ФЭНДОМ

Город
Великий Устюг
Флаг Герб
Флаг Герб
СтранаРоссия
Субъект федерацииВологодская область
Муниципальный районВеликоустюгский
Городское поселениеВеликий Устюг
КоординатыКоординаты: 60°46′00″ с. ш. 46°18′00″ в. д. / 60.766667° с. ш. 46.3° в. д. (G) (Я)60°46′00″ с. ш. 46°18′00″ в. д. / 60.766667° с. ш. 46.3° в. д. (G) (Я)
Глава городского поселенияГладышев Н.Е.
Основан1147
Первое упоминание1207
Прежние названияУстюг
НаселениеШаблон:Падение 31 928 человек (2009)
Этнохороним• устюжанин,
• устюжанка,
• устюжане
Часовой поясUTC+3, летом UTC+4
Телефонный код+7 81738
Почтовые индексы162390
Автомобильный код35
Код ОКАТО19 410
Файл:10rubles Velikiy Ustug.PNG

Вели́кий У́стюг — город в России, административный центр Великоустюгского района Вологодской области.

Великий Устюг располагается в 450 км к северо-востоку от Вологды на левом берегу реки Сухона против слияния её с рекой Юг на судоходных линиях трёх рек — Сухоны, Юга и Северной Двины. Один из древнейших городов на русском Севере, сохранивший богатое культурное наследие. С 1999 года объявлен родиной Всероссийского Деда Мороза. Является популярным центром семейного туризма.

География Править

Географическое положение Править

Великий Устюг расположен на левом берегу реки Сухоны, неподалёку от устья реки Юг, которые, сливаясь, образуют Северную Двину.

Климат Править

Основная статья: Климат Великого Устюга

Шаблон:План

История Править

Основная статья: История Великого Устюга

Великий Устюг — один из древних русских городов. Начало Устюгу положили ростово-суздальские князья. Первое поселение они основали в XII веке на высокой горе в четырёх километрах от современного города у слияния Сухоны с Югом, а так как с этой горы можно было далеко видеть окрестности, городище получило название «Гледен» («Глядень»). Однако это городище просуществовало недолго. Чудские племена часто осаждали и жгли его, а воды рек, подмывая и затопляя берега, приносили людям немало бедствий. Ввиду этого уже в XII веке посадские люди стали переселяться на левый берег Сухоны и основали там новое поселение, названное по устью реки Юга — Усть-Югом или Устюгом.

XII век — XIV век Править

Файл:Dvina.jpg

Первые достоверные сведения об Устюге относятся к 1212 году, когда в городище был заложен Михайло-Архангельский монастырь.

Вклиниваясь на северо-востоке во владения новгородцев, Устюг с самого своего основания служил опорным пунктом ростово-суздальских князей, преграждая дорогу в древнее Заволочье (см. Устюжский летописный свод).

Конец XIV век — XVII век Править

В XIVXV веках борьба, разгоревшаяся за Север, не оставила в стороне и Устюг. Новгородцы шесть раз нападали на него. Устюжане выступали на стороне московских князей. В конце XIV века при великом князе Василии I Устюг окончательно входит в состав Московского княжества.

В середине XVI века Устюг перестал быть окраинным укреплением и потерял своё военное значение. Однако, благодаря выгодному географическому положению (в связи с открытием торгового пути по Сухоне и Северной Двине к Белому морю) он продолжал развиваться как торговый центр. Рост торговли послужил толчком к развитию кустарных производств и художественных промыслов.

В XVI веке торговое значение Устюга настолько возросло, что Иван IV включил его в число опричных городов, дававших деньги «на государев обиход». Именно в этот период за ним утверждается название Великий.

XVIII век — начало XX век Править

В XVIII веке в связи с перемещением торговых путей Великий Устюг, как и многие другие северные города, утратил торгово-транспортное значение. С утратой былой славы менялось и административное положение Устюга. До конца XVII века он был центром огромной по территории Велико-Устюгской области. В 1708 году, когда Петр I разделил страну на восемь губерний, Великий Устюг стал центром Великоустюжского уезда и вошёл в состав Архангелогородской губернии и получил статус провинциального города (с 1719 года центр Великоустюгской провинции), а с 1780 года в составе Вологодского наместничества. В XIX век он вступил в качестве уездного города Вологодской губернии.

В конце XVIII века в городе из-за «прекрайней тесноты» произошло несколько крупных пожаров, в результате которых выгорел почти весь посад. Было предложено несколько планов перестройки города. Окончательно утверждён план землемера Голубева, который считается образцом сохранения старой застройки.

Великий Устюг в РСФСР Править

В 19181929 годах Великий Устюг был центром Северо-Двинской губернии РСФСР. В этот период в городе был свой университет, первый на Севере. Было разрушено множество храмов и церквей.

Экономика Править

В 2006 году начал работу завод по производству древесных топливных гранул (пеллет) — крупнейший в стране.

В XVII веке в Великом Устюге сложился известный русский народный художественный промысел — великоустюжское чернение по серебру. В 1933 году образована артель Северная чернь, которая позже превратилась в завод «Северная чернь», производящий художественные серебряные изделия, в том числе ювелирные, на котором работают порядка 500 человек[1]. Известны также сувениры фабрики «Великоустюгские узоры» (плетение, резьба и роспись по бересте: шкатулки, туеса и др.).

Территориальное деление Править

Город делится на 6 микрорайонов: Центр, Вторая часть (район СРЗ), Гора, Яиково, Борки и Район ЦРБ. В черту города входят Добрынино, Дымково, Коромыслово, Маринино, Рогозинино, Кузино, Новатор.

Центр — исторический район города. Здесь сосредоточены основные памятники истории и культуры.

Достопримечательности Править

Основная статья: Музеи Великого Устюга

В городе сохранилось 28 храмов XVII—XVIII веков.

Церкви и монастыри Великоустюгского уезда Править

  • Соборное дворище:
    • Собор Прокопия Праведного
    • Успенский собор
  • Михайло-Архангельский монастырь
  • Покровский монастырь (городище)
  • Спасо-Преображенский монастырь
  • Церковь Вознесения (XVII век)
  • Симеона Столпника (XVIII век)
  • Мироносицкая церковь

Гражданская архитектура Править

Несколько десятков памятников гражданской архитектуры XIX века:

  • Дом Усова
  • Дом Охлопкова
  • Дом Ноготковых
  • Усадьба Булдакова

Проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза» Править

По инициативе мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1999 года действует туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». Торжественное открытие Дома Деда Мороза состоялось 25 декабря 1999 года.

В Великий Устюг идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, разработаны специализированные автобусные путешествия.

За первые три года (с 1999 по 2002 год) число туристов, посетивших город Великий Устюг, выросло с 2 тыс. до 32 тысяч[2]. По заявлению Губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева, с начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица[3].

По данным Дома Деда Мороза, в 2009 году родину волшебника посетило 204 849 человек. По сравнению с началом 2009 года, в 2010 году число гостей выросло на 12 %. Количество писем, которые пришли на Почту волшебника, также в плюсе по сравнению с прошлым годом и составило 157 тысяч[4].

Социальная сфера Править

Демография Править

Шаблон:Население

Культура Править

Действуют студии (в том числе театральная) при Доме Культуры. В 2006 году в городе открыта картинная галерея «Русский Север».

Экология Править

Основная статья: Экология Великого Устюга

Шаблон:План

Здоровье Править

В Великом Устюге находятся следующие лечебно-оздоровительные учреждения:

  • Великоустюгская ЦРБ;
  • 2 детские поликлиники;
  • Взрослая поликлиника;
  • Поликлиника восстановительного лечения;
  • Центр здоровья.

Образование Править

В городе расположены 7 школ, коррекционная школа-интернат и школа рабочей молодёжи, 4 ССУЗа, 2 филиала Вологодских ВУЗов.

В дошкольном образовании работают 20 учреждений.

Дополнительное образование обеспечивают 6 учреждений:

  • Школа искусств
  • Художественная школа
  • Спортивная школа
  • ДЮЦ «Авангард»
  • Автошкола РОСТО
  • Воскресная школа

Религия Править

Основная статья: Религия в Великом Устюге

Великий Устюг, город с богатой православной историей, является местом рождения, жизни и кончины десятков святых земли русской, самые известные из них: считающийся покровителем города, первый Христа ради юродивый Прокопий Праведный, проповедник христианства в земле Коми Стефан Пермский, святые Иоанн и Мария, Киприан, Василий и многие другие, в том числе новомученики.

Население города до революции было очень набожным, практически все храмы были построены на пожертвования богатых устюжан и содержались на деньги прихожан.

В городе кроме православных церквей были синагога и протестантская кирха.

В Великом Устюге три действующих православных храма: собор Прокопия Правденого, кладбищенская церковь Стефана Пермского и собор Симеона Столпника. Действуют две воскресные школы и паломническая служба.

Транспорт Править

Железнодорожный транспорт Править

Железнодорожная станция «Великий Устюг» Северной железной дороги является конечной станцией участка Ядриха — Великий Устюг длиной 54,5 км[5]. С 2005 года, в связи с введением в эксплуатацию моста через Северную Двину отменён пригородный поезд Великий Устюг — Котлас, а также прицепной вагон к поезду Воркута — Москва[6]. На 2010 год регулярное пассажирское движение отсутствует. Станция принимает товарные составы. Начиная с 18 ноября до середины января вокзал принимает туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Челябинска. В конце 2009 — начале 2010 было принято 20 туристических поездов общей численностью 7500 человек[4].

Аэропорты Править

Основная статья: Великий Устюг (аэропорт)

Аэропорт «Великий Устюг». По данным на февраль 2010 года не имеет регулярного авиасообщения. С 2011 года планируется начать реконструкцию аэропорта: удлинение взлётно-посадочной полосы, реконструкция аэровокзала, для приёма международных рейсов[7].

Городские автобусы Править

Основная статья: Великоустюгский автобус

Шаблон:Автобусная система

Автобусное движение в города было открыто в 1947 году. Первый автобус проходил по маршруту ССРЗ — мясокомбинат.

На сегодняшний день существует 8 городских маршрутов.

Автобусные маршруты в Великом Устюге
№ марш.Конечный остановочный пункт 1Конечный остановочный пункт 2Длина маршрута
1АвтовокзалСудоремонтный завод5 км 420 м
2Речное училищеЖД вокзал5 км 890 м
3Судоремонтный заводАэропорт7 км 90 м
4АвтовокзалЖД вокзал6 км 360 м
6Судоремонтный заводГимназия6 км 620 м
7НекрасоваМолокозавод6 км 130 м
8АвтовокзалПарковая7 км 200 м

Автопарк состоит из ЛиАЗ-677, ЛиАЗ-677М, ЛиАЗ-5256, а также нескольких MAN, Икарус-280.03, Икарус-260, Икарус-415 и МАЗ 103.

Монополистом по пассажирским перевозкам является «Великоустюгское ПАТП». На ряде рейсов в ближний пригород работают частные перевозчики. Стоимость проезда по городу с 1 января 2010 года — 11 рублей

Междугородние Править

Великий Устюг имеет постоянное автобусное сообщение с Вологдой, Котласом, Череповцом, Архангельском, Северодвинском, Кичменгским Городком, Коряжмой, Никольском, Нюксеницей и Тарногой[8].

Такси Править

Основная статья: Великоустюгское такси

В Великом Устюге существует несколько фирм, предоставляющих услуги такси. Средняя стоимость одной поездки по городу на август 2009 года — 55 рублей.

Речной транспорт Править

Существует паромное сообщение с заречной стороной. Маршрут парома:

Связь Править

Телефонный код города 817 38.

Действующие операторы сотовой связи: МегаФон, (GSM+3G), МТС, Билайн, Теле2.

Средства массовой информации Править

Печатные Править

Газеты:

Телевидение, радио Править

Люди, связанные с Великим Устюгом Править

В Великом Устюге родился епископ Стефан, креститель земель пермских. В XIV веке он отправился в земли коми, создал для них алфавит и перевёл на их язык основные церковные сочинения.

Великий Устюг — родина выдающихся мореходов и землепроходцев, сыгравших заметную роль в освоении Сибири и Русской Америки:

Криминолог, социолог Пётр Зепалов родился и жил в Великом Устюге, был другом детства социолога Питирима Сорокина. Сам Питирим также по отцу был родом из Устюга, неоднократно бывал там, в том числе сдал в мужской гимназии экстернатом экзамены за гимназический курс[9]. Позже Питрим Сорокин вёл в Устюге активную культурную и политическую жизнь, посвятил Устюгу несколько глав в своих путевых заметках «Пёстрое кружево»[10], а также после установления весной 1918 года в Великом Устюге власти большевиков провел несколько недель в Устюжской тюрьме[11].

Почётные граждане Великого Устюга Править

Шаблон:План

См. также Править

Примечания Править

  1. Евгений Щедрин Серебро Великого Устюга. Статья в газета Правда
  2. Дорогой дедушка. Проект «Дед Мороз» обещает стать прибыльным.
  3. Дети просят у деда Мороза оставить Путина на третий срок, РИА Новости (24 декабря 2007). Проверено 7 мая 2010.
  4. 4,0 4,1 Итоги туристического сезона, Устюжаночка (28 января 2010). Проверено 7 мая 2010.
  5. Железнодорожный наливной комплекс на станции Приводино
  6. Заметка на сайте города Великий Устюг «Транспортная блокада»
  7. Дворец для Деда Мороза, Устюжаночка (28 января 2010). Проверено 7 мая 2010.
  8. Расписание автобусных маршрутов по станции Вологда на сайте правительства Вологодской области
  9. Л. С. ПАНОВ (г. Вологда) ВЕЛИКИЙ УСТЮГ В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИТИРИМА СОРОКИНА
  10. Н. М. Кудрин Бысть на Устюзе… Публикации Питирим Сорокин. Пестрое кружево (Публикация Панова Л. С.)

Ссылки Править

Шаблон:Великий Устюг в темах Шаблон:Города Вологодской области Шаблон:Великоустюгский район Шаблон:Населённые пункты на Северной Двине Шаблон:Учебные заведения Великого Устюга

Шаблон:Автодорога Р-157af:Weliki Oestjoeg ar:فيليكي أوستيوغ de:Weliki Ustjug en:Veliky Ustyug eo:Velikij Ustjug es:Veliki Ústiug et:Veliki Ustjug fi:Veliki Ustjug fr:Veliki Oustioug hr:Veliki Ustjug it:Velikij Ustjug ja:ヴェリキイ・ウスチュグ ko:벨리키우스튜크 kv:Югдін la:Ustiuga nds:Weliki Ustjug nl:Veliki Oestjoeg nn:Velikij Ustjug no:Velikij Ustjug pl:Wielki Ustiug sr:Велики Устјуг uk:Великий Устюг zh:大烏斯秋格

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики