ФЭНДОМ

12 (23) июля 1792(1792-07-23) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Москва </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 10 (22) ноября 1878(1878-11-22) (86 лет) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Баден-Баден </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> поэт, литературный критик </td></tr><tr><th style="">Направление:</th><td class="" style=""> романтизм </td></tr><tr><th style="">Жанр:</th><td class="" style=""> лирическое стихотворение, эпиграмма, сатира </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения на сайте Lib.ru</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">Произведения в Викитеке.</th></tr> </table>

Пётр Андре́евич Вя́земский (12 (23 июля) 1792, Москва — 10 (22 ноября) 1878, Баден-Баден) — князь, русский поэт, литературный критик. Член Российской академии (1839). Отец историка литературы и археографа Павла Вяземского.

Биография Править

Происходил из древнего княжеского рода; сын князя Андрея Ивановича Вяземского (17501807), в ранней молодости остался единственным наследником большого состояния и занял блестящее положение в высших кругах столичного дворянства. Его сводная сестра, побочная дочь А. И. Вяземского Екатерина (носившая фамилию Колыванова) стала второй женой Н. М. Карамзина, благодаря чему Пётр с ранних лет вошёл в среду московских литераторов карамзинского круга. Служебную карьеру Вяземский начал в Варшаве (18191821), где присутствовал при открытии первого сейма, переводил речь Александра I, известную своими либеральными обещаниями, и участвовал в составлении Н. Н. Новосильцевым проекта конституции для России.

Либеральная атмосфера Варшавы того времени была воспринята легко увлекающимся Вяземским особенно горячо, тем более, что сам он, как представитель когда-то влиятельного древнего рода, тяготился деспотизмом самодержавия, возвышением новоиспечённой аристократии и изолированным положением, в котором находилось старинное родовитое дворянство.

Его переживания этого периода близко совпали с назревшим настроением декабристов. Свои убеждения Вяземский демонстративно высказывал в стихах, частных письмах и беседах. В 1820 он подписал записку об освобождении крестьян, поданную Александру I графом Воронцовым. В результате Вяземский был отстранён от службы и прожил несколько лет в опале, под тайным надзором. Лишь в 1830 году, освободившись от либеральных «увлечений молодости», Вяземский примирился с правительством и вновь поступил на службу. Во вторую половину жизни достиг высших чинов, званий и положения при дворе Александра II и умер убеждённым консерватором и реакционером.

Известно, что П. А. Вяземский принимал участие в судьбе А. С. Пушкина до самой его смерти.

П. А. Вяземский о последних днях поэта:

Арендт, который видел много смертей на веку своем и на полях сражений, и на болезненных одрах, отходил со слезами на глазах от постели его и говорил, что он никогда не видал ничего подобного, такого терпения при таких страданиях[1]

Похоронен в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.

Адреса в Санкт-Петербурге Править

  • 02. — 03.1816 года — дом Е. Ф. Муравьёвой — набережная реки Фонтанки, 25;
  • 02. — 06.1828 года — квартира Карамзиных в доходном доме Мижуева — Моховая улица, 41;
  • 03. — 07.1830 года — доходный дом Мижуева — Моховая улица, 41;
  • 12.1831 — 10.1832 года — доходный дом Мижуева — Моховая улица, 41;
  • 10.1832 — 08.1834 года — дом Баташова — Дворцовая набережная, 32;
  • 1837 год — доходный дом Быченской — Моховая улица, 32;
  • 1838—1839 — доходный дом И. Г. Лауферта — Большая Морская улица, 27;
  • 1839—1843 — доходный дом Боровицкой — Литейный проспект, 8;
  • 1844 год — дом Голицыной — Невский проспект, 60;
  • 1867 год — набережная реки Мойки, 15;
  • 1868 год — набережная реки Мойки, 15;
  • 1868—1869 — дом Абамелек-Лазарева — Большая Морская улица, 49.

Литературная деятельность Править

Литературная деятельность для Вяземского была лишь занятием дилетанта, а не насущным трудом. Несмотря на это, трудно найти человека, более преданного литературным интересам, тщательнее следившего за жизнью русской литературы. Вяземский был связан личными дружескими отношениями с большей частью писателей, принадлежавших к тому же высшему дворянскому слою общества: Карамзин, Дмитриев, К. Н. Батюшков, В. А. Жуковский, Пушкин и Баратынский — его ближайшие друзья (так как Карамзин был женат на внебрачной дочери его отца Е. А. Колывановой, Вяземский с юности был своим человеком в его доме и быстро познакомился со всей литературной Москвой). Он принимал горячее участие в борьбе «Арзамаса» (где его прозвищем было Асмодей) против «Беседы», в начале 1820-х гг. выступил в защиту романтизма и был толкователем ранних поэм Пушкина.

Поэзия Править

Как поэт Вяземский может быть назван представителем так называемого «светского стиля» в русской поэзии. Воспитанный на французской литературе XVII и XVIII веков, он оставался всю жизнь под сильным влиянием французского классицизма, хотя и выступал в 1820-х гг. защитником романтизма.

Стиль его многочисленных посланий, стихов «на случай», эпиграмм, мадригалов, куплетов для пения и т. п. свидетельствует об их близкой связи с теми же жанрами в французской «лёгкой поэзии» конца XVIII века. Отличаясь умом, находчивостью и остроумием, Вяземский сосредоточивал всё своё внимание, как в поэзии, так и в прозе, на заострённой мысли, на блестящей игре словами, часто игнорируя красоту и отделку формы.

Слабая сторона его поэзии — внешнее остроумие и отсутствие художественной простоты. Стремление Вяземского обновить русский литературный язык введением малоупотребительных или заново сочинённых слов и оборотов речи придавало его стилю лишь бо́льшую претенциозность и туманность.

В поэтической деятельности Вяземского можно различать несколько периодов. Первый успех Вяземскому принесли эпиграммы, осмеивающие литературных ретроградов. Наряду с сатирическими произведениями, баснями, эпиграммами, осмеивавшие как отдельных лиц, так и общие пороки и свойства людей (например «Да как бы не так», 1822, цикл эпиграмм на Шаликова, Шаховского и другие) в первый период в его творчестве значительное место занимает эпикурейская поэзия. Поэтому можно утверждать, что Вяземский вступил в литературу певцом наслаждения жизнью, счастливой любви, беспечного бытия в кругу близких, понимающих друзей (например, его «Послание к халату», 1817). В печати же он дебютировал стихотворным «Посланием Жуковскому в деревню» и критическими статьями (1808).

Годы политического либерализма вдохновили его на «свободолюбивые» стихотворения. Лучшие из них: «Петербург» (1818), заканчивающийся воззванием к царю дать конституцию России и уничтожить крепостное право, и «Негодование» (1820), грозящее местью деспотам за угнетение народа. Эти стихотворения отражали настроения известной части дворянства накануне декабрьского восстания и по содержанию были близки пушкинским («Деревне» и «Вольности»). В эти же годы политических надежд и разочарований Вяземский пережил увлечение поэзией Байрона, наложившей отпечаток на некоторые его произведения (например, «Уныние», 1849).

Стихотворения второй половины жизни Вяземского, в поэтическом отношении очень продуктивной, отличаются значительно большим вниманием к художественной форме — результат влияния поэзии Пушкина. По настроению они полны грустного лиризма, а иногда свидетельствуют о тяжёлой меланхолии и пессимизме автора. Пережив всех близких ему людей, дотянув до эпохи разложения дворянства, наблюдая быстрый рост буржуазии и выступление на общественную сцену ненавистной ему демократической интеллигенции, Вяземский чувствовал себя одиноким и чужим всему, что окружало его в последние десятилетия жизни. В стихах он иногда издевался над враждебной ему современностью, но чаще уходил в далёкие воспоминания о прошлом или с тоской изображал своё безотрадное существование.

Критика Править

Особенно развернул он своё полемическое дарование на страницах «Московского телеграфа» Полевого. Однако, разойдясь с идеологическим направлением этого журнала, он перешёл в 1830 в «Литературную газету» Дельвига и позднее в «Современник» Пушкина. Вместе со своими друзьями — редакторами этих органов — он выступил на защиту «литературной аристократии» против нападок Булгарина, Греча и того же Полевого.

Не удовлетворяясь журнальной деятельностью, Вяземский попробовал свои силы в серьёзной историко-литературной работе, результатом чего явилась до сих пор не потерявшая значения книга о Фонвизине (написана — 1830, напечатана — 1848). В этой книге, как и в предшествовавших ей работах об Озерове и Дмитриеве, Вяземский противопоставил формально-эстетическому разбору творчества писателя его историко-культурное и биографическое изучение. Это было первое применение в России методов, выработанных европейской критикой (мадам де Сталь, Шлегель и др.).

После смерти Пушкина Вяземский почти прекратил журнальную деятельность, относясь с глубоким презрением к новым демократическим течениям в художественной литературе и критике. Особенно вызывали его негодование Белинский и его школа. В старости Вяземский пытался иногда выступать с ярыми патриотическими статьями («Письма русского ветерана», 1865), но чаще уходил от неприятной современности к «образам прошлого». В своей «Старой записной книжке» он собрал интересные клочки воспоминаний, относящихся к лицам и событиям высшего светского круга конца XVIII и начала XIX веков, а также оставил ряд небольших статей-монографий, посвящённых наиболее дорогим для него умершим людям.

Библиография Править

  • Полное собрание сочинений князя П. А. Вяземского в 12 тт. СПб. 1878—1896; его переписка, «Остафьевский архив», т. I—V.
  • Грот Я., Сухомлинов М., Пономарёв С., в Сборнике 2 отделения Академии наук, т. XX, 1880.
  • Трубачев С. С. Вяземский как писатель 20-х гг., «Исторический вестник», Ї 8, 1892.
  • Спасович В. Вяземский и его польские отношения и знакомства. Сочинения Спасовича, т. VIII, 1896.
  • Венгеров С. А. Источники словаря русских писателей, т. I, СПб. 1900.
  • Языков Д. П. Вяземский. — М. 1904.
  • Кульман H. Вяземский как критик // Известия Академии наук. Кн. 1. 1904.
  • Гинзбург Л. Я. Вяземский литератор // Сб. «Русская проза», под ред. Б. Эйхенбаума и Ю. Тынянова, Л., 1926.
  • Перельмутер В. Г. «Звезда разрозненной плеяды!…» М. Кн. сад. 1993.
  • Бондаренко В. В. Вяземский. М. Молодая гвардия (серия «Жизнь замечательных людей») 2004.

Ссылки Править

Пётр Андреевич Вяземский
250px </span>

Примечания Править

  1. Пушкин А. С. Сочинения в 5 т. — М.: ИД Синергия, 1999.

Шаблон:ЛЭШаблон:ИТОД Шаблон:Литературное общество Арзамасde:Pjotr Andrejewitsch Wjasemski en:Pyotr Vyazemsky fr:Piotr Viazemski hu:Pjotr Andrejevics Vjazemszkij it:Pëtr Andreevič Vjazemskij pl:Piotr Wiaziemskij vi:Pyotr Andreyevich Vyazemsky

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики