Фэндом

<tr><th style="text-align:right; background:#eee; vertical-align:top;">Род деятельности:</th><td class="note" style="">

Писательница </td></tr><tr><th style="text-align:right; background:#eee; vertical-align:top;">Дата рождения:</th><td class="" style=""> 1814 год(1814) </td></tr><tr><th style="text-align:right; background:#eee; vertical-align:top;">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 6 июля 1842(1842-07-06) </td></tr><tr><th style="text-align:right; background:#eee; vertical-align:top;">Отец:</th><td class="" style=""> Андрей Михайлович Фадеев (1789-1867) </td></tr><tr><th style="text-align:right; background:#eee; vertical-align:top;">Мать:</th><td class="" style=""> Княжна Елена Павловна Долгорукая (1788-1860) </td></tr><tr><th style="text-align:right; background:#eee; vertical-align:top;">Супруг:</th><td class="" style=""> Петр Алексеевич фон Ган </td></tr><tr><th style="text-align:right; background:#eee; vertical-align:top;">Дети:</th><td class="" style=""> Е. П. Блаватская,
В. П. Желиховская,
Л. П. Ган </td></tr> </table>

Елена Андреевна Ган (в девичестве Фадеева) (1814—1842) — русская писательница XIX века, постоянный автор журнала «Библиотеки для чтения» Осипа Сенковского и журнала «Отечественные записки».

Биография Править

Родилась в многодетной дворянской семье. Детство и юность провела в Екатеринославе. По материнской линии принадлежала к роду князей Долгоруких, её родителями были Андрей Михайлович Фадеев (17891867), тайный советник, губернатор Саратова, и княжна Елена Павловна Долгорукая (в девичестве). Родная сестра Елены, Екатерина, была замужем за Юлием Федоровичем Витте (18141867), от брака с которым родился будущий российский государственный деятель, министр финансов России Сергей Юльевич Витте (18491915).

Елена Ган приходилась двоюродной сестрой поэтессе Евдокии Ростопчиной и мемуаристке Екатерине Сушковой, приятельнице Лермонтова, с которым Ган общалась в ее доме. «Его я знаю лично… Умная голова! Поэт, красноречив», — писала она родным (см. Лермонтовскую энциклопедию). Ее родственником по матери был известный поэт того времени Иван Михайлович Долгоруков, внук автора «Своеручных записок» Натальи Долгорукой и первый их издатель, а также поэт Ф. И. Тютчев. [1]

Замуж Елена вышла в 16-летнем возрасте за капитана Петра Алексеевича Гана (Peter von Hahn; 17981873), человека военного, почти вдвое старше ее, происходившего из немецкого рода, переселившегося в Россию в середине 18-го века.

В 1831 году у Ганов родилась первая дочь Елена (Елена Блаватская), а в 1835 — вторая дочь Вера — будущая писательница Желиховская. Елена Ган вместе с маленькими детьми и мужем все это время путешествовала по Украине, побывала в Курске и в Туле. Весной 1836 года семья прибыла в Петербург, где проживет по май 1837 года, здесь Елена Ган увидела на выставке Пушкина, о чем написала родным: «Я узнала — Пушкина! Я воображала его черным брюнетом, а его волосы не темнее моих, длинные, взъерошенные… Маленький ростом, с заросшим лицом, он был не красив, если бы не глаза. Глаза блестят, как угли, и в беспрерывном движении. Я, разумеется, забыла картины, чтобы смотреть на него. И он, кажется, это заметил: несколько раз, взглядывая на меня, улыбался… Видно, на лице моем изображались мои восторженные чувства» [2]. Известно, что Пушкин во время южной ссылки бывал в кишиневском и одесском домах Фадеева. [1]

Литературная деятельность Править

В 1836 году Е. А. Ган опубликовала в «Библиотеке для чтения» у издателя Сенковского компиляцию из романа Булвер-Литтона «Годольфин». В 1839 там же появилась ее первая повесть «Идеал», под псевдонимом Зенеида Р-ва . В 1837, будучи на Кавказе, познакомилась с ссыльными декабристами. Впечатления этого знакомства послужили созданию ряда произведений: «Воспоминаний Железноводска» и повестей «Утбалла» и «Джеллаледдин», опубликованных в 1838 (в «Библиотеке для чтения»). Далее (18391841) последовали одна за другой повести (изданные там же): «Медальон», «Суд света», «Теофания Аббиаджио». Произведение «Напрасный дар» было создано в 1842 и в том же году опубликовано в «Отечественных Записках» (первая часть); вторая часть появилась в посмертном собрании сочинений (1843); «Любонька» (год создания — 1842 — также совпадает с годом публикации в «Отечественных Записках» и, соответственно, по времени написания), «Ложа в одесской опере» (опубликовано в альманах «Дагерротип»). Собрания сочинений Елены Андреевны Ган были изданы два раза в Санкт-Петербурге, в 1843 и 1905 годах.

Литературное приложение сил Е. Ган (Зенеиды Р-вой) не осталось незамеченным. На публикацию ее произведений отозвались многие видные деятели того времени. В частности Тургенев и Белинский:

«В этой женщине было <...> и горячее русское сердце, и опыт жизни женской, и страстность убеждений, — и не отказала природа в тех „простых и сладких“ звуках, в которых счастливо выражается внутренняя жизнь»

Иван Сергеевич Тургенев [3]

«Есть писатели, которые живут отдельною жизнью от своих творений; есть писатели, личность которых тесно связана с их произведениями. Читая первых, услаждаешься божественным искусством, не думая о художнике; читая вторых, услаждаешься созерцанием прекрасной человеческой личности, думаешь о ней, любишь ее и желаешь знать ее самое и подробности ее жизни. К этому второму разряду принадлежит наша даровитая Зенеида Р-ва (Елена Ган) <...> Мир праху твоему, благородное сердце, безвременно разорванное силой собственных ощещений. Мир праху твоему, необыкновенная женщина, жертва богатых даров своей возвышенной натуры! Благодарим тебя за краткую жизнь твою: не даром и не втуне цвела она пышным, благоуханным цветом глубоких чувств и высоких мыслей… В этом цвете — твоя душа, и не будет ей смерти, и будет жива она для всякого, кто захочет насладиться ее ароматом».

Виссарион Григорьевич Белинский [4]

Семья Править

Из библиографических источников Править

  • А. М. Фадеев Воспоминания. Одесса, 1897
  • «Воспоминания о Ган» // «Одесский Вестник», 1844, № 10
  • «Старина и Новизна», IX, 1905, стр. 327—335
  • В журнале «Русская Старина», 1886. Статьи: Е. С. Некрасовой, Н. Фадеевой (декабрь, 1986), В. П. Желиховской (март, 1887)
  • А. В. Старчевский // «Исторический Вестник», 1886, № 8, 9, 11
  • М. Гершензон
  • «Русская женщина 30-х годов» // «Русская Мысль», 1911, декабрь

Интересно Править

  • По линии своей матери — Елены Павловны Долгоруковой, Елена Андреевна Ган была потомком великого князя Киевского Ярослава Мудрого. [5][6]

См. также Править

Елена Андреевна Ган
Портрет </span>

Ссылки Править

Примечания Править

  1. 1,0 1,1 Светлана Кайдаш «Елена Блаватская в России» // «Утренняя звезда» научно-художественный иллюстрированный альманах Международного Центра Рерихов № 2-3, 1994—1997
  2. Желиховская В. П. — Русская старина, 1887, март, с.744
  3. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений: В 28 т. М.—-Л., 1936. Т.5. С. 370
  4. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений. М., 1955. Т.7. С.659
  5. Сайт «Знаменитые потомки Рюрика»
  6. Родословная роспись князей Долгоруковых (первая ветвь)
no:Jelena Fadejeva

Также на Фэндоме

Случайная вики