ФЭНДОМ

Алекса́ндр Фоми́ч Ве́льтман
220px
Александр Фомич Вельтман
Дата рождения:

(18 (30) июля 1800

Место рождения:

Санкт-Петербург

Дата смерти:

11 (23) января 1870,

Место смерти:

Москва

Род деятельности:

писатель и археолог

Направление:

утопия

Жанр:

исторические, фантастические романы

Дебют:

«Беглец» (М., 1831)

Алекса́ндр Фоми́ч Ве́льтман (18 (30) июля 1800, Санкт-Петербург — 11 (23) января 1870, Москва) — русский писатель и археолог.

Биография Править

Происходит из шведской фамилии Weldman. Отец его служил в лейб-гвардии гренадерском полку. В 1811—1812 г. Вельтман поступил в Московский университетский благородный пансион, но занятия его были прерваны нашествием французов. В 1814 году он перешёл в частный пансион Терликова, а в 1816 году — в училище колонновожатых, откуда в следующем году выпущен офицером в свиту Его В. по квартирмейстерской части. В бытность колонновожатым Вельтман составил «Начальные основания арифметики» (Москва, 1817). В 1828—1829 гг. во время турецкой кампании Вельтман находился при главной квартире старшим адъютантом генерального штаба, а в 1831 г. вышел подполковником в отставку. Плодом полученной им перед тем командировки в Бессарабию был его труд «Начертание древней истории Бессарабии» (M., 1828). С этого времени Вельтман отдается литературе, а немного позже занимается усердно и историей.

Творчество Править

Первыми его произведениями были повести «Беглец» (М., 1831), «Странник» 1831—1832), «Муромские леса» (М., 1831 г.)

Затем последовал целый ряд исторических и фантастических романов: «MMMCDXLVIII год, рукопись Мартына Задеки» (M., 1831); «Кощей Бессмертный» (М., 1833); «Святославич, вражий питомец» (М., 1835); «Лунатик» (1836); «Александр Филиппович Македонский» (Москва, 1836); «Виргиния» (Москва, 1837); «Сердце и думка» (М., 1838); «Генерал Каломерос» (М., 1840); «Новый Емеля, или Превращения» (М., 1845) и, наконец, масса повестей в стихах и прозе. Во всех этих произведениях Вельтман обнаружил оригинальный и блестящий, но неглубокий талант: при замечательной яркости фантазии, пестроте изложения, не лишенной подчас истинной поэзии, у него совершенно отсутствовало серьёзное содержание, чем и объясняется, что он был забыт тотчас после смерти. Сложность происшествий и являющаяся отсюда потребность чудесной развязки лишают произведения В. естественности. Излюбленной формой его творчества была калейдоскопическая смесь прозы и стихов, в которой он достиг виртуозности.

Кроме беллетристики, Вельтман оставил несколько исторических исследований. В 1842 г. он стал помощником директора московской Оружейной палаты, а в 1845 г. был назначен членом комитета для издания «Древностей Российского государства», которые выходили под его редакцией и в которых текст 2, 3 и 5 отд. принадлежит ему. В 1852 г. Вельтман назначен был директором Оружейной палаты.

Фантастическое начало встречается во многих произведениях Вельтмана. Так, писатель создал первый русский утопический роман «MMMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека» (1833) — рассказ о жизни через полторы тысячи лет, в 3448 г. В этом произведении развивались социальные утопии XVIII века и отразились передовые идеи русской философии 1820-х годов.

В романе «Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса» (1836) впервые был использован прием путешествия во времени, ставший с легкой руки Г. Уэллса обычным для литературы XX века.

Но чаще фантастика у Вельтмана так тесно переплетается с реальностью, что читатель перестает различать грань между ними. Так, в рассказе «Не дом, а игрушечка!» (1850) рядом с литературными героями и двумя домовыми действуют реальные люди — П. В. Нащокин и А. С. Пушкин.

Рассказ «Иоланда» занимает особое место в творчестве писателя и фантастический элемент в ней особого рода. Это рассказ о событиях частной и общественной жизни во Франции XIV в. Эпизоды в мастерской церопластика Гюи Бертрана, в суде инквизиции, на аутодафе, у собора связаны сложной композицией. В рецензии на «Иоланду» отмечается, что этот «рассказ, в котором столько чудес, столько нечаянностей, кажется, не кончен; но профиль и подробности отдаленного века обрисованы мастерской кистью». Загадку автора можно разгадать лишь косвенно, и у читателя остается впечатление непостижимого, почти мистического стечения обстоятельств, приведших всех героев к гибели.

«Иоланда» ставит Вельтмана в ряд зачинателей детективного жанра в России и в чём-то роднит его с писавшим в то же время Эдгаром По.

Произведения Править

Фантастическая проза
  • Странник. — М., 1831
  • MMCDXLVIII год. Рукопись Мартына Задека. — М., 1833.
  • Кощей Бессмертный, былина старого времени. — М., 1833.
  • Лунатик. — М., 1834.
  • Светославич, вражий питомец. — М., 1835.
  • Эротида. — М., 1835.
  • Александр Филиппович Македонский. Предки Калимероса. — М., 1836.
  • Сердце и Думка (Приключение). — М., 1838.
  • Генерал Каломерос. — М., 1840.
  • Ратибор Холмоградский. — М., 1841.
  • Путевые впечатления и, между прочим, горшок герани. — М., 1843.
  • Новый Емеля, или Превращения. — М., 1845.
Издания
  • Приключения, почерпнутые из моря житейского / Вступ. ст. В. Ф. Переверзева.-- М.. 1957;
  • Странник / Послесл. Ю. М. Акутина.-- М., 1977;
  • Повести и рассказы / Вступ. ст. Ю. М. Акутина.-- М., 1979;
  • Романы / Вступ. ст. В. И. Калугина; Послесл. А. П. Богданова.-- М., 1985;
  • Сердце и думка / Вступ. ст. В. А. Кошелева и А. В. Чернова.-- М., 1986.

Литература Править

Ссылки Править

Шаблон:Викитека-автор

uk:Вельтман Олександр Хомич

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики