ФЭНДОМ

2 декабря 1898(18981202) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> село Парафиевка
Черниговской губернии,
Российская империя </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 1942 </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> при эвакуации из Ленинграда </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> писательница, художница </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table>

Еле́на Я́ковлевна Данько́ (18981942) — писательница и художница. Автор сказочной повести «Побеждённый Карабас» — продолжение сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Биография Править

Елена Яковлевна Данько родилась 2 декабря 1898 года в селе Парафиевка Черниговской губернии в семье железнодорожных служащих — Якова Афанасьевича и Ольги Иосифовны Данько.

Художественное образование получила в школе живописи А. А. Мурашко в Киеве и в студиях И. И. Машкова и Ф. И. Рерберга в Москве. В 1924—1925 годах училась в Академии художеств в Петрограде.

С 1916 по 1924 год работала на Петроградском (Ленинградском) фарфоровом заводе художницей по росписи фарфора, а с 1924 года кукловодом и сценаристом кукольного театра. С 1923 года состояла членом литературной коллегии «Театра юных зрителей».

С 1922 года изучала историю керамики. В 1923 году журнал «Художественный труд» напечатал её статью о советском художественном фарфоре. Позднее она написала ряд книг по истории фарфора: «Ваза Богдыхана» (М.-Л.: Радуга, 1925), «Фарфоровая чашечка» (Л., Гос. изд., 1925), «Китайский секрет» (М.-Л.: Гос. изд., 1929, иллюстрации Н. Ф. Лапшина).[1]

Елена Данько была также историографом Ленинградского фарфорового завода. Ею написана вводная статья к каталогу «Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова» (Л.: Гос. контора справочников и каталогов, 1938).

В 1931 году написала повесть «Деревянные актёры» — о куклах марионетках и бродячих кукольниках Италии, Германии, Франции во второй половине XVIII-го века.

В 1941 году вышло самое известное произведение Данько — сказочная повесть «Побеждённый Карабас», являющуюся продолжением сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Алексея Толстого. В ней герои попадают в довоенный Ленинград. Книга с тех пор неоднократно переиздавалась с иллюстрациями В.М. Конашевича и Л.В. Владимирского.

Умерла от последствий истощения при эвакуации из блокадного Ленинграда в 1942 году по пути из Ярославля в Ирбит.

Произведения Править

Файл:Karabas.jpg
  • Инсценировки для кукольного театра:
    • Красная шапочка
    • Пряничный домик
    • Дон-Кихот
    • Гулливер в стране лилипутов (1928)
  • Статьи, повести и сказки:
    • Ваза Богдыхана (1925)
    • Фарфоровая чашечка (1925)
    • Китайский секрет (1929)
    • Деревянные актёры (1931)
    • Побеждённый Карабас (1941)

Примечания Править

Ссылки Править

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики
Елена Яковлевна Данько
220px </span>