Фэндом

Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий </td></tr><tr><th style="">Дата рождения:</th><td class="" style=""> 26 августа 1880(1880-08-26) </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 9 ноября 1918(1918-11-09) (38 лет) </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> французский поэт польского происхождения </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table> Гийо́м Аполлине́р (фр. Guillaume Apollinaire; настоящее имя — польск. Wilhelm Albert Vladimir Apollinaris de Wąż-Kostrowitcki — Вильгельм Альберт Владимир Александр Аполлинарий Вонж-Костровицкий; 26 августа 1880, Рим — 9 ноября 1918, Париж) — французский поэт, один из наиболее влиятельных деятелей европейского авангарда начала XX века.

Биография и творчество Править

Файл:Apollinaire by Vlaminck 1903.jpg

Мать Аполлинера — польская аристократка Анжелика Костровицкая герба Вонж, родившаяся в Великом княжестве Финляндском, в Гельсингфорсе. Родовое гнездо Костровицких, как и Мицкевича, находилось в Новогрудке (ныне Белоруссия). Вильгельм и его брат Альберт родились у Анжелики в Риме, причём обоих она официально признала своими детьми не сразу. Кто был их отцом (отцами), неизвестно. Возможно, отцом будущего поэта был Франческо Флюджи д’Аспермонт, итало-швейцарский аристократ.

Детство Аполлинер провел в Италии, учился в коллежах Монако, Канна и Ниццы, в 1899 семья поселилась в Париже.

В качестве литературного псевдонима Костровицкий выбрал французские варианты двух своих имён — Вильгельм (Guillaume) и Аполлинарий (Apollinaire; это имя носил также его дед). В 1910-е активный публицист: хроникер в «Меркюр де Франс» (Mercure de France), критик в «Пари-журналь» (Paris-journal); в 19121913 с Андре Билли редактировал журнал «Суаре де Пари» (Soirées de Paris), писал о современной живописи: «Художники-кубисты» (Les peintres cubistes, 1913). Поддерживал дружеские отношения с художниками Пабло Пикассо, Андре Дереном, Франсисом Пикабия, Морисом де Вламинком и Анри Руссо. В 1907 познакомился с художницей Мари Лорансен; до 1912 состоял с ней в любовной связи.

Весной 1917 года по личной просьбе Дягилева и Кокто Аполиинер выступил с манифестом искусства будущего, под названием «Новый дух». Сопровождая скандально прогремевший в мае 1917 года балет Эрика Сати «Парад», созданный «Русским балетом» в сотрудничестве с Пикассо, апполинеровский «Новый дух» на добрые два десятка лет определил развитие молодой музыки Франции.

Проза и антологии Править

Художественная проза Аполлинера носила оттенок либертинажа: роман «Одиннадцать тысяч розог» (Onze mille verges, 1907), повести «Рим под властью Борджиа» (La Rome des Borgia, 1913), «Конец Вавилона» (La fin de Babylone, 1914), «Три Дон Жуана» (Les trois Don Juan, 1914). В том же эстетическом ключе выдержана издательская серия «Мэтры любви» (Les maitres de l’amour, 19091914), куда Аполлинер включил подробно откомментированные тексты маркиза де Сада, Пьетро Аретино и др.; в 1913 он составил каталог «Ад Национальной Библиотеки» (L’Enfer de la Bibliothèque nationale).

Файл:Calligramme.jpg

Поэзия Править

Одним из первых поэтических сборников Аполлинера стал цикл коротких стихотворных фрагментов «Бестиарий, или кортеж Орфея» (Le Bestiaire ou le cortège d’Orphée, 1911), где старинная поэтическая форма катрена и приемы эмблематического письма сочетались с исповедальной меланхолической интонацией. В 1913 Аполлинер объединил свои лучшие стихи в первый крупный сборник «Алкоголи» (Alcools). Современники чутко отреагировали на новаторский характер сборника (отсутствие пунктуации, перепады тона, барочные образы). В 1916 вышел сборник новелл «Убиенный поэт» (Le poéte assassiné), открывающийся мистифицированной и трагичной автобиографией; в 1918 появился сборник «лирических идеограмм» «Каллиграммы»(Calligrammes), отчасти предвосхищающий «автоматическое письмо» сюрреалистов, а также — провозглашённый в 1924 году румынским художником-сюрреалистом Виктором Браунером синтетический «Манифест пиктопоэзии».

Файл:Guillaume Apollinaire Calligramme.JPG

Аполлинер и сюрреализм Править

В конце 1910-х вокруг Аполлинера сложился круг молодых поэтов-сюрреалистов — Андре Бретон, Филипп Супо, Луи Арагон, Жан Кокто. Термин «сюрреализм» принадлежит Аполлинеру; в 1917 была поставлена его «сюрреалистическая драма» «Сосцы Тиресия» (Les mamelles de Tirésias), где проблемы современности преподнесены в духе аристофановых фарсов.

Смерть Править

Находясь на фронте, 17 марта 1916 года Аполлинер был ранен в голову осколком снаряда; в мае перенес трепанацию черепа. Осенью 1918 Аполлинер, ослабленный операцией, умер от эпидемии испанского гриппа. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Собрания сочинений Править

  • Oeuvres poétiques. P., 1956 (имеется библ.)
  • Oeuvres completes, t. 1-4, P., 1965—1966
  • Oeuvres en prose complètes. Vol.1-2. Paris: Gallimard, 1991 (Bibliothèque de la Pléiade)

На русском языке Править

На русский язык стихи Аполлинера переводили И.Тхоржевский, Б.Лившиц, М.Зенкевич, П.Антокольский, М.Кудинов, Э.Линецкая, М.Ваксмахер, Ю.Даниэль (под именем Б.Окуджавы), А.Гелескул, Г.Русаков, Б.Дубин, И.Кузнецова, А.Давыдов, Н.Стрижевская, Е.Кассирова, М.Яснов и др.

Файл:La muse inspirant le poète.jpg
Файл:Tombe de Guillaume Apollinaire.JPG
  • Стихи// Лившиц Б. От романтиков до сюрреалистов. Л.: Время, 1934, с.112-123.
  • Стихи/ Пер. М. П. Кудинова. Статья и прим. Н. И. Балашова, М., 1967 (Литературные памятники)
  • Избранная лирика. М.: Книга, 1985
  • Стихи// Семь веков французской поэзии в русских переводах. СПб: Евразия, 199, с.531-544
  • Эстетическая хирургия. Лирика. Проза. Театр. СПб: Симпозиум, 1999
  • Мост Мирабо/ Пер. М.Яснова. СПб: Азбука, 2000
  • Пикассо. О живописи// Пространство другими словами: Французские поэты XX века об искусстве. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2005, с.19-26.
  • Стихи// Гелескул А. Избранные переводы. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2006, с.152-159.

Библиография Править

  • Pia P. Apollinaire par lui-même. Paris: Éditions du Seuil, 1954.
  • Steegmuller F. Apollinaire, poet among the painters. New York: Farrar, Straus, 1963
  • Buckley H.E. Guillaume Apollinaire as an art critic. Ann Arbor: UMI Research Press, 1981.
  • Caizergues P. Apollinaire journaliste: les débuts et la formation du journaliste, 1900—1909. Paris: Minard, 1981.
  • Berry D.C. The creative vision of Guillaume Apollinaire: a study of imagination. Saratoga: Anma Libri, 1982
  • Mathews T. Reading Apollinaire: theories of poetic language. Manchester; Wolfeboro: Manchester UP, 1987
  • Bohn W. Guillaume Apollinaire and the international avant-garde. Albany: State University of New York Press, 1997.
  • Cornille J.-L. Apollinaire & cie. Villeneuve-d’Ascq: Presses universitaires du Septentrion, 2000
  • Boschetti A. La poésie partout: Apollinaire, homme-époque (1898—1918). Paris: Seuil, 2001
  • Decaudin M. Apollinaire et le portrait. Paris: Lettres modernes Minard, 2001
  • Guillaume Apollinaire: les incertitudes de l’identité; suivi de À la découverte de Jacqueline Apollinaire/ Anne Clancier, Gilbert Boudar, eds. Paris: L’Harmattan, 2006
  • Хартвик, Юлия. Аполлинер / Пер. с польского. М.: Прогресс, 1971. — 448 с.
  • Великовский С. Книги лирики Аполлинера // Великовский С. Умозрение и словесность: Очерки французской культуры. М.; СПб: Университетская книга, 1999. С.409-420. — ISBN 5-7914-0034-9, ISBN 5-7914-0033-0

См. также Править

Ссылки Править

Гийом Аполлинер
Guillaume Apollinaire
220px </span>

<span id="interwiki-ka-fa" />be:Гіём Апалінер be-x-old:Гіём Апалінэр bg:Гийом Аполинер bo:ཨ་པོ་ལི་ནེར། bs:Guillaume Apollinaire ca:Guillaume Apollinaire cs:Guillaume Apollinaire da:Guillaume Apollinaire de:Guillaume Apollinaire el:Γκιγιώμ Απολλιναίρ en:Guillaume Apollinaire eo:Guillaume Apollinaire es:Guillaume Apollinaire et:Guillaume Apollinaire fa:گیوم آپولینر fi:Guillaume Apollinaire fr:Guillaume Apollinaire gl:Guillaume Apollinaire he:גיום אפולינר hr:Guillaume Apollinaire hu:Guillaume Apollinaire io:Guillaume Apollinaire it:Guillaume Apollinaire ja:ギヨーム・アポリネール ka:გიიომ აპოლინერი ko:기욤 아폴리네르 la:Gulielmus Apollinaire lv:Gijoms Apolinērs nl:Guillaume Apollinaire no:Guillaume Apollinaire pl:Guillaume Apollinaire pt:Guillaume Apollinaire ro:Guillaume Apollinaire sk:Guillaume Apollinaire sr:Гијом Аполинер sv:Guillaume Apollinaire ta:கியோம் அப்போலினேர் th:กีโยม อาโปลีแนร์ tr:Guillaume Apollinaire uk:Ґійом Аполлінер vi:Guillaume Apollinaire wa:Guillaume Apollinaire zh:纪尧姆·阿波利奈尔

Также на Фэндоме

Случайная вики