:James Joyce nl:James Joyce nn:James Joyce no:James Joyce oc:James Joyce pag:James Joyce pl:James Joyce pt:James Joyce qu:James Joyce ro:James Joyce sah:Дьэймс Дьойс scn:James Joyce sh:James Joyce simple:James Joyce sk:James Joyce sl:James Joyce sq:James Joyce sr:Џејмс Џојс sv:James Joyce sw:James Joyce szl:James Joyce ta:ஜேம்ஸ் ஜோய்ஸ் th:เจมส์ จอยซ์ tl:James Joyce tr:James Joyce uk:Джеймс Джойс ur:جیمز جوائس uz:James Joyce vi:James Joyce vo:James Joyce war:James Joyce yo:James Joyce zh:詹姆斯·乔伊斯 zh-min-nan:James Joyce zh-yue:James Joyce

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики