Фэндом

20 июня 1934(1934-06-20) </td></tr><tr><th style="">Место рождения:</th><td class="" style=""> Москва, СССР </td></tr><tr><th style="">Дата смерти:</th><td class="" style=""> 17 сентября 1984 (50 лет) </td></tr><tr><th style="">Место смерти:</th><td class="" style=""> Москва, СССР </td></tr><tr><th style="">Род деятельности:</th><td class="note" style=""> Шаблон:Актёр, журналист, писатель, Шаблон:Сценарист, Шаблон:Драматург, поэт, бард </td></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; ">IMDB</th></tr><tr><th colspan="2" style="text-align:center; "></th></tr> </table> Ю́рий Ио́сифович Ви́збор (20 июня 1934 — 17 сентября 1984) — советский киноактёр, журналист, писатель, сценарист, поэт, бард, один из основоположников жанра авторской песни, создатель жанра песни-репортажа, автор более 300 песен.

Биография Править

Ранние годы Править

Юрий Визбор родился 20 июня 1934 в Москве, в семье командира Красной Армии. Вот фрагмент автобиографии Юрия Визбора: «Я родился по недосмотру 20 июня 1934 года, в Москве, в родильном доме им. Крупской, что на Миуссах. Моя двадцатилетняя к тому времени матушка Мария Шевченко, привезённая в Москву из Краснодара молодым, вспыльчивым и ревнивым командиром, бывшим моряком, устремившимся в семнадцатом году из благообразной Литвы в Россию Юзефом Визборасом (в России непонятное для пролетариата „ас“ было отброшено и отец мой стал просто Визбором)»…

В 1937 отец Юрия был репрессирован1958 он был посмертно реабилитирован). В 1941 семья переехала на Сретенку, с образом которой впоследствии связаны многие мотивы в творчестве Визбора-барда.

Из автобиографии:

В четырнадцать лет под влиянием «большой принципиальной любви» в пионерском лагере, где я работал помощником вожатого, я написал первое стихотворение, которое начиналось следующим четверостишием:

Сегодня я тоскую по любимой
Я вспоминаю счастье прежних дней
Они как тучки пронеслися мимо,
Но снова страсть горит в груди моей.

Тетрадка с тайными виршами была обнаружена матушкой при генеральной уборке. Состоялось расследование насчёт «прежних дней». На следующий день на своём столе я обнаружил «случайно» забытую матушкой брошюру «Что нужно знать о сифилисе». Всё-таки матушка была прежде всего врачом.

О себе я полагал, что стану либо футболистом, либо лётчиком. С девятого класса я повадился ходить в аэроклуб, летал на По-2 и Як-18.

Впоследствии многие произведения он посвятит футболу и «небу».

Учёба в МГПИ Править

В 1951 Визбор окончил московскую среднюю школу № 659 и поступил в Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина.

Мне позвонил приятель из класса Володя Красновский и стал уговаривать поступать вместе с ним в пединститут. Мысль эта мне показалась смешной, но Володя по классной кличке Мэп (однажды на уроке он спутал английское слово «мэм» с «мэп») уговорил меня просто приехать и посмотреть это «офигительное» здание. Мы приехали на Пироговку и я действительно был очарован домом, колоннами, светом с высоченного стеклянного потолка. Мы заглянули в одну пустую и огромную аудиторию — там сидела за роялем худенькая черноволосая девушка и тихо играла джазовые вариации на тему «Лу-лу-бай». Это была Света Богдасарова, с которой я впоследствии написал много песен. Мы с Мэпом попереминались с ноги на ногу и я ему сказал: «Поступаем».

— из автобиографии Ю. Визбора.

В это время в МГПИ учились Юрий Ряшенцев, Юлий Ким, Ада Якушева, Пётр Фоменко, Юрий Коваль.

В том же году Визбор, согласно имеющимся сведениям, сочинил свою первую песню «Мадагаскар». В начале 1950-х МГПИ был одним из центров нарождавшегося жанра самодеятельной, или авторской песни и Визбор сразу стал ярчайшим представителем этого жанра. К периоду учёбы относятся десятки его ранних песен, в том числе гимн МГПИ-МПГУ:

Много впереди путей-дорог
И уходит поезд на восток.
Светлые года
Будем мы всегда Вспоминать.

Много впереди хороших встреч,
Но мы будем помнить и беречь
Новогодний зал,
Милые глаза, Институт.

Распределение и армия Править

В 1955 Визбор окончил МГПИ по специальности «Русский язык и литература», с августа по сентябрь работал по распределению учителем средней школы на станции Кизема Печорской железной дороги (Архангельская область). В октябре того же года был призван в ряды Советской Армии. К концу службы был радистом 1-го класса, чемпионом военного округа по радиосвязи. Сочинял стихи и песни на армейские темы, публиковал их в окружной военной газете.

Начало журналистской карьеры Править

В октябре 1957 демобилизовался в звании старшего сержанта, начал работать журналистом. Был одним из организаторов звуковой газеты «Говорит Комсомолия». В 1958 Визбор женится на А. Якушевой, у них рождается дочь Татьяна. Песни Визбора, распространяемые в неофициальных магнитофонных записях, приобретают популярность среди студентов, туристов и интеллигенции вообще, сперва в Москве, а затем и по всей стране.

В 1962 принял участие в создании радиостанции «Юность».

В 1964 выступает как создатель жанра песни-репортажа: в первом номере журнала «Кругозор» публикуется первая песня-репортаж «На плато Расвумчорр».

Визбор — путешественник и альпинист Править

Одним из серьёзнейших увлечений Визбора всю жизнь были путешествия и горные походы. Поэт занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту.

Увлечение горными вершинами и альпинизмом нашло отражение в песнях («И надеясь на верного друга и горные лыжи…», «Поминки» и др.) и сделало песни Визбора популярными среди туристов, хотя подчас не все представляли, что именно он являлся автором этих песен, они считались подлинно народными.

Болезнь и смерть Править

В марте 1984 Визбор пишет свою последнюю песню («Цейская»). Всего за 33 года написано более 300 песен и более пятидесяти песен на его стихи положено на музыку другими композиторами. С апреля тяжело болен раком печени. 17 сентября 1984 Визбор скончался в Москве. Похоронен на московском Новокунцевском кладбище.

Личная жизнь Править

Юрий Визбор был женат три раза. В 1958 году он женился на Аде Якушевой. Их дочь Татьяна в будущем стала теле- и радиожурналисткой. Второй женой стала актриса Евгения Уралова, с которой Визбор познакомился на съёмках фильма «Июльский дождь». В этом браке, заключённом в 1967 году, родилась дочь Анна. Третий раз Визбор женился в 1974 году, с последней женой Ниной Тихоновой он не расставался до конца своей жизни.

Творческое наследие Править

Вышли пластинки, кассеты, книги стихов и прозы (в 1966 году — «Ноль эмоций», в 1986 году — «Я сердце оставил в синих горах», в 1988 году — «Сад вершин», в 1995 году — «Я верю в семиструнную гитару» и «…И льёт на пустыни мои доброта…», в 1999 — двухтомник стихов, песен и прозы), компакт-диски.

27 марта 2006 года на горе Чегет (Кабардино-Балкарская Республика) во время проведения VII Фестиваля горнолыжной авторской песни «Приэльбрусье — 2006» была установлена мемориальная доска одному из основоположников жанра авторской песни, известному барду, актёру, драматургу, журналисту Юрию Иосифовичу Визбору.

Дискография Править

Юрий Визбор
220px </span>
  • Полночь в зените (1950—1959)
  • Просто парень из тайги (1959—1963)
  • Мы впереди планеты всей (1963—1965)
  • Я гляжу сквозь тебя (1965—1966)
  • Осенние дожди (1966—1970)
  • Здравствуй, белый пароходик (1970—1973)
  • Надеюсь видеть вас счастливыми (1973—1976)
  • Когда горит звезда (1976—1978)
  • Я в долгу перед вами (1978—1981)
  • Вот уходит наше время

Фильмография Править

Актёрские работы Править

Файл:Yuriy Vizbor Borman film.jpg
  1. 1967 — Возмездие — Захаров
  2. 1967 — Июльский дождь — Алик
  3. 1969 — Рудольфио — Рудольф, друг Ио
  4. 1969 — Мой папа — капитан — попутный пассажир
  5. 1969 — Красная палатка — профессор Бегоунек
  6. 1970 — Начало — Степан Иванович
  7. 1970 — Белорусский вокзал — главный инженер Балашов
  8. 1970 — В Москве проездом… — секретарь редакции
  9. 1970 — Переступи порог — Виктор Васильевич
  10. 1971 — Ты и я — Саша
  11. 1972 — Ночная смена — Коваленков
  12. 1973 — Семнадцать мгновений весны — Мартин Борман
  13. 1975 — Дневник директора школы — Смирнов
  14. 1977 — Миг удачи — тренер Юрасов Павел Петрович
  15. 1982 — Нежность к ревущему зверю — журналист Одинцов

Фильмы, поставленные по сценариям, написанным Визбором Править

  1. 1961 — Выше неба
  2. 1979 — Мурманск-198
  3. 1982 — Год дракона
  4. 1985 — Капитан Фракасс
  5. 1986 — Прыжок

Песни к кинофильмам Править

Песни в авторском исполнении в кинофильме «Такая она, игра» (реж. Н. Малецкий , В.Попков, Студия им. А.Довженко)

Пьесы и инсценировки Править

Ссылки Править

bg:Юрий Визбор cv:Визбор Юрий Иосифович en:Yuri Vizbor fr:Youri Vizbor it:Jurij Iosifovič Vizbor mhr:Визбор, Юрий Иосифович pl:Jurij Wizbor sk:Jurij Iosifovič Vizbor uk:Візбор Юрій Йосипович