ФЭНДОМ

Шаблон:Данные о субъекте Российской Федерации Волого́дская о́бласть — субъект Российской Федерации, образована 23 сентября 1937. Расположена на северо-западе Европейской части России. Административный центр области — город Вологда (286,1 тыс. чел. (2009)). Крупнейший город — Череповец. Входит в состав Северо-Западного федерального округа.

История Править

Область образована 23 сентября 1937 года постановлением ЦИК СССР «О разделении Северной области на Вологодскую и Архангельскую области»

До XV века западные районы нынешней Вологодской области входили в Новгородскую землю, центральные и восточные земли в подчинении Ростовского княжества, затем Московского государства.

С 1708 года территория вошла в Архангелогородскую губернию и Ингерманландскую губернию, а с 1727 года западная часть вошла в Новгородскую губернию. В 1780 году три провинции Архангелогородской губернии Вологодская, Великоустюгская и Архангельская были выделены в Вологодское наместничество, а 1796 года в юго-восточной части территории наместничества образована Вологодская губерния.

По ходатайству северных уездов Новгородской губернии в июне 1918 года из Тихвинского, Устюженского, Череповецкого, Кирилловского и Белозерского уездов Новгородской губернии была образована Череповецкая губерния с центром в Череповце, а из Великоустюжского, Никольского, Сольвычегодского, Усть-Сысольского и Яренского уездов Вологодской губернии — Северо-Двинская губерния с центром в Великом Устюге. 18 апреля 1924 года в составе Северо-Двинской губернии были образованы первые районы области: Великоустюгский, Верхне-Тоемский, Вохомский, Енангский, Кичменгско-Городецкий, Никольский, Нюксенский, Рослятинский, Усть-Алексеевский, Черевковский. 27 февраля 1928 года были упразднены Усть-Алексеевский (присоединен к Великоустюгскому) и Енангский (присоединен к Кичменгско-Городецкому) районы, а Нюксенский район переименован в Сухонский.

В 1927 году Череповецкая губерния вошла в состав Ленинградской области, а в январе 1929 года Северо-Двинская и Вологодская губерния вошли в состав Северного края. 14 января 1929 года в крае был образован Вологодский округ с центром в городе Вологде в его состав вошли районы: Вожегодский, Вологодский, Грязовецкий, Кокшенгский, Кубено-Озерский, Леденгский, Свердловский, Сямженский, Толшменский, Тотемский, Усть-Кубинский, Харовский, Чебсарский и Шуйский. 23 июля 1930 года окружное деление в крае было ликвидировано. 30 июля 1931 года ликвидированы районы: Верховажский, образованный в 1929 году в составе Няндомского округа Северного края (территория передана Вельскому району); Сямженский (вошёл в Тотемский и Харовский районы); Кокшенгский и Сухонский (их территория вошла во вновь образованный Нюксенский район); Толшменский (вошёл в Тотемский и Шуйский районы); Рослятинский (присоединен к Леденгскому району), а 20 сентября ликвидированы районы: Абакановский (территория передана Череповецкому и Кадуйскому районам); Уломский (территория передана Череповецкому району и Весьегонскому району Калининской области); Николо-Торжский (присоединен к Кирилловскому району). А Петропавловский район переименован в Чарозерский.

Затем после принятия Конституции СССР 5 декабря 1936 года восточная часть современной области вошла в состав Северной области образованной при разделении Северного края.

В связи с разделением 23 сентября 1937 года Северной области на Вологодскую и Архангельскую к Вологодской области были присоединены города и районы Ленинградской области: город Череповец, районы Череповецкий, Мяксинский, Пришекснинский, Петриневский, Кирилловский, Чарозерский, Вашкинский, Белозерский, Бабаевский, Кадуйский, Чагодощенский, Устюженский, Борисово-Судский, Шольский, Оштинский, Ковжинский, Вытегорский и Андомский.

13 августа 1944 года Павинский и Вохомский районы переданы в Костромскую область.

География Править

Область граничит на севере с Архангельской, на востоке — с Кировской, на юге — с Костромской и Ярославской, на юго-западе — с Тверской и Новгородской, на западе — с Ленинградской областью, на северо-западе с Республикой Карелия.

Климат Править

Вологодская область расположена на северо-востоке Восточно-Европейской равнины, рельеф здесь холмистый — чередуются низменности (Прионежская, Молого-Шекснинская), гряды (Андогская, Белозерская, Кирилловская) и возвышенности (Андомская, Вепсовская, Вологодская, Галичская, Верхневажская). На востоке области — Северные Увалы. Климат умеренно-континентальный с холодной зимой (ср. температура января −14 °C) и тёплым летом (ср. температура июля +18 °C). Осадков довольно много — 500 мм в год, испаряемость гораздо меньше, поэтому область богата реками, озёрами и болотами.

Природа Править

В области протекают крупные реки: Сухона с притоками Вологда и Двиница, Юг с Лузой, Молога с Чагодощей, Шексна, верховья Унжи, Андома. На юго-западе расположено крупное Рыбинское водохранилище, на западе озёра: Белое, Кубенское и Воже. Онежское озеро на севере области соединяет с Волгой Волго-Балтийский водный путь. Растительность типична для средней и южной тайги. Леса занимают около 2/3 территории области, в основном еловые. Почвы подзолистые и дерново-подзолистые, местами болотные. Животный мир типичен для тайги: лось, бурый медведь, росомаха, заяц-беляк, лесная куница, барсук, волк, лисица; птицы — серая куропатка, тетерев, рябчик. В реках и озёрах водятся лосось, нельма, лещ, судак, окунь, щука и др. Природа охраняется в национальном парке Русский Север и Дарвинском заповеднике.

Из природных ресурсов основными являются запасы древесины, велики запасы пресных вод, часть незначительного гидроэнергопотенциала реализована на Шекснинской ГЭС. Полезными ископаемыми область не богата — имеются месторождения торфа, строительных материалов, поваренной соли и минеральных вод, в реках встречается речной жемчуг, территория на границе с Архангельской и Кировской областями перспективна к обнаружению алмазных месторождений.

Социальный портрет региона Править

По данным Независимого института социальной политики 20032005 годов[1]:

Социальные преимущества: экспортная специализация промышленности, сглаженные отраслевые различия в заработках и более низкий уровень бедности, пониженная безработица в целом по области, относительно высокая обеспеченность первичными услугами здравоохранения, дошкольного воспитания и общего образования.

Социальные проблемы: зависимость экономики области от одного предприятия; сильнейшая поляризация пространства — концентрация населения, экономической активности и доходов в двух крупнейших городах и их пригородных зонах на фоне демографической и экономической деградации обширной периферии; низкая доступность качественных социальных услуг для жителей периферии; проблемы качества населения, в том числе пониженное долголетие и уровень образования.

Население Править

Файл:PG Girl with strawberries.jpg

Этнохороним — вологжа́не.
Вологодская область стоит на первом месте среди всех других регионов РФ по доле русского населения в регионе (96,56 % русских среди всего населения области); и на третьем месте после Брянской и Архангельской областей по доле восточнославянского населения (Брянская — 98,37 %, Архангельская — 98,03 %, Вологодская — 97,92 %). Но в настоящее время в связи с высокой смертностью русского населения и очень низкой рождаемостью меняется численный и национальный состав (становится больше выходцев с Кавказа, Закавказья и Азии), впрочем как и во всех областях и краях России.

Национальный состав (2002):

Помимо русских, коренным населением являются вепсы, компактно проживающие на северо-западе области.

Состояние на 1 января 2005 года. Население области — 1 245,6 тыс. человек, за 10 лет сократившись с 1 310,0 тыс. человек.

Возраст ниже трудоспособного — 20 % (дети)
трудоспособного — 59 % (работающие и др.)
выше трудоспособного — 21 % (пенсионеры)
15 городов
13 поселков
8 000 деревень

Вологодская область занимает 42-е место по численности населения по России. По плотности населения (8,5 чел/км²) — 56-й регион в РФ, а по уровню урбанизации (уд. вес городского населения — 68 %) — 39-е (без авт. округов, Москвы и С.-Петербурга) (2005). Количество жителей непрерывно уменьшается с 1988 года, причины тому: отрицательной сальдо миграции, резкий спад рождаемости, увеличение смертности. Динамика естественного прироста: резко-отрицательная.

Другие данные:
Болота занимают 12 % территории.
Снежный покров держится 160—170 дней.

Органы государственной власти области Править

Вологодская область является государственно-территориальным образованием в составе России, являясь полноправным субъектом Российской Федерации. Статус области, как субъекта Федерации определяется в главе 3 Конституции Российской Федерации 1993 года, Федеративным договором от 31 марта 1992 года, включающим в себя Договор о разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы, Санкт-Петербурга Российской Федерации; другими федеральными актами.

Являясь субъектом Российской Федерации Вологодская область обладает определённой учредительной властью, что заключается в праве принимать свой устав, законы и иные нормативные правовые акты. Устав Вологодской области закрепляет основы правового статуса, обеспечение прав человека и гражданина, а так же институты народовластия, экономическую и финансовую основы области, основы социально-культурной политики, организацию государственной власти, административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

Так Устав (ч. 3 ст. 4 гл. 1) закрепляет предметы ведения Вологодской области: принятие Устава области и поправок к нему; правовое регулирование по вопросам ведения области, установление системы органов государственной власти области, определение порядка их образования, формирования и деятельности; международные и внешнеэкономические связи области; экономические, научно-технические и культурные связи области с другими субъектами Российской Федерации; административно-территориальное устройство области; осуществление правомочий собственника в отношении имущества, находящегося в государственной собственности области; областной бюджет, внебюджетные фонды; определение социально экономической политики области, принятие, исполнение областных программ в сфере государственного, экономического, социального, экологического, культурного развития области, социальной защиты населения; создание и функционирование областных систем жизнеобеспечения области; организацию и функционирование государственной службы области; учреждение областных государственных наград, почётных званий, премий Вологодской области, грантов области; иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению Российской Федерации, совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, вопросам местного значения. Кроме того, стоит отметить, что Устав области (ч. 1, 2 ст. 4 гл. 1) указывает на наличие полномочий области в предметах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, закрепленных в Конституции Российской Федерации (ст. 72), а также Устав области (ст. 3 гл. 1) признает верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов на всей территории всей России.

Для осуществления вышеназванных полномочий в Вологодской области действуют создаваемые ей органы власти.

Высшим должностным лицом Вологодской области является Губернатор. С 1996 года эту должность занимает Позгалев Вячеслав Евгеньевич, который согласно Уставу области возглавляет высший исполнительный орган власти области — Правительство Вологодской области. В состав Правительства области входят департаменты, комитеты, управления, отделы.

Законодательная власть имеет свою историю.

После отмены крепостного права в 1861 году возникла потребность в новой земской реформе. В 1864 году Александр II провел Земскую реформу, на основании которой были созданы первые представительные органы и в Вологодской губернии — это Дворянское депутатское собрание и городская Дума, избиравшаяся из числа гласных. Первый орган охранял права и интересы дворян, второй ведал городским хозяйством, собирал налоги, вершил административные дела. Эти органы действовали в городах, но вместе с ними на селе, по этой же реформе начали действовать земские собрания. В этих органах большинство мест получили крестьяне. В июне 1870 года царь подписал закон под названием «Городовое уложение», который определял систему органов местного самоуправления. С этого момента и вплоть до 1917 года в России действовал институт земств. Надо пояснить, что институт земств, при всех его положительных моментах не имело законодательных функций!

С 1918 года в Вологодской губернии Земства прекратили свое существование, а к власти на всех уровнях пришли Советы, как я уже отмечал во втором параграфе настоящей главы. Практически сразу после революции в 1919 году Вологодская и Архангельская губернии образовали Северный край, просуществовавший до 1937 года, когда были вновь образованы отдельные регионы — Вологодская и Архангельская области. Тогда же был образован Вологодский областной совет депутатов трудящихся, первая сессия которого состоялась 8—10 января 1940 года. Руководящим ядром Советов согласно ст. 126 Конституции СССР 1936 года стала Коммунистическая партия. Конечно, такой орган демократичным назвать уже нельзя. В 1977 году Совет стал именоваться Вологодским областным советом народных депутатов. Этот Совет просуществовал вплоть до 1993 года, когда был принят знаменитый Указ Б. Н. Ельцина № 1400. Совет был распущен Постановлением Главы Администрации Вологодской области от 11.10.1993. Последним председателем Совета был Г. Т. Хрипель.

Выборы в новый орган представительной (законодательной) власти Вологодской области — Вологодскую областную Думу состоялись 20 марта 1994 года. На первой же сессии 31 марта — 1 апреля 1994 года вновь избранный парламент принял новое наименование — Законодательное Собрание Вологодской области (ЗСВО). С этого момента принято отсчитывать современную историю вологодского парламентаризма. Законотворческая деятельность ЗСВО стартовала с принятия Закона области № 1-ОЗ от 23.06.1994 года «О статусе депутата Законодательного Собрания Вологодской области».

Судебная власть в области представлена федеральными судами и мировыми судьями, входящими в общероссийскую систему судебной власти.

Административное деление и города Править

С 1 января 2006 года в соответствии с Федеральным законом № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на территории Вологодской области образованы 372 муниципальных образования:

  • 26 муниципальных районов
  • 2 городских округа (Вологда и Череповец)
  • 22 городских поселения
  • 322 сельских поселения

Главы и депутаты муниципальных образований избираются прямым всеобщим голосованием населения соответствующих территорий.

История преобразований Править

Первоначально область делилась на 41 район: Андомский, Бабаевский, Белозерский, Биряковский, Борисово-Судский, Вашкинский, Великоустюгский, Верховажский, Вожегодский, Вохомский, Вытегорский, Грязовецкий, Кадуйский, Кирилловский, Кичменгско-Городецкий, Ковжинский, Кубено-Озерский, Леденгский (с 1941 — Бабушкинский), Лежский, Междуреченский, Мяксинский, Никольский, Нюксенский, Оштинский, Павинский, Петриневский, Пришекснинский, Рослятинский, Сокольский, Сямженский, Тарногский, Тотемский, Усть-Алексеевский, Усть-Кубинский, Устюженский, Харовский, Чагодощенский, Чарозерский, Чебсарский, Череповецкий и Шольский.

В 1938 образован Вологодский район, а в 1940 — Уломский. В 1944 Вохомский и Павинский районы были переданы в новую Костромскую область.

В 1955 упразднены Оштинский, Петриневский и Чарозерский районы, в 1957 — Андомский, в 1959 — Биряковский, Борисово-Судский, Ковжинский, Лежский, Пришекснинский, Уломский, Усть-Алексеевский и Шольский, в 1960 — Мяксинский, Рослятинский и Усть-Кубинский, в 1962 — Бабушкинский, Вашкинский, Кадуйский, Кубено-Озерский, Нюксенский, Сямженский, Чагодощенский и Чебсарский.

В 1965 были образованы Бабушкинский, Вашкинский, Кадуйский, Нюксенский, Сямженский, Усть-Кубинский, Чагодощенский и Шекснинский районы.

Городские округа Править

Россия Вологодская область ещё не имеет позиционной карты.
Название города Население
(2009)
Вологда 286 158
Череповец 309 010

Муниципальные районы Править

Шаблон:АТД Вологодской области

Название района Население
2009, чел.
Районный центр Население райцентра
2009, чел.
1 Бабаевский район 23 082 город Бабаево 12 235
2 Бабушкинский район 13 632 Село имени Бабушкина 4 105
3 Белозерский район 19 354 город Белозерск 10 088
4 Вашкинский район 9 261 село Липин Бор 3 845
5 Великоустюгский район 20 263 город Великий Устюг 31 928
6 Верховажский район 15 622 село Верховажье 5 006
7 Вожегодский район 17 515 пгт Вожега 6 835
8 Вологодский район 50 051 город Вологда  
9 Вытегорский район 29 417 город Вытегра 10 863
10 Грязовецкий район 38 522 город Грязовец 15 469
11 Кадуйский район 17 782 пгт Кадуй 11 388
12 Кирилловский район 17 712 город Кириллов 7 960
13 Кичменгско-Городецкий район 20 407 село Кичменгский Городок 5 754
14 Междуреченский район 7 641 село Шуйское 2 436
15 Никольский район 24 722 город Никольск 8 425
16 Нюксенский район 11 714 село Нюксеница 4 407
17 Сокольский район 13 226 город Сокол 40 536
18 Сямженский район 9 964 село Сямжа 3 932
19 Тарногский район 14 384 село Тарногский Городок 5 539
20 Тотемский район 25 428 город Тотьма 10 388
21 Усть-Кубинский район 8 922 село Устье 4 148
22 Устюженский район 19 947 город Устюжна 9 818
23 Харовский район 18 205 город Харовск 10 759
24 Чагодощенский район 14 225 пгт Чагода 6 765
25 Череповецкий район 38 633 город Череповец  
26 Шекснинский район 35 352 пгт Шексна 21 744

Первое упоминание о наиболее древнем городе Белозерскe относится к 862 году. Остатки древнего городища расположены в 18 км юго-восточнее современного города Белозерска. По преданию, городом правил один из братьев Рюрика, основателя династии Русских царей Рюриковичей — князь Синеус.

«В лето 6370… И прия власть Рюрик и раздая мужем своим грады, овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро. И по тем городом суть находници варязи, а перьвии насельници в Нове-городе словене, в Полотьски кривичи, в Ростове меря, в Беле-озере весь, в Муроме мурома» Памятники литературы Древней Руси. XI — начало XII века. М., 1978. С.36.

В XII веке основываются такие города, как Вологда (первое упоминание в исторических документах относиться к 1147 году) и Великий Устюг (впервые упоминается в летописи под 1212 как Устюг).

Большая часть городов современной Вологодской области (включающей часть земль бывшей Новгородской губернии) была образована в период административной реформы Екатерины II (Череповец, Грязовец, Никольск и другие). Некоторые города появились в XX веке, в годы советской власти: Сокол, Харовск, Красавино и другие.

Населённые пункты с количеством жителей выше 4,5 тысяч
по состоянию на 1 января 2009 года
Череповец Шаблон:Рост309,0 Устюжна Шаблон:Падение9,8
Вологда Шаблон:Падение286,2 Никольск Шаблон:Падение8,4
Сокол Шаблон:Падение40,5 Кириллов Шаблон:Падение8,0
Великий Устюг Шаблон:Падение31,9 Красавино Шаблон:Падение7,8
Шексна Шаблон:Рост21,7 Чагода Шаблон:Падение6,8
Грязовец Шаблон:Падение15,5 Вохтога Шаблон:Падение6,7
Бабаево Шаблон:Падение12,2 Вожега Шаблон:Падение6,6
Кадуй Шаблон:Падение11,3 Кичменгский Городок Шаблон:Падение5,8
Вытегра Шаблон:Падение10,9 Верховажье Шаблон:Падение5,0
Харовск Шаблон:Падение10,8 Кадников Шаблон:Падение4,9
Тотьма Шаблон:Падение10,3 Суда Шаблон:Падение4,9
Белозерск Шаблон:Падение10,1 Тарногский Городок Шаблон:Падение4,5

Экономика Править

Промышленность Править

Основной отраслью специализации является чёрная металлургия — 62,7 %, на втором месте — электроэнергетика — 7,9 %. По итогам 2004 года на её долю приходится 17 % производимого в стране проката, 16 % — стали, 11 % — минеральных удобрений, 14,5 % — подшипников качения, 7 % — деловой древесины, 11,4 % — льняных тканей, 1,5 % от общего объёма российского экспорта — продукция вологодских предприятий (официальные данные областного Правительства).

Вологодская область сильно интегрирована в мировую экономику. Внешнеторговый оборот в 2004 году составил $3,082 млрд. Экспортировано продукции на $2,741 млрд. По объёму экспорта на душу населения область занимает 6-е место среди регионов России и 2-е место в Северо-Западном федеральном округе. Товарная структура областного экспорта определяется, прежде всего, продукцией промышленных гигантов — предприятий чёрной металлургии, химии, машиностроения, деревообработки: ОАО «Северсталь», ОАО «Череповецкий сталепрокатный завод», ОАО «Аммофос», ОАО «Череповецкий „Азот“», ЗАО «Вологодский подшипниковый завод», ОАО «Сокольский деревообрабатывающий комбинат». Коэффициент душевого производства по прокату черных металлов —20, по выпуску аммиака синтетического — 8,3, по вывозу древесины — 7,6

Экономический рост в области достигался ранее в основном за счёт чёрной металлургии. Эта привязанность ставила экономику области, её социальную сферу в прямую зависимость от финансово-экономического положения предприятий холдинга «Северсталь-групп», расположенных на территории области. Тем не менее, область экспортирует значительные объёмы продуктовых товаров: молоко, птицу, мясо, знаменитое вологодское масло. По данным ГосКомСтата РФ падение идекса промпроизводства в 1 квартале 2009 года составило −57 % (1 место в РФ по уровню падения), главным образом из за резкого снижения спроса на мировых рынках на производимые в области товары, прежде всего, металл.

Сохранились до настоящего времени некоторые традиционные художественные промыслы: вологодское кружево, самый крупный центр кружевоплетения в России — вологодское предприятие «Снежинка»; уникальные промыслы Великого Устюга — шемогодская резная берёста и чернение по серебру.

Сельское хозяйство Править

Шаблон:План

Образование Править

Вологодская область с 1 апреля 2010 года участвует в проведении эксперимента по преподаванию курса «Основы религиозных культур и светской этики» (включает «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», и «Основы светской этики»)[2].

Транспорт Править

Расстояние от Вологды до Москвы — 465 км.

Автомобильный Править

Главные региональные дороги:

Железнодорожный Править

Узел «Вологда» (станции Вологда-1, Вологда-2 и Лоста-Сортировочная) — крупнейший железнодорожный узел Северной железной дороги, а участок «Вологда 2 — Лоста-Сортировочная» — самый грузонапряженный на всей сети железных дорог РФ (по количеству пар поездов в обоих направлениях в сутки и тоннажу перевозимых грузов). Направления: южное (Ярославль — Москва), западное (Волховстрой — Санкт-Петербург), северное (Архангельск, Мурманск, Северодвинск, Котлас, Сыктывкар, Воркута, Сосногорск), восточное (Киров — Екатеринбург — Астана).

Прямые, транзитные поезда и прицепные вагоны в составе проходящих поездов связывают Вологду с такими городами как: Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Екатеринбург, Пермь, Тюмень, Челябинск, Омск, Мурманск, Архангельск, Воркута, Сыктывкар, Симферополь, Харьков, Запорожье, Белгород, Курск, Орёл, Ставрополь, Минеральные Воды, Барнаул, Астана, Караганда, Алма-Ата.

Авиационный Править

Водный Править

Порт в г. Череповце — один из крупнейших на Волго-Балтийском водном пути. У причальной стенки протяжённостью более 900 метров могут обрабатываться речные и смешанного, «река-море», плавания суда. В составе порта самоходный и несамоходный грузовой флот общим тоннажем более 61 тысячи тонн, буксирные теплоходы, плавмеханизация и портальные краны грузоподъёмностью от 5 до 40 тонн, пассажирский флот, открытые и закрытые складские площадки.

Связь Править

СМИ Править

Областные СМИ стремительно развиваются.

Более трех лет выходит специализированная газета «Вологда автомобильная».

Культура, туризм Править

Ряд городов и населённых пунктов области: Белозерск, Великий Устюг, Вологда, Устюжна, Тотьма и другие, — имеют статус исторических и являются музеями под открытым небом. Великий Устюг с 1999 года считается родиной российского Деда Мороза.

Ведущие музеи: Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кирилло-Белозерский, Велико-Устюгский; Тотемское и Череповецкое музейные объединения. Под Вологдой расположен Архитектурно-этнографический музей Вологодской области.

В Вологодской области сохранился и ряд старинных русских дворянских усадеб[3], включая усадьбу Гальских (восстановлена) и усадьбу древнего русского рода КачаловыхХвалевское», Борисово-Судское).

Особый интерес представляют памятники культовой архитектуры, в том числе ансамбли Спасо-Прилуцкого, Кирилло-Белозерского и других монастырей. Самый знаменитый Ферапонтов монастырь, благодаря фресковому ансамблю, выполненному в 1502 году древнерусским художником Дионисием, включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Файл:За пряжей Логдуз.jpg

Вологодчина знаменита обилием сохранившихся памятников деревянного зодчества. Однако, в силу разных причин, число и сохранность объектов деревянной архитектуры неуклонно снижается. Так, в 1963 году сгорела церковь Покрова Пресвятой Богородицы под Вытегрой, непосредственный предшественник знаменитого Преображенского храма Кижского погоста. Интересным может оказаться и посещение княжеской гридницы в городе Белозерске. В области хорошо налажен охотничье-рыболовный туризм, неплохая база для развития т. н. сельского туризма.

Вологодский край как часть Русского Севера сумел сохранить значительное число памятников этнического наследия русского народа (песни, сказания, былины, летописи). В XIX—XX веках здесь были «открыты» лучшие образцы фольклора, церковной и светской литературы. В быту и культурной жизни современного населения сел и деревнь Вологодской области и сегодня находят свое продолжение традиции и промыслы крестьянского уклада (см. статью о деревне Логдуз).

Область интересна своими природными памятниками. Так, в 70 км от Великого Устюга напротив деревни Порог находится знаменитый геологический разлом — Опоки: высокие, 60 метровые берега на крутой излучине реки Сухоны обнажают породы верхней перми.

В области имеется три театра: Вологодский государственный драматический театр, Вологодский областной театр кукол «Теремок», Вологодский областной театр юного зрителя.

Спорт Править

Область известна своими спортсменами, снискавшими славу российскому спорту на международных соревнованиях.

Альбина Ахатова (род. 13 ноября 1976 в городе Никольске) — российская биатлонистка. Заслуженный мастер спорта.

В эстафетных гонках Альбина Ахатова завоевала серебряную медаль на Зимних Олимпийских играх 1998 в Нагано, бронзовую медаль на Зимних Олимпийских играх 2002 в Солт-Лейк-Сити и золото на Зимних Олимпийских играх 2006 в Турине. Тогда же Альбина Ахатова стала бронзовым призёром в индивидуальной гонке на 15 км, после того как у Ольги Пылёвой была изъята медаль из-за применения допинга. Вторую бронзовую медаль она завоевала в гонке преследования на 10 км.

Анна Богалий-Титовец (род. 12 июня 1979 в посёлке Вожега) — российская биатлонистка. Заслуженный мастер спорта, мастер спорта международного класса. Двукратная олимпийская чемпионка.

Сергей Фокичев (родился 24 декабря 1962) — советский конькобежец, заслуженный мастер спорта (1984). Олимпийский чемпион 1984 г. на дистанции 500 м, 2-кратный чемпион СССР на этой же дистанции (1985, 1987).

Гуляев, Николай Алексеевич (родился 1 января 1966 в г. Вологда) — знаменитый советский и российский конькобежец. Олимпийский чемпион 1988 года в беге на 1000 м, чемпион мира и Европы 1987 года в классическом многоборье, двукратный чемпион страны (1987, 1992). Николай Гуляев стал последним советским конькобежцем — чемпионом мира в классическом многоборье. Заслуженный мастер спорта СССР (1987).

Известные люди Править

В области родились Править

Галерея Править

См. также Править

Примечания Править

Ссылки Править

Шаблон:Вологодская область Шаблон:Северо-западный федеральный округ

ace:Oblast Vologda

ar:فولوغدا أوبلاست az:Voloqda Vilayəti be:Валагодская вобласць bg:Вологодска област bs:Vologodska oblast ca:Província de Vólogda cs:Vologdská oblast de:Oblast Wologda el:Περιφέρεια Βόλογκντα en:Vologda Oblast eo:Vologda provinco es:Óblast de Vólogda et:Vologda oblast eu:Vologdako Oblasta fa:استان ولوگدا fi:Vologdan alue fr:Oblast de Vologda ga:Cúige Vologda he:מחוז וולוגדה hr:Vologodska oblast id:Oblast Vologda it:Oblast' di Vologda ja:ヴォログダ州 ka:ვოლოგდის ოლქი ko:볼로그다 주 kv:Вӧлӧгда обласьт lt:Vologdos sritis lv:Vologdas apgabals mk:Вологодска област ms:Wilayah Vologda myv:Вологдань ёнкс nl:Oblast Vologda nn:Vologda oblast no:Vologda oblast os:Вологдæйы облæст pl:Obwód wołogodzki pnb:ولوگدا pt:Oblast de Vologda ro:Regiunea Vologda sah:Вологда уобалаhа sh:Vologodska oblast sk:Vologdská oblasť sl:Vologdska oblast sr:Вологдска област sv:Vologda oblast sw:Vologda Oblast tr:Vologda Oblastı uk:Вологодська область vi:Vologda (tỉnh) war:Vologda Oblast zh:沃洛格达州

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики