Фэндом

Гюнтер Грасс
Günter Grass
220px
Гюнтер Грасс, 2004 год
Дата рождения:

16 октября 1927

Место рождения:

Вольный город Данциг

Род деятельности:

прозаик, поэт, эссеист

Дебют:

«Жестяной барабан», (1959)

Премии:

Нобелевская премия по литературе (1999)
Шаблон:Премия Фельтринелли

Произведения на сайте Lib.ru

Гюнтер Грасс (нем. Günter Grass или Graß; р. 16 октября 1927, Данциг) — немецкий писатель, скульптор, художник, график, лауреат Нобелевской премии по литературе 1999 года.

Биография Править

Гюнтер Грасс родился 16 октября 1927 года в Данциге (ныне Гданьск). Его родители были торговцами.

Во время Второй мировой войны в 15 лет вместе со своими одноклассниками был призван в обслугу зенитной батареи, затем отбыл трудовую повинность и в ноябре 1944 г. был зачислен в 10-ю танковую дивизию Ваффен-СС, в составе которой участвовал в сражении с советскими войсками в апреле 1945 г. и был ранен. После войны пробыл в американском плену до 1946 года.

С 1947 по 48 год обучался профессии каменотёса в Дюссельдорфе. После этого Грасс учился скульптуре и живописи в Академии искусств в Дюссельдорфе. С 1953 по 56 год продолжил изучение живописи в Высшей школе изобразительных искусств в Берлине под руководством скульптора Карла Хартунга.

С 1956 по 59 годы жил в Париже. В 1960 году вернулся в Берлин, где жил до 1972 года. С 1972 по 1987 Грасс жил в Вестфалии и Шлезвиг-Гольштейне.

В 1954 году Грасс женился на Анне Шварц, с которой развёлся в 1978 году. В 1979 году Грасс женился второй раз на Уте Грунерт.

В 1956—57 годах Гюнтер Грасс начал выставлять свои скульптурные и графические работы и одновременно начал заниматься литературой. В то время Грасс писал рассказы, стихи и пьесы, которые сам он относил к театру абсурда.

Образным языком был написан и роман «Жестяной барабан» (нем. Die Blechtrommel). За этот роман он получил премию «Группы 47», к которой он сам принадлежал с 1957 года. В 1960 году жюри литературной премии города Бремена хотело присудить свою премию роману «Жестяной барабан», но сенат Бремена воспротивился этому. В 1979 году роман был экранизирован режиссёром Фолькером Шлёндорфом. Фильм «Жестяной барабан» получил главный приз Каннского кинофестиваля«Золотую пальмовую ветвь» — в 1979 году, а также «Оскара» как лучший иностранный фильм.

Файл:Rozewicz Grass.JPG

Роман «Жестяной барабан» был опубликован в 1959 году. В этом романе реальные исторические события конфронтируют с сюрреалистически-гротескным образным языком Грасса. Стиль, в котором написан роман «Жестяной барабан», стал стилем Гюнтера Грасса.

С первым же романом («Жестяной барабан») Гюнтер Грасс получил мировую известность. Впервые после второй мировой войны немецкий писатель получил международное признание.

Его второй роман «Кошка и мышь», действие которого происходит во время второй мировой войны в Данциге, и в котором рассказывается история юного Иохима Малке (Joachim Mahlke), вызвал скандал. Гессенский министр работы и здравоохранения, из-за описанной в романе сцены онанизма, сделал запрос в федеральные органы надзора о проверке романа, как имеющего аморальное содержание. Но после последовавших протестов общественности и других писателей запрос был отозван.

На выборах Грасс поддерживал Социал-демократическую партию Германии и стал её членом в 1982 году. В 1990 году высказался против воссоединения Германии (ФРГ и ГДР). Грасс считал, что объединённая Германия может возродиться как воинственное государство.

В 1985 году вместе с джазовым музыкантом Гюнтером Зоммером (Günter Sommer) выпускает много необычных записей, на которых читает свои произведения под музыку Зоммера.

В 1999 году в возрасте 72 лет Гюнтер Грасс был удостоен Нобелевской премии в области литературы.

В 2005 году основал литературный кружок — «Любекские литературные встречи».

В настоящее время Гюнтер Грасс живёт в окрестностях Любека. Собственно в Любеке находится его дом, где хранится основная часть его рукописей и художественных работ.

В августе 2006 г. в Германии вокруг имени Гюнтера Грасса и его моральной роли в послевоенной Германии разгорелся скандал. Писатель признался в том, что в молодости состоял в рядах Ваффен-СС. В то время по словам Грасса он воспринимал эту организацию как космополитическое элитное соединение, а в двойных рунах в петлицах униформы Ваффен-СС не видел ничего предосудительного. Грасс заявил, что во время службы в Ваффен-СС он не совершал военных преступлений и не сделал ни единого выстрела.

Цитата Грасса из его Нобелевской речи Править

В ужасе мы наблюдаем, что капитализм, с тех пор как его брат социализм объявлен мёртвым, страдает манией величия…
Подобно тому как Нобелевская премия, если отвлечься от всякой ее торжественности, покоится на открытии динамита, который, как и другие порождения человеческого мозга — будь то расщепление атома или также удостоенная премии расшифровка генов, — принес миру радости и горести, так и литература несет в себе взрывчатую силу, даже если вызванные ею взрывы становятся событием не сразу, а, так сказать, под лупой времени и изменяют мир, воспринимаясь и как благодеяние, и как повод для причитаний, — и все во имя рода человеческого.

Библиография Править

Данцигская трилогия Править

  • Жестяной барабан / Die Blechtrommel (1959, рус. перевод 1995)
  • Кошка и мышь / Katz und Maus (1961, рус. перевод 1968)
  • Собачьи годы / Hundejahre (1963, рус. перевод 1996)

Романы и повести Править

  • Под местным наркозом / Örtlich betäubt (1969)
  • Из дневника улитки / Aus dem Tagebuch einer Schnecke (1972, рус. перевод 1993)
  • Камбала / Der Butt (1977)
  • Вымыслы / Kopfgeburten (1982)
  • Встреча в Тельгте / Das Treffen in Telgte (1979, рус. перевод 1983)
  • Крысиха / Die Rättin (1986)
  • Моё столетие / Mein Jahrhundert (1999, рус. перевод 2000)
  • Траектория краба / Im Krebsgang (2002, рус. перевод 2002)
  • Луковица памяти / Beim Häuten der Zwiebel (2006, рус. перевод 2008)
  • Ящик / Die Box (2008, рус. перевод под названием "Фотокамера. Истории из темной комнаты" 2009)

Ссылки Править

Шаблон:Нобелевская премия по литературе 1976—2000af:Günter Grass an:Günter Grass ar:غونتر غراس az:Qünter Qrass bg:Гюнтер Грас br:Günter Grass bs:Günter Grass ca:Günter Grass cs:Günter Grass csb:Günter Grass cy:Günter Grass da:Günter Grass de:Günter Grass el:Γκίντερ Γκρας en:Günter Grass eo:Günter Grass es:Günter Grass et:Günter Grass eu:Gunter Grass fa:گونتر گراس fi:Günter Grass fr:Günter Grass fy:Günter Grass ga:Günter Grass gd:Günter Grass gl:Günter Grass he:גינטר גראס hi:गुण्टर ग्रास hr:Günter Grass hu:Günter Grass id:Günter Grass ilo:Günter Grass io:Günter Grass is:Günter Grass it:Günter Grass ja:ギュンター・グラス ka:გიუნტერ გრასი ko:귄터 그라스 ku:Günter Grass la:Gunterius Grass lb:Günter Grass lt:Günter Grass lv:Ginters Grass nl:Günter Grass nn:Günter Grass no:Günter Grass oc:Günter Grass pl:Günter Grass pnb:گنٹر گراس pt:Günter Grass qu:Günter Grass ro:Günter Grass sa:गुंटर ग्रास sh:Günter Grass simple:Günter Grass sk:Günter Grass sr:Гинтер Грас sv:Günter Grass sw:Günter Grass tg:Гюнтер Грас th:กึนเทอร์ กราส tr:Günter Grass uk:Гюнтер Грасс vi:Günter Grass yo:Günter Grass

zh:君特·格拉斯